Щит для сооружения тоннелей с монолитно-прессованной бетонной обделкой
Изобретение относится к горному машиностроению . Цель - упрощение конструкции , повышение эффективности работы путем обеспечения отрыва и перемеш,ения поддерживающей опалубки и освобождения внутриопалубочного пространства. Щит для сооружения тоннелей с монолитно-прессованной бетонной обделкой включает корпус 1, в котором установлены щитовые домкраты 2, упирающиеся в прессующее кольцо 3, формующая и поддерживающая опалубки 4, 5. Последние установлены посредством направляю
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОбРЕТЕНИЯ Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4033874/22-03 (22) 06.03.86 (46) 30.12.88. Бюл. № 48 (71) Конструкторско-технологическое бюро Мобильного строительно-монтажного треста «Союзшахтоспецпромстроя» (72) В. Т. Сыромкин, О. Н. Долбиков, В. М. Адякина, П. П. Бессолов, Г. С. Бузов и К. С. Новиков (53) 621.191.2(088.8) (56) Хрдош В. А. Сооружение тоннеля метрополитена с монолитно-прессованной обделкой. — Транспортное строительство, 1972, № 3.. Авторское свидетельство СССР ¹ 750084, . Е 21 D 9/06, 1978. „„SU„„1448061 A i (54) ЩИТ ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЕЙ С МОНОЛИТНО-ПРЕССОВАННОЙ БЕТОННОЙ ОБДЕЛКОЙ (57) Изобретение относится к горному машиностроению. Цель — упрощение конструкции, повышение эффективности работы путем обеспечения отрыва и перемещения поддерживающей опалубки и освобождения внутриопалубочного пространства. Щит для сооружения тоннелей с монолитно-прессованной бетонной обделкой включает корпус 1, в котором установлены щитовые домкраты 2, упирающиеся в прессующее кольцо 3, формующая и поддерживающая опалубки 4, 5. Последние установлены посредством направляю1448061 10 40 щих 6, которые жестко связаны с корпусом ! щита. Направляющие 6 имеют клиновой механизм 7 отрыва и установки поддерживающей опалубки 5, которая связана посредством жестких связей с прессующим кольцом. 3. Формирующая опалубка 4 перемещается по направляющим 6 на опорных катках в продольном направлении с помощью Изобретение относится к горному машиностроению, в частности к тоннелепроходческим щитам, Целью изобретения является упрощение конструкции, повышение эффективности работы по отрыву, установке и перестановке поддерживающей опалубки и освобождение внутриопалубочного пространства. На фиг. 1 схематично изображен щит в продольном разрезе, общий вид; на фиг. 2— то же, разрез А-А на фиг. 1 по формующей опалубке; на фиг. 3 — то же, разрез Б-Б на фиг. по поддерживающей опалубке; на фиг. 4 — узел Т на фиг. 3; на фиг. 5— разрез В-В на фиг. 4 по направляющей; на фиг. 6 — положение узлов щита после окончания прессования бетонной смеси; на фиг. 7 — — то же после продвижения щита на одну заходку; на фиг. 8 — то же, после возврата формующей опалубки в исходное положение; на фиг. 9 — то же, после установки одной из секций поддерживающей опалубки в рабочее положение и после возврата прессующего кольца в исходное положение, что соответствует положению узлов щита перед началом прессования бетонной смеси. Щит включает корпус 1, в котором установлены щитовые домкраты 2, упирающиеся в прессуюшее кольцо 3, формуюшая 4 и поддерживающая 5 опалубки, связаны между собой направляющими 6, представляю-. щими собой полую конструкцию, жестко связанными с корпусом 1 щита, являющимися элементами опалубок и содержащими внутри себя клиновой механизм 7 отрыва и установки поддерживающей опалубки 5, жестко связанный с прессующим кольцом 3, Формующая опалубка 4 перемещается по направляющим 6 на опорных катках 8 в продольном направлении с помощью домкратов 9. Поддерживающая опалубка 5 состоит из двух ярусов, в верхнем из которых секции опалубки находятся в рабочем положении, а в нижнем — в транспортном. Перемещение поддерживающей опалубки 5 в продольном направлении осуществляется вместе с направляющими 6 прн продомкратов 9. Перемещение поддерживающей опалубки 5 в продольном направлении осуществляется вместе с направляющими при продвижении корпуса 1 и с формующей опалубкой 4 при ее продвижении. В радиальном направлении перемещение поддерживающей опалубки осуществляется клиновым механизмом 7 отрыва и установки. 