Патент ссср 321758

 

СПИ ИЕ

И ЗОБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹ 285387

Заявлено 03.1 V.1970 (¹ 1419630118-10) iVlHK G 01p 3(58 с прнсосдтп|снпсм заявки №вЂ”

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Приоритет—

Опубликовано 19.Х!.1971. Бюллетень № 35

Дата опублпкова.шя описания 18.1.1972

УД!(531.77:621.3.083.5 (088.8) Авторы изобретения

А. В. Абросимов, М. Д. Нотариус, Ю. И, Сбытный, В. А. Зубарев и В. А. Полюшкин

Заявитель

АВТО 1(ОМ П Г Н СА Ц И О Н Н Ы Й Т АХОМ ЕТ Р

Изобретение относится к области измерителей,па рамет ро1в движения.

Известные автокомпенсационныс тахометры по авт. св. № 285387,,содержащие тахогенератор, формирователь .импульсов стабильной длительности, интсгрторующуlo 1 С-цепь с переключателем источника напряжения, потенциометр с источником компенсации его начального напряжения, усилитель, двигатель и указывающий пр|ибор, не обеспечивают необходимую точность измаропий из-за нслипейдвости элементов, входящих в схему устройства.

Для улучшения линейности характсрисвикн в предлагаемоьм тахометре в цепь заряда и разряда конденсатора интегрирующей 1(C-цепи включены резисторы.

На чертеже показана схема описываемого тахомет р а.

Тахогенсратор 1 механически связан с контролируемызт объектохт (на чертеже не показан). Выход тахогенсратора 1 электрически связан с формирователем 2 импульсов стабильной длительности, который управляет работой переключателя,3. !(омпснсациопная из,мерительная часть схемы тахометра состоит ,из интегрирующей RC-цепи 4 с резисторами 5 ,и 6 на входе, поте нциометра 7, гасящсго резисто ра 8, образующего совместно с резистором RC-цепи и резистором 6 омпчсскнй дслитела папрялссния источника 9 для компе нсации начального напряжения потенциометра 7 прн оборотах, ра вных нулю (переключатель 8 в нижнем по схеме положении), усилителя 10, двигателя 11 и указателя 12.

При оборотах ротора тахогенератора 1, равных нулю, сигнал на вход фарм и1рователя 2 не поступает и на выходе последнего импульсы отсупствуют. П ри этом вход и н тегрирующей 1 С-цепи 4 замкнут на резистор б с помощью переключателя 8. Мост, образованный котенциомстром 7, резистором 6, резистором интегрирующей gC-цепи 4 и гасящим резистором 8, сбаланси рован, Выходное напряжение

15 интегрирующей RC-цепи 4, задаваемое источпиком 9,напряжен|и я через омический делитель, равно начальному напряжению потенциометра 7 при пулевом положении подвижного индекса указателя 12.

Отсутствие баланса моста приводит к появлению на его выходс напряжения разбаланса, которое усиливается усилителем 10 .и приводит во вращение ротор двигателя 11. lloследи ий перемещает ползу IOK поте нциометра 7 до тех пор, пока напряжение на нижней части потенциометра не станет,ра в ным напряжопию на выходе интегрирующей ЯС-цепи 4, что соответствует режиму баланса моста.