Фрикционная муфта

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения. Фрикционная муфта содержит ведущий и ведомый валы, ведущую и ведомую полумуфты, турбину, стакан, фрикционный диск, втулку и пружину сжатия. Фланец ведущей полумуфты соединен с ведущим валом с помощью шлицевого соединения. Стакан соединен с фланцем ведомой полумуфты и охватывает фланец ведущей полумуфты. Фланец ведомой полумуфты имеет симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия. Дно стакана обращено в сторону ведомой полумуфты и выполнено с центральным отверстием, в котором расположена турбина. Между фланцем ведущей полумуфты и дном стакана установлен фрикционный диск, который, жестко прикреплен к дну стакана с помощью втулок. В дне стакана выполнены также сквозные цилиндрические отверстия, в которые вставлены направляющие, сопряженные с дном стакана при помощи резьбовых соединений, имеющие стопорный буртик, ограничивающий их перемещение в дне стакана. Фрикционный диск выполнен с возможностью осевого перемещения со втулками, вставленными в сквозные цилиндрические отверстия направляющих. Выступающие с внешней стороны дна стакана концы втулок снабжены пружинами сжатия. Решение направлено на обеспечение более плавного, без толчков включения муфты, повышение надежности и увеличение долговечности. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройству для соединения валов и передачи вращения.

Известна фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущую и ведомую фланцевые полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты, дно стакана выполнено с центральным отверстием и обращено в сторону ведомой полумуфты, фрикционный диск, турбину, неподвижно закрепленную на ведущем валу, расположенную в центральном отверстии стакана, фланец ведущей полумуфты, соединенный с ведущим валом с помощью шлицевого соединения и имеющий возможность осевого перемещения, фланец ведомой полумуфты, имеющий симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия (а.с. 2179662, F16D 13/42, опубл. 20.02.2002, бюл. №5).

Недостатком данной муфты является то, что период включения муфты сопровождается ударом, что приводит к снижению надежности, долговечности муфты.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую фланцевые полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты, дно стакана, выполненное с центральным отверстием и обращенное в сторону ведомой полумуфты, фрикционный диск, турбину, неподвижно закрепленную на ведущем валу, расположенную в центральном отверстии стакана, фланец ведущей полумуфты, соединенный с ведущим валом с помощью шлицевого соединения, фланец ведомой полумуфты, имеющий симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия, между фрикционным диском и дном стакана выполнена полость, при этом фрикционный диск жестко прикреплен к дну стакана с помощью втулок (а.с. №2267036, F16D 13/46, 25/0635, опубл. 27.12.05 бюл. №36).

Недостатком данной муфты является низкая надежность, долговечность, т.к. ее включение также сопровождается ударом.

Техническая задача изобретения - повышение плавности включения муфты, увеличение долговечности ее работы, повышение надежности.

Техническая задача изобретения достигается тем, что во фрикционной муфте, содержащей ведущую и ведомую фланцевые полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты, дно стакана, выполненное с центральным отверстием и обращенное в сторону ведомой полумуфты, фрикционный диск, турбину, неподвижно закрепленную на ведущем валу, расположенную в центральном отверстии стакана, фланец ведущей полумуфты, соединенный с ведущим валом с помощью шлицевого соединения, фланец ведомой полумуфты, имеющий симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия между фрикционным диском и дном стакана выполнена полость, при этом фрикционный диск жестко прикреплен к дну стакана с помощью втулок, новым является то, что в дне стакана выполнены сквозные цилиндрические отверстия, в которые вставлены направляющие, сопряженные в одном стакане при помощи резьбовых соединений, имеющие стопорный буртик, ограничивающий их перемещение в дне стакана, фрикционный диск выполнен с возможностью осевого перемещения со втулками, вставленными в сквозные цилиндрические отверстия направляющих, выступающие с внешней стороны дна стакана концы втулок снабжены пружинами сжатия.

Технический результат заключается в том, что наличие в дне стакана сквозных цилиндрических отверстий, в которые вставлены направляющие, сопряженные с дном стакана при помощи резьбового соединения, имеющие стопорный буртик, ограничивающий их перемещение в дне стакана, фрикционного диска выполненного с возможностью осевого перемещения со втулками, вставленными в сквозные цилиндрические отверстия направляющих, выступающих с внешней стороны дна стакана концов втулок, снабженных пружинами сжатия, позволят осуществлять включение муфты более плавно, без ударов и толчков, что приводит к повышению надежности работы муфты, увеличению ее долговечности.

