Устройство для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства

 

Изобретение относится к сигнальным устройствам трйнспортных средств и обеспечивает повьшение точности, Устройство при помощи одного светодиода 9 информирует водителя о четы- Р.ех различных уровнях частоты вращения коленчатого вала двигателя. Если скорость находится в нижнем нежелательном диапазоне частот, то на выходах компараторов 3-5 соответственно логические 0,0,1. При этом единицей с выхода компаратора 5 блокиру ётся работа вентиля И-НЕ 8, на его выходе формируется единица, включаю- .щая светодиод 9, который горит непрерьюно. Если скорость в экономичном диапазоне, то на выходах частотных компараторов логические нули. При этом с выходов элементов 6,7 и 5 поступают на входы элемента 8 соответственно .1,1 и О и на его выходе формируется нуль, отключающий светодиод 9, и он не горит. Если скорость в верхнем нежелательном диапазоне , то на выходах компараторов 3-5 соответственно 0,1,0. При этом на выходе элемента И-НЕ 7 вырабатывается нуль, блокирукидий работу элемента И-НЕ 8 и на его выходе формируется единица, включающая светодиод 9, который горит непрерывно. Когда скорость в верхнем запретном диапазоне, то на выходах компараторов 3-5 соответственно Г ,Г ,0. Единицей компаратора 3 возбуждается генератор 6 и его импульсы поступают через элемент И-НЕ 8. на светодиод, который начинает мигать, например, с частотой 2 Гц. Сигнал от датчика скорости 1 через формирователь поступает на входы частотных компараторов 3-5.. 1 ил. (Л « 00 00 о 00 Од

СО1ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А2

:: 1Д

1 Р1:Д1!, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А STOPGH0IVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ,(61) 1342783

:(21) 4257501/27-11

" (22) 05.06.87 (46) 23.11 ° 88. Бюп. У 43 (71) Научно-производственное объединение."Казавтотранстехника" и Институт повьппения квалификации руководящих работников и специалистов автомобильной промышленности (72) Н.Ш.Габитов, В.Я.Сиятов и Д.Ш.Габитов (53),629.113,066(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1342783, кл. В 60 Q 9/00, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к сигнальным устройствам транспортных средств и обеспечивает повышение точности, Устройство при помощи одного светодиода 9 информирует водителя о четырех различных уровнях частоты вращения коленчатого вала двигателя. Если скорость находится в нижнем нежелательном диапазоне частот, то на выходах компараторов 3-5 соответственно логические "0","0","1". При этом единицей с выхода компаратора 5 блокиру(51)4 В 60 Я 9/00, С 01 P 3/44!. ется работа вентиля И-HE 8, íà его выходе Формируется единица, включающая светодиод 9, который горит непрерывно. Если скорость в экономичном диапазоне, то на выходах частотных компараторов 3-5 логические нули.

При этом с выходов элементов 6,7 и 5 поступают на входы элемента 8 соответственно."1","1" и "0" и на его выходе формируется нуль, отключающий светодиод 9, и он не горит. Если скорость в верхнем нежелательном диапазоне, то на выходах компараторов 3-5 соответственно "0"," l" 0". При этом на выходе элемента И-НЕ 7 вырабатывается нуль, блокирующий работу элемента И-НЕ 8 и Hà его выходе формирует- 3 ся единица, включающая светодиод 9, который горит непрерывно. Когда скорость в верхнем запретном диапазоне, то на выходах компараторов 3-5 соответственно "1","1","О" ° Единицей ком- Я паратора 3 возбуждается генератор 6 и его импульсы поступают через элемент И-НЕ 8. на светодиод, который начинает мигать, например, с частотой

2 Гц. Сигнал от датчика скорости 1 через формирователь поступает на вхо- 1© ды частотных компараторов 3-5 ° 1 ил. QO

1438986

Изобретение относится к сигнальным устройствам транспортных средств, позволяет при помощи одного элемента световой индикации информировать во5 дителя об экономичном режиме работы двигателя в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и является усовершенствованием устройства по авт. св. У 1342783.

Цель изобретения — повышение точности.

На чертеже представлена функциональная блок-ехема предложенного устройства. 15

Устройство содержит датчик 1 частоты вращения коленчатого вала, связанный через формирователь 2 сигнала с входами трех частотных компараторов 3-5 с последовательно убывающими 20 порогами срабатывания. выход компаратора 3 соединен с входом запуска управляемого генератора 6 и с инверсным входом первого элемента И-НЕ 7, прямой вход которого подключен к вы- 25 ходу компаратора 4. Выход компаратора 5 связан с инверсным входом второго элемента И-HE 8. Прямые входы элемента И-HE 8 соединены раздельно с выходами управляемого генератора 6 30 и элемента И-НЕ 7. К выходу элемента

И-НЕ 8 подключен элемент 9 световой индикации (светодиод).

