Устройство для ограничения скорости вращения двигателя

 

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для ограничения частоты вращения двигателя , в частности, для защиты двигателя от разноса. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик устройства за счет снижения заданного уровня ускорения двигателя вблизи предельной частоты его вращения. Частота вращения двигателя с помощью последовательно соединенных преобразователя 9 оборотов двигателя, усилителя-формирователя 10 и преобразователя 11 частота-напряжение преобразуется в пропорциональный сигнал постоянного тока, который на входе дифференциального усилителя 12 сравнивается с пульсирующим опорным сигналом, пропорциональным критическому значению частоты вращения двигателя, формируемым источниками опорного постоянного 15 и стабилизированного пульсирующего 16 напряжения, и при превышении его на выходе дифференциального усилителя появляетя импульсный сигнал с частотой переменной составляющей опорного сигнала. Этот сигнал через первый конденсатор 4 и разделительный трансформатор 6поступает на формирователь 7 управляющего сигнала, на выходе которого формируется управляющее воздействие. Сигнал разности пульсирующего опорного напряжения и напряжения преобразователя частота-напряжение с выхода схемы сравнения 13 после выпрямления выпрямителем 14 сравнивается с сигналом уставки источника 15 опорного постоянного напряжения, определяющим диапазон частот вращения вблизи критического значения, в котором запрещена работа двигателя с большими ускорениями. При работе двигателя на частотах вращения заданного диапазона на выходе второго компаратора 3 появляется сигнал логической "1" и воздействует на ключ 8, контакты которого расшунтируют первый компаратор 2. В этом случае при работе двигателя с ускорениями, определяемыми сигналом преобразователя-дифференциатора 1, превышающими заданное значение, определяемое уставкой сигнала источника 16 стабилизированного пульсирующего напряжения, на выходе первого компаратора появляются импульсы сигнала логической "1" с частотой, определяемой пульсирующим напряжением, и через второй конденсатор 5 и разделительный трансформатор 6 воздействуют на формирователь 7 управляющего сигнала, который формирует управляющее воздействие. При работе двигателя на частотах вращения, не превышающих минимального значения частоты заданного диапазона, на выходе второго компаратора 3 появляется сигнал логического "0" и воздействует на ключ 8, контакты которого шунтируют первый компаратор, запрещая появление на его выходе импульсов сигнала. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И) ци у С 01 Р 3/58

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 1027622 (2l) 4226862/24-10 (22) 10.04.87 (46) 30.04.89. Бюл. й-* 16 (75) M.В. Крупник (53) 621.317. 39. 531. 7 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 1027622, кл. G 01 Р 3/68, 1982.

I. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к прибо: ростроению и может быть использовано для ограничения частоты вращения двигателя, в частности для защиты двигателя от разноса. Цель изобретения— улучшение эксплуатационных характеристик устройства за счет снижения заданного уровня ускорения двигателя вблизи предельной частоты его вращения, Частота вращения двигателя с помощью последовательно соединенных преобразователя 9 оборотов двигателя, усилителя-формирователя 10 и преобразователя 11 частота — напряжение преобразуется в пропорциональный сигнал постоянного тока, который на входе дифференциального усилителя

12 сравнивается с пульсирукнцим опорным сигналом. пропорциочальным крнти" ческому значению частоты вращений двигателя, формируемым источниками опорного постоянного 15 н стабилизированного пульсирукщего 16 напряжения, и при превышении его на выходе дифференциального усилителя появляется импульаный сигнал с частотой переменной составляющей опорного сиг" нала. Этот сигнал через первый конденсатор 4 и разделительный трансформатор 6 поступает на формирователь

7 управляющего сигнала, на выходе которого формируется управляющее .воздействие. Сигнал разности пульсируницего опорного наяряження и напряже-ния преобразователя частота — напря14763 жение с выхода схемы 13 сравнения после выпрямления выпрямителем 14 сравнивается с сигналом уставки источника 15 опорного постоянного напряжения, определяющим диапазон частот вращения вблизи критического значения, в котором запрещена работа двигателя с большими ускорениями.

