Составная шайба для резьбового соединения деталей
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в резьбовых соединениях деталей машин , требующих больших усилий затяжки , подвергаю1гдхся в процессе эксплуатации периодической разборке и последующей сборке. Цель изобретения улучшение условии демонтажа соединения путем снижения усилии разборки, Составная шайба содержит два кольца (К) 4 и 5 одинаковой конфигурации с наклонными сопрягаемыми поверхностями и охватывающую их обойму 6. На внутренней поверхности обоймы 6 выполнены два диаметрально расположенных выступа 8 и 9. Их радиус кривизны соответствует сопрягаемому радиусу кривизны К4 и 5. К4 и 5 выполнены с боковыми срезами. При повороте обоймы 6 на 90 вокруг оси К4 и 5 под действием сл-имающей нагрузки расходятся в радиальном направлении, Между поверхностями шайбы и гайки 2 образуется зазор. Установка между К4, 5 и обоймой 6 элементов качения позволяет снизить усилие разборки, , 1 3.п. ф-лы у 8 ил. (f, С
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51)4 F 16 В 43 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
Н Д ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО.ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4163663/27-27 (22) 18.12.86 (46) 15. 12.88. Бюл. Н 46 (71) Научно-производственное объединение по авторемонтному производству
"Авторемонт" (72) Э.Л.Рывкин (53) 621.882.443 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N- 796498, кл. F 16 В 43/00, 1978. (54) СОСТАВНАЯ ШАЙБА ДЛЯ РЕЗЬБОВОГО
СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в резьбовых соединениях деталей машин, требующих больших усилий затяжки, подвергающихся в процессе эксплуатации периодической разборке и последующей сборке. Цель изобретения—
„„SU,, 1444567 А 1 улучшение условий демонтажа соединения путем снижения усилия разборки.
Составная шайба содержит два кольца (К) 4 и 5 одинаковой конфигурации с наклонными сопрягаемыми поверхностями и охватывающую их обойму 6. На внутренней поверхности обоймы 6 выполнены два диаметрально расположенных выступа 8 и 9. Их радиус кривизны соответствует сопрягаемому радиусу кривизны К4 и 5. К4 и 5 выполнены с боковыми срезами. При повороте обоймы 6 на 90 вокруг оси К4 и 5 под действием сжимающей нагрузки расходятся в радиальном направлении.
Между поверхностями шайбы и гайки 2 образуется зазор. Установка между
К4, 5 и обоймой 6 элементов качения позволяет снизить усилие разборки. . 1 з.п. ф-лы, 8 ил.
1444567
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реэьбовых соединениях деталей машин, требующих больших усилий затяжки, подвергающихся в процессе эксплуатации периодической разборке и последующей сборке.
Цель изобретения — улучшение условий демонтажа соединения путем сниже- 10 ния усилия разборки.
На фиг.1 изображена составная шайба в рабочем положении, общий вид", -на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.3 — то же, при разборке, общий15 вид; на фиг.4 — вид А на фиг.3 на фиг.5 " пример выполнения шайбы с элементами качения; на фиг.6 — сечение Б-Б на фиг.5; на фиг.7 — фиксирующий элемент — обойма, на фиг.8— кольцо.
На резьбовой стержень 1 навинчена гайка 2, а между ней и опорной поверхностью детали 3 установлена составная шайба, которая содержит два кольца 4 и 5, охваченных обоймой 6.
В обойме 6 выполнены отверстия 7 под инструмент, два диаметрально расположенных выступа 8 и 9, расположенных на минимальном расстоянии О друг от друга, и соответственно . два углубления 10 и 11, причем радиус кривизны выступов соответствует радиусу кривизны колец, В случае применения элементов качения 12 — 15 на наружной криволинейной поверхности колец 4 и 5 и выступов 8 и 9 выполнены канавки 16, в которых перемещаются элементы качения. Кольца имеют боковые параллельные срезы 17 и 18, которые образуют его ширину b, поперечные прорези 19 и наклонные поверхности 20.
Составная шайба работает следующим образом.
При закручивании гайки 2 до установленного предела усилие затяжки передается через совмещенные наклонными поверхностями кольца 4 и 5 на деталь 3. При этом между кольцами 4 и 5 и обоймой 6 возникает натяг, который препятствует смещению послед- 50 ней.
При разборке в отверстие 7 вводят инструмент (не показан) и поворачивают обойму 6 вокруг оси на 90 . При этом внутренние поверхности выступов
8 и 9 и наружные криволинейные поверхности колец 4 и 5 выходят иэ сопряжения и под действием сжимающей силы кольца 4 и 5 расходятся в радиальном направлении, перемещаясь в углубления 10 и 11 обоймы 6.
Между поверхностями шайбы и гайки
2 образуется зазор 5, который обеспечивает свободное снятие обоймы 6 и колец 4 и 5.
Работоспособность шайбы обеспечивается только при соблюдении следующего условия: расстояние между концевыми точками выступов у обоймы
6 должно быть больше ширины Ь колец.
Конструкция шайбы позволяет снизить усилие разборки. Наличие на кольцах и обойме канавок, сопряженных с элементами качения, повышает надежность фиксации соединения при работе в условиях вибрационных нагрузок.
Формула изобретения
1. Составная шайба для резьбового соединения деталей, содержащая два кольца одинаковой конфигурации с наклонными сопрягаемыми поверхностями, каждое иэ которых выполнено с поперечным пазом под резьбовой стержень, и элемент фиксации, выполненный в ниде обоймы, охватывающей кольца, отличающаяся тем, что, с целью улучшения условий демонтажа соединения путем снижения усилия разборки, обойма выполнена с диаметрально расположенными выступами на внутренней поверхности, радиус кривизны которых соответствует сопрягаемому радиусу кривизны колец, а каждое из колец — с боковыми срезами, параллельными сторонам паза, причем расстояние между срезами не превышает минимального расстояния между выступами обоймы.
2. Шайба по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что она снабжена элементами качения, расположенными между сопрягаемыми поверхностями колец и выступов обоймы, а сами поверхности выполнены с канавками под элементы качения.
1444567
1444567
Составитель В. Голов
Редактор А,Лежнина Техред Л.Олийнык
Корректор M,Äåì÷èê
Заказ 6476/38 Тираж 757 Подписное
ВНИИПИ Гоаударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4