Зубчатый механизм главным образом для сиденья с регулируемой спинкой

 

Изобретение относится к планетарным механизмам для настройки положения с внутренним зацеплением зубьев, как, например, в случае опускаюрщх механизмов спинок сидений, подголовников и механизмов для опускания окон в автомобилестроении. в конструировании текстильных станков , детских колясок, в мебельной промышленности, в конструировании сельскохозяйственных машин и т.п. Целью изобретения является упрощение технологии изготовления механизма за счет использования штамповки при изготовлении зубчатых колес из одной заготовки. Для зтого зубчатое зацепление по меньшей мере одного зубчатого колеса имеет в венце зубьев минимум одну увеличенную впадину мезаду зубьями, ширина которой в зоне рабочей высоты зубьев равняется или больше шага между зубьями, измеряемого на том же диаметре. Эта ширина определяется делительным углом, ограниченным осями симметрии двух соседних с впадиной не смежных зубьев , причем в месте этой впадины образуются несущие мостики ступицы или сателлита. 2 з.п.ф-лы, 7 ил. Ё (Л

союз советских сооиАлистичесних

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОсудАРстВенный кОмитет по изОБРетениям и отнРытиям при гкнт сссР (89) С$ 231432 (48) 25.07.84 (21) 7773209/25-28 (22) 21. 11.83, (31) РЧ 8468-82 (32) 25, 11.82 (33) Ся (46) 15.01.89. Бюп. М 2 (71) АЗНП Млада Болеслав (CS) (72) Бабак Ян (CS) (53) 621. 833. 6 (088.8) (54) ЗУБЧАТЬЙ МЕХАНИЗМ ГЛАВНЬК ОБРАЗОМ ДЛЯ СИДЕНЬЯ С РЕГУЛИРУЕМОЙ СПИНКОЙ (57) Изобретение относится к планетарным механизмам для настройки положения с внутренним зацеплением зубьев, как, например, в случае опускающих механизмов спинок сидений, подголовников и механизмов для опускания окон и автомобилестроении, „„SU„„1450819 А1 (бц 4 А 47 С 1/025, Р 16 Н 1/28 в конструировании текстильных станков, детских колясок, в мебельной промышленности, в конструировании сельскохозяйственных машин и т.п.

Целью изобретения является упрощение технологии изготовления механизма за счет использования штамповки при изготовлении зубчатых колес иэ одной заготовки. Для этого зубчатое зацепление по меньшей мере одного зубчатого колеса имеет в венце зубьев минимум одну увеличенную впадину между зубьями, ширина которой в зоне рабочей высоты зубьев равняется или больше шага между зубьями, измеряемого на том же диаметре. Эта ширина определяется делительным углом, ограниченным осями симметрии двух соседних с впадиной не смежных зубьев, причем в месте этой впадины образуются несущие мостики ступицы или сателлита. 2 з.п.ф-лы, 7 ил.

14508 19

Изобретение относится к планетар-., ным зубчатым передачам и может быть использовано в автомобилестроении, как, например, в случае опускающих механизмов спинок сидений, подлокот5 ников и опускающих механизмов окон, в средствах массового транспорта, при конструировании автодорожных и сельскохозяйственных машин, прице- 10 пов в мебельной и текстильной промыыленности и т.п.

Известны планетарные механизмы, ; у которых корончатое колесо и сател.лит сАормированы из одной заготовки

„, вместе с плечом и изготавливаются, специальной технологией точной рез ки. Передача нагрузки от плеча на зубчатое колесо осуществляется по1, средством мостиков, которые образуют-20

; ся вдоль всего контура зубьев. Толщи на листа плеча у этой конструкции зависит от размеров мостика и от требуемой ширины зубчатого зацепления, которая лимитируется не только сооб- 25 ражениями по прочности, но также необходимостью предотвращения осевого расцепления зубьев в случае передачи силы, Эта опасность актуальна также потому, что в результате примененной технологии в зоне острия зубьев происходит сжатие материала, вследствие чего в этой зоне нельзя использовать полную ширину зубчатого зацепления.