При работе двигателя на частотах вращения заданного диапазона на выходе второго компаратора 3 появляется сигнал логической "1" и воздействует на ключ 8, контакты которого расшунтируют первый компаратор 2. В этом случае при работе двигателя с ускорениями, определяемыми сигналом преобразователя — дифференциатора 1, превышающими заданное значение, определяемое уставкой сигнала источни89 ка 16 стабилизированного пульсирующего напряжения, на выходе первого компаратора появляются импульсы сигнала логической "1" с частотой, определяемой пульсирующим напряжением, и через второй конденсатор 5 и разделительный трансформатор 6 воздействуют на формирователь 7 управляющего сигнала, который формирует управляющее воздействие. При работе двигателя на частотах вращения, не превышающих минимального значения частоты заданного диапазона, на выходе второго компаратора 3 появляется сигнал логического "0" и воздействует на ключ 8, контакты которого шунтируют первый компаратор, запрещая появление на его выходе импульсов сигнала.

1 ил.

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для ограничения частоты вращения двигателя, в частности для защиты двигателя от разноса.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик устройства за счет снижения заданного уровня ускорения двигателя вблизи предель-10 ной частоты его вращения.

На чертеже приведена схема устройства.

Устройство содержит преобразователь-дифференциатор 1, первый и второй компараторы 2 и 3, первый и вто-.. рой конденсаторы 4 и 5, разделительный трансформатор 6, формирователь 7 управляющего сигнала,.ключ 8, после" довательно соединенные преобразователь 9 оборотов двигателя, усилительформирователь 10, преобразователь 11 частота — напряжение и дифференциальный усилитель 12, последовательно соединенные схему 13 сравнения и выпрямитель 14, последовательно соединенные источник 15 опорного постоянного напряжения и источник 16 стабилизированного пульсирующего напряжения.

Устройство работает следующим образом.

С выхода преобразователя 9 оборотов двигателя в частоту сигнал синусоидальной формы, частота которого пропорциональна частоте вращения двигателя, поступает на усилитель-формирователь 10, где преобразуется в сигнал прямоугольной формы и далее на вход преобразователя 11 частота " напряжение. С выхода последнего сигнал U« a виде напряжения постоянного тока, величина которого пропорциональна частоте вращения двигателя, поступает на первый вход дифференциального усилителя 12, на второй вход которого поступает пульсирующее опорное напряжение, постоянная составляющая U которого поступает с первого выхода источника 15 опорного постоянного напряжения, а переменная сосI тавляющая Б, - с первого выхода источника 16 стабилизированного пульсирующего напряжения.

Информативный сигнал U, поступающий на первый вход дифференциального усилителя 12, сравнивается с минимальным значением опорного сигнала, поступающего на второй вход, и при его превышении на выходе диф-, ференциального усилителя 12 появляется последовательность импульсов с частотой переменной составляющей

1476389 ц — U „z ecaH U«U,у;

О если U 14

1 где U — выходной сигнал второго

kg компаратора 3, соответствующий уровню лог . "1".

Изменением уровня U, уставки сигнала можно задавать диапазон частоты вращения двигателя вблизи заданного критического значения, .в котором разрешена работа двигателя- только

55 с ограничением величины ускорения изменения частоты его вращения.

При работе двигателя на больших частотах вращения, входящих в состав опорного сигнала. Последовательность импульсов через первый конденсатор

4 и разделительный трансформатор 6 поступает на вход формирователя 7

5 управляющего сигнала, на выходе которого при этом формируется управляющий сигнал, Одновременно с сигнала преобразователя 11 частота — напряжение постоянный сигнал Б1, пропорциональный частоте вращения двигателя, поступает на вход преобразователя-дифференциатора 1, где преобразуется в сигнал, пропорциональный ускорению, и подается на второй вход схемы 13 сравнения, где сравнивается с пульсирующим опорным напряжением, поступающим с источников 15 и 16.

Выходной сигнал U схемы 13 срав- 20 нения, изменяющийся в соответствии с выражением воздействует на вход выпрямителя 14, 25 на выходе которого появляется постоянный сглаженный сигнал U 4, уровень которого определяется амплитудой разностного сигнала U, во всех случаях, если U,f, + U f; > U „ . В тех слуI ° чаях, когда.U + U 6 U„,,,на выходе выпрямителя 14 сигнал отсутствует.