На чертеже представлена предлагаемая фрикционная муфта, продольный разрез.

Предлагаемая фрикционная муфта состоит из ведущего вала 1, ведущей полумуфты 2, на которой неподвижно закреплена турбина 3, фланец 4 ведущей полумуфты 2, ведомого вала 5. Фланец 4 установлен на ведущем валу 1 и соединен с ведущим валом с помощью шлицевого соединения 6, ведомой полумуфты 7 с фланцем 8, имеющим симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия 9, и присоединенный к фланцу 8 стакан 10, охватывающий фланец 4 ведущей полумуфты. Дно стакана 10 выполнено с центральным отверстием 11, в котором расположена турбина 3, и обращено в сторону ведомой полумуфты 7. Между фланцем 4 и дном стакана 10 установлен фрикционный диск 12, выполненный с возможностью осевого перемещения со втулками 13, вставленными в сквозные цилиндрические отверстия направляющих 14, имеющих стопорный буртик 15, ограничивающий их перемещения в дне стакана 10, сопряженные с дном стакана 10 при помощи резьбового соединения, выступающие с внешней стороны дна стакана 10 концы втулок 13 снабжены пружинами сжатия 16.

Фрикционная муфта работает следующим образом. При вращении вала 1 и ведущей полумуфты 2 турбина 3, неподвижно закрепленная на ведущем валу, создает воздушный поток (показано стрелками), исходящий через центральное отверстие 11, выполненное в дне стакана 10, из полости А между фланцем 4 и фрикционным диском 12, полости С между фрикционным диском 12 и дном стакана 10 в окружающую среду.

Одновременно с этим воздух из атмосферы через отверстия 9 во фланец 8 поступает в полость В, образованную фланцем 4 и фланцем 8 ведомой полумуфты 7, в результате чего между зонами А, В и С создается разница давлений. При этом фланец 4 начнет перемещаться по шлицам шлицевого соединения 6 в направлении к фрикционному диску 12 и плавно войдет с ним в контакт. Безударный плавный контакт фланца 4 и фрикционного диска 12 будет осуществляться за счет перемещения втулок 13, расположенных в сквозных отверстиях направляющих 14 и демпфирующего действия пружин сжатия 16, которые соединяют выступающие с внешней стороны дна стакана 10 концы втулок 13 с буртиком 15 направляющих 14. Происходит передача крутящего момента на ведомую полумуфту 7, т.е. на ведомый вал 5. Кроме этого буртик 15 препятствует перемещению направляющих 14 в полость С.

Использование данной муфты позволит плавно без ударов и толчков осуществлять передачу крутящего момента с вала на вал, что увеличивает долговечность работы муфты, повышает надежность ее работы.

Фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую фланцевые полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты, дно стакана, выполненное с центральным отверстием и обращенное в сторону ведомой полумуфты, фрикционный диск, турбину, неподвижно закрепленную на ведущем валу, расположенную в центральном отверстии стакана, фланец ведущей полумуфты, соединенный с ведущим валом с помощью шлицевого соединения, фланец ведомой полумуфты, имеющий симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия, между фрикционным диском и дном стакана выполнена полость, при этом фрикционный диск жестко прикреплен к дну стакана с помощью втулок, отличающаяся тем, что в дне стакана выполнены сквозные цилиндрические отверстия, в которые вставлены направляющие, сопряженные с дном стакана при помощи резьбовых соединений, имеющие стопорный буртик, ограничивающий их перемещение в дне стакана, фрикционный диск выполнен с возможностью осевого перемещения со втулками, вставленными в сквозные цилиндрические отверстия направляющих, выступающие с внешней стороны дна стакана концы втулок снабжены пружинами сжатия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных первичных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента от двигателя к исполнительным механизмам. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к выключаемым фрикционным муфтам, и может быть использовано в механизмах машин, подвергаемых частым перегрузкам, и где необходим полный разрыв кинематической цепи, в частности в трансмиссиях автомобилей и тракторов.

Изобретение относится к машино - строеиию, в частности к муфтам сцепления , и может быть использовано для двигателей тракторов, сельскохозяйственных и других машин. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения
Наверх