Увеличение требуемой кирины зубчатого зацепления при заданной с точки

35 зрения прочности величине мостика вызывает у этой конструкции увеличение толщины плеча, что в свою очередь повышает массу механизма и нецелесообразно увеличивает его прочность. Соединение зубчатого колеса с плечом в известной конструкции может состоять и в том, что мостик уменьшается до нулевого значения и передача нагрузки от плеча на зубчатое колесо осуществляется посредством лучеобразных несущих зон, котоpIle возникают вследствие конусообразной выемки в области 1чод каждой впа50 диной между зубьями, вследствие чего на другой стороне плеча образуется узкий несущий элемент треугольной формы, соединяющий каждый зуб с плечом. Эти узкие несущие элементы не являются с точки зрения прочности

55 выгодными, так как кроме сдвигаюцей нагрузки в их корневой части возникает также более существенная дополнительная изгибающая нагрузка. Требование углубления самой по себе узкой впадины между зубьями вызывает более острую Аорму проАиля зуба в его ножке с неблагоприятным внутренним углом при вершине с небольшим радиусом закругления, в результате чего повышаются требования не только к качеству материала штампованного изделия, но также к изготовлению прессового инструмента, тем самым снижается его срок службы (Патент США

Р"- 4184714, кл. А 47 С 1/025, 1980) °

Цель изобретения — упрощение технологии изготовления механизма эа счет использования штамповки при изготовлении зубчатых колес механизма из одной заготовки.

На фиг. 1 представлено плечо, оснаценное центральным колесом с внутренним зубчатым зацеплением (вид P на Аиг. 2); на Аиг. 2 — разрез А-А на Аиг. 1; на фиг. 3 — плечо, оснащенное сателлитом с внешним зубчатым зацеплением (вид W на фиг. 4); на фиг. 4 — разрез Б-Б на Аиг. 3; на фиг. 5 — зубчатый планетарный механизм, примененный в качестве регулируемого шарнира спинки сиденья, продольный разрез; на фиг. 6 — разрез В-В на Аиг. 2; на фиг. 7 — разрез Г-Г на фиг.

Плоское центральное колесо 2 с внутренним зубчатым зацеплением 14 имеет плечо 1, штампованную ступицу 3, выступающую частично или полностью за пределы плоскости плеча 1 и не имеющую Аункционального назначения.

Внутри ступицы 3 отштамповано отверстие 6. Соединение ступицы 3 с плечом 1 осуществляется посредством несущих мостиков 5, образованных в местах увеличенных впадин 4 между зубьями. Увеличенная впадина 4 между зубьями, созданная хотя бы в одном месте внутреннего зубчатого зацепления 14 центрально"o колеса 2, имеет на уровне рабочей высоты h зубьев 13 кирину m, Эта ширина равна или больше, чем шаг t зубьев 13, измеряемый на том же диаметре. Иаг t определяется делительным углом V, образованным осями симметрии с двух соседних зубьев 13, не смежных с этой впадиной. Оси симметрии С проходят центром "8 " центрального колеса 2 или центром "8." сателлита 8,. Увели1. Зубчатый механизм главным образом для сиденья с регулируемой спинкой, содержащий взаимодействующие зубчатие колеса, одно из которых плоское центральное колесо с внутренним зацеплением, другое сателлит с внешним зацеплением, каждое из которых сформировано из одной детали совместно с бортами, имеющими поводок, ограничивающий межосевое расстояние середины зубчатых колес на величину эксцентриситета, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью упрощения технологии изготовления механизма, по меньшей мере одно из колес имеет в ряду зубьев по крайней мере одну впадину, ширина которой в зоне рабочей высоты выбрана равной или большей нага зубьев измеренного на том же диаметре и определена угловым шагом, ограниченным осями симметрии не прилегающих к впадине зубьев, а в месте впадины между зубьями образовани несущие мостики. з 14508 ченние впадины 4 и 11 между зубьями, имеющие требуемую ширину "m, образуются в результате исключения одного или нескольких зубьев 13 на внеш" нем 15 или внутреннем зубчатом зацеплении 14, Из диаграммы бокового зазора трохоидного зацепления вытекает, что отсутствие некоторого иэ зубьев внешнего ипи внутреннего зубчатого зацепления не оказывает практически никакого, влияния на величину бокового зазора, поскольку нагрузка автоматически передается следующей парой зубьев. Имея в виду конкретную геометрию и конфигурацию зубчатого зацепления, это не всегда должен быть именено соседний зуб. Для сохранения характера кругового относительного движения качения с -кинематичес- 20 кой точки зрения достаточно, если в зацеплении находятся хотя бы три зуба на соответствующем взаимном расстоянии, что также является ограничивающим условием использования изобретения. Несущий мостик 5 ступицы 3 имеет ширину "и". Дпя предотвращения возможного столкновения с зубьями 13 сателлита 8 аксиально выгнутые плечи, образующие несущий З0 мостик 5, лежат над окружностью впадин "к" внутреннего зубчатого зацепления 14 центрального колеса 2. Ввиду того, что внутреннее зубчатое зацепление 14 центрального колеса 2

35 эапрессовано непосредственно в плечо 1, несущие мостик 5 передают на ступицу 3 только частичную нагрузку.