Сигнал Uf4 выпрямителя 14 посту пает на первый вход второго компаратора 3 и сравнивается с постоянным сигналом уставки U который с второго выхода источника 15 опорного постоянного напряжения поступает на второй вход второго компаратора 3, 40 выходной сигнал U которого изменяется в соответствии с выражением заданного уставкой U, диапазона, на выходе второго компаратора 3 появляется сигнал уровня лог."О" и воздействует на управляющий вход ключа

8, который при этом размыкается и расшунтирует первый компаратор 2, выходной сигнал котоpnro изменяется в соответствии с выражением

2 2 и Цк э еслиц1) Us +Ufб p

"2—

О, еслибы, U +U, выходной сигнал первого компаратора 2, соответствующий уровню лог."1"; выходной сигнап преобразователя-дифференциатора 1; постоянная и переменная составляющие опорного сигнала, поступающие с вторых выходов источников 15 и !6 опорного постоянного и стабилизированного пульсирующего напряжения. где U„

U(2.

1145 У

11 2

<6!

Как только ускорение изменения. ча стоты вращения двигателя, определяемое выходным сигналом U преобразователя-дифференциатора 1, превысит допустимое значение, задаваемое уровнем суммарного пульсирующего сигнал z ла U + U, поступающего на второй вход, на выходе первого компаратора

2 появятся импульсы U сигнала лог.

"1", частота следования которых определяется частотой пульсирующего сигнала Ufg формируемого на втором выходе источника 16 стабилизированного пульсируницего напряжения. Далее импульсный сигнал U через второй конденсатор 5 и разделительный транс-. форматор 6 поступает на формирователь

7 управляющего сигнала, на выходе которого формируется управляющее воздействие. Таким образом, сигнал

Б1, поступакщий с преобразователядифференциатора 1, несет информацию о превышении допустимого ускорения двигателя, частота вращения которого превышает уровень минимального значения частоты установленного диапазона, и запускает формирователь 7 управляющего сигнала, обеспечив тем самым ограничение частоты вращения двигателя при ускорениях, превышающих допустимое значение.

При работе двигателя на частотах вращения, не превышающих минимального значения частоты заданного устав89 ь

Формула изобретения

Составитель В.Парамонов

Редактор Т.Петрова Техред Л.Олийнык Корректор M.Ïîæî

Заказ 2150/45 Тираж 790 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина,103

5 14763 кой U, диапазона, на выходе второго компаратора 3 появляется сигнал лог. "1" и воздействует на управляющий вход ключа 8, который при этом, замыкается и шунтирует цепь обратной

5 связи первого компаратора 2. В этом случае при превышении ускорения изменения частоты вращения двигателя заданного допустимого значения, опре-. деляемого суммарным сигналом U + 2 и

+ U, нулевой сигнал U с выхода первого компаратора 2 через второй конденсатор 5 не проходит и на выходе формирователя 7 управляющего сигнала управляющее воздействие не появится.

Величина уставки сигнала U, ozzределяющая минимальный диапазон частоты вращения двигателя вблизи 20 заданного критического значения, выбирается такой, чтобы с учетом рабочего ускорения двигателя и его инерционности обеспечить минимальный заброс частоты вращения. 25

Устройство для ограничения скорости вращения двигателя по авт. св.

Р 1027622, о т л и ч а ю щ е,е с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, оно дополнительно содержит схему сравнения, выпрямитель, второй компаратор и ключ первый и второй выводы которого соответственно с первым входом и выходом первого комйаратора, а управляющий вход соединен с выходом второго компаратора, первым входом соединенного с выходом выпрямителя, вход которого соединен с выходом схемы сравнения, первый вход которого соединен с первым выходом источника стабилизирован« ного пульсирующего напряжения, а второй вход — с выходом преобразователя частота — напряжение, при этом второй вход второго компаратора соединен с вторым выходом источника опорного постоянного напряжения.

Устройство для ограничения скорости вращения двигателя Устройство для ограничения скорости вращения двигателя Устройство для ограничения скорости вращения двигателя Устройство для ограничения скорости вращения двигателя 

 

Наверх