9 ил. 2 движении корпуса 1 щита и вместе с форм ующей опалубкой при ее продвижении, а в радиальном направлении клиновым механизмом 7 отрыва и установки поддерживающей опалубки 5. Бетонная смесь 10 в заопалубочное пространство подается через канал 11 в формующей опалубке 4, перекрываемый на период прессования бетонной смеси запорным устройством 12. Работа щита при возведении монолитно-прессованной бетонной обделки 13 осуществляется следующим образом. Прессуюшее кольцо 3 и формуюшая опалубка 4 устанавливаются относительно корпуса щита в положение, показанное на фиг. 9, и в заопалубочное пространство подается бетонная смесь, после чего происходит прессование бетонной смеси с одновременным отрывом последней секции поддерживающей опалубки 5 от готовой об делки 13 с помощью клина 14 клинового механизма 7 отрыва и установки (фиг. 6). Затем происходит продвижение корпуса 1 щита на одну заходку с одновременным продвижением нижнего яруса поддерживающей опалубки 5 (фиг. 7). Вместе с поворотами корпуса 1 щита при его продвижении поворачивается и формуюшая опалубка 4, поэтому после окончания прессования продольная ось очередного готового кольца обделки 13 всегда совпадает с продольной осью корпуса 1 шита. Кольцевой стык бетонной обделки 13 находится вне формующей опалубки 4 и при следующем цикле она не может оказывать вредное механическое воздействие на бетон, находящийся в стадии схватывания и твердения. После окончания процесса прессования формующая опалубка 4 возвращается в исходное положение, а в это время прессуюшее кольцо 3 поддерживает торец бетонной обделки 13 (фиг. 6), воспринимая усилия трения, возникающего между собой движугцейся формующей опалубкой 4 и бетоном, 1448061 и тем самым не позволяя нарушать целостность обделки 13. Вместе с формуюшей опалубкой 4 передвигается и нижний ярус поддерживаюшей опалубки 5, соединенный в данный момент с формуюшей опалубкой 4 силовыми связями, например стяжками 15 (фиг. 8). Затем прессуюшее кольцо 3 возвращается в исходное положение, одновременно устанавливается одна из секций поддерживаюшей опалубки 5 на последнее забетонированное кольцо обделки 13 с помошью клина 16 клинового механизма 7 отрыва и установки (фиг. 9) и цикл бетонирования повторяется. Формула изобретения 15 1Цит для сооружения тоннелей с монолитно-прессованной бетонной обделкой, включающий корпус, шитовые домкраты, прессуюшее кольцо, формуюшую опалубку на опорных катках, подвижную вдоль продольной оси шита и соединенную с поддерживаюшей опалубкой с возможностью перемещения относительно нее в продольном направлении, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, повышения- эффективности работы путем обеспечения отрыва и перемещения поддерживающей опалубки и освобождения внутриопалубочного пространства, формуюшая и поддерживаюшая опалубки установлены посредством направляюших, которые жестко связаны с корпусом щита, и снабжены клиновым механизмом отрыва и установки поддерживаюшей опалубки, соединенным посредством жестких связей с прессуюшим кольцом. l448061 l448061 76 f5 Фиг. 7 (.остави ге. ь I!. Кононова! елактор (!. (.иесивык Текрсд1!. Бернс Ко! !и к 1 H. 1 оч и не к Закал 6824 3!) Тираж 45!! I!и(ниии H1!HHllI! Государственного комитета СССР по делам и.мареTt иий и открытий 113035. Москва, Ж- -35, Раугиская на6. и 4 5! Iроизнодственно-полиграфическое предприятии, г Ужгор д. I Iр ел и;. 3. 4