Когда к плечу 1 прикреплены заклепками в отверстиях 12 дальнейший защит- 40 ный лист с концентрической посадкой для эксцентриситета, который также передает одинаковый тип нагрузки как несущие мостики 5, можно у плеча существенно уменьшить толщину и использовать минимальное число увеличенных впадин 4 между зубьями и несущих мостиков 5.

На фиг. 3 и 4 показано плечо 7, оснащенное сателлитом 8 с внешним зубчатым зацеплением 15. Сателлит 8 также частично или, как показано на чертеже, полностью выступает за плоскость плеча 7 и в своей средней части имеет отверстие 10. Соединение плеча 7 с сателлитом 8 осуществляется при помощи несущих мостиков

9, созданных в местах с увеличенными впадинами 11 между зубьями. Ана19

4 логично (как в случае несущих мостиков 5 ступицы 3), аксиально вьп нутые плечи несущих мостиков 9, имеющих ширину "q" должны лежать под окружностью "К р " впадин внешнего зубчатого зацепления 15 сателлита 8, чтобы избежать возможного столкновения с зубьями 13 центрального колеса 2.

На фиг. 4 показано исполнение плеча 7 с отрицательными мостиками, когда глубина штамповки сателлита 8 в плече 7 превышает толщину плеча 7.

Это исполнение у сателлитов 8 с внешним зубчатым зацеплением возможно только в благоприятных с точки зрения прочности случаях, так как в отличие от несущих мостиков 5 ступицы

3 несущие мостики 9 передают на плечо 7 всю нагрузку. Повышение несущей способности мостиков 9 можно во многих случаях достигнуть добавлением еще одного мостика 9, что в связи с характером нагрузки и относительно большим сечением несущих плеч является достаточным. Несущие мостики 5 и 9 ступицы 3 и сателлита 8 соответственно размещаются симметрично по контуру зубчатых колес, особенно в случае исполнения с отрицательными мостиками.

Ф о р м ул а и з о б р е т е н и я

1÷508

2. Механизм по и. 1, о т л и ч аю шийся тем, что несущий мостик центрального колеса образован аксиально изогнутым плечом, лежащим

5 над окружностью впадин зубьев центрального колеса.

3. Механизм по и. 1, о т л и ч аю шийся тем, что несущий мостик сателлита образован аксиально изогнутым плечом, лежащим под окружностью впадины зубьев сателлита.

14508 i9

Г:

1450819

Корректор H. Король

Техред М,Дидык

Редактор Н. Горват

Заказ 70О6/3 Тираж 468 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Зубчатый механизм главным образом для сиденья с регулируемой спинкой Зубчатый механизм главным образом для сиденья с регулируемой спинкой Зубчатый механизм главным образом для сиденья с регулируемой спинкой Зубчатый механизм главным образом для сиденья с регулируемой спинкой Зубчатый механизм главным образом для сиденья с регулируемой спинкой Зубчатый механизм главным образом для сиденья с регулируемой спинкой 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к зубчатым передачам,, и может использовано в приводах машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в составе магнитных муфт-редукторов электроприводов систем автоматического управления

Изобретение относится к машиностроению , а именно в зубчатым роликовым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических приводных устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в 1риводах высоконадежных и тяжелонагруженных устройств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к коническим зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить коэффициент полезного действия (КПД) путем соединения гибкого колеса 6 с ведомз1М валом 4 посредством двойной зубчатой муфты 7 и жестко связанного с ней зубчатого сектора 9

Изобретение относится к машиностроению , а именно к малонагруженным точным волновым передачам

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи вращающего момента

Стул-опора // 1407481
Изобретение относится к производственной мебели

Изобретение относится к мебели, преимущественно используемой в аэропортах , железнодорожных и автобусных вокзалах

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Стул // 1369663
Изобретение относится к мебели и позволяет повысить удобство в пользовании

Изобретение относится к области строительства театральных залов с трансформируемыми рядами зрительских мест

Стул-опора // 1253612

Изобретение относится к управляющим устройствам для опор сидений стульев, в частности, вращающихся стульев
Наверх