Частотные компараторы 3 и 5 срабатывают и вырабатывают на выходах логические "1" в моменты перехода значения частоты вращения соответственно в запретный верхний и нежелательный нижний диапазоны скоростей вращения коленчатого вала двигателя. Ком- 40 паратор 4 срабатывает и вырабатывает на выходе "1" в момент перехода из экономичного диапазона в нежелательный верхний диапазон. Управляемый генератор 6 при поступлении на вход

"1" возбужден и вырабатывает на выхо" де импульсы, например, с частотой следования 2 Гц, а при поступлении

"О" заторможен и вырабатывает на выходе сигнал логической "1".

Устройство работает следующим об50 разом.

Если значение контролируемой скорости вращения находится в нижнем нежелательном диапазоне частот, то на

55 выходах компараторов 3-5 вырабаты11 11 ваются соответственно логические О

"0" и "1", При этом "1" с выхода компаратора 5 блокируется работа элемента И-HE 8, и íà его выходе вырабатывается "1", включающая светодиод 9, который горит непрерывно.

Если значение скорости находится в экономичном диапазоне частот, то на выходах .компараторов 3-5 формируются логические "0". Генератор 6 заторможен "Ot с выхода компаратора

3 и вырабатывает на выходе "1", поступающую на первый вход элемента

И-НЕ 8, на второй его вход поступает

"1" с выхода элемента И-НЕ 7, а на третий инверсный вход подается "Îtt .с выхода компаратора 5. При таких комбинациях входных сигналов на выходе элемента И-НЕ 8 формируется логический "0", отключающий светодиод, и он не горит.

Если значение скорости находится в верхнем нежелательном диапазоне частот, то на выходах компараторов

3-5 формируются соответственно логические "О","l" и "О . При этом на выходе элемента И-НЕ 7 вырабатывается сигнал "О, блокирующий работу элемента И-НЕ 8, и íà его выходе формируется "1", включающая светодиод

9, который горит непрерывно.

Когда значение скорости находится в верхнем запретном диапазоне частот, то на выходах компараторов 3-5 форми11 tt руются соответственно логические 1

"Itt и "0". При этом "1" с выхода компаратора 3 запускается управляемый генератор 6, а сигналы "1" с выхода элемента И- IE 7 и "О" с выхода компаратора 5 разрешают прохождение импульсов генератора 6 через элемент

И-НЕ 8 на светодиод 9, который начин ае т миг ат ь.

Таким образом, предложенное решение позволяет сигнализировать о четырех уровнях скорости вращения при помощи одного точечного элемента световой индикации, что повышает достоверность контроля частоты вращения коленчатого вала.

Предлагаемое устройство позволяет заменить стрелочные тахометры, устанавливаемые на щитках приборов серийных автомобилей, одним точечным элементом световой индикации, который привлекает к себе внимание водителя непрерывным или мигающим световым сигналом лишь при отклонении скорости вращения за пределы экономичной эоны частот, что повышает эффективность и оперативность сигнализации, Составитель Л.Резникова

Редактор О.Юрковецкая Техред М.Дидык КорректоР Э Лончакова

Заказ 6013/18 Тираж 569 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4

14389 облегчает восприятие информации с щитка приборов в процессе движения, улучшает аргономические показатели тахометра, повышает надежность и снижает стоимость щитков приборов

5 транспортных средств.

Применение устройства на автомобилях повышает их топливную экономич- О ность (рациональное управление автомобилем позволяет на 203 снизить расход топлива), надежность и комфортабельность, снижает вредное влияние автомобиля на окружающую среду. 15

86

Формулаизобретения

Устройство для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства по авт. св.

N - 1342783, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, оно снабжено вторым элементом И-НЕ и третьим частотным компаратором, входом соединенным с выходом формирователя сигнала, а выходом — с одним из входов второго элемента И"HE другой вход которого подключен к выходу пер" вого частотного компаратора, а выходк третьему входу первого элемента -HE.

Устройство для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства Устройство для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства Устройство для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в которой механические величины преобразуются в электрический эквивалент, в частности значение угловой скорости в код

Изобретение относится к сигнальным устройствам транспортных средств, в частности к встроенным в автомобиль сигнализаторам включенного состояния стояночного тормоза

Изобретение относится к транспортному приборостроению и может быть использовано для индикации оптимальной скорости движения транспортного средства

Изобретение относится к сигнальным устройствам транспортных средств и может быть использовано для сигнализации превьшения скорости в слоягиых погодных условиях

Изобретение относится к системам сигнализации аварийной ситуации

Изобретение относится к автомобильной электронике

Изобретение относится к устройствам сигнализации, в частности к средствам,обеспечивающим аварийную сигнализацию о совершаемых маневрах транспортного средства

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройства.м сигнализации отклонения от иор.мальиых режимов работы единиц подвижного состава, находящегося в поезде

Изобретение относится к бортовым системам контроля транспортных средств Цель изобретения - повьшение точности контроля

Изобретение относится к сигнальным устройствам транспортных средств

Изобретение относится к контрольно-управляющей аппаратуре транспортных средств, например автомобилей
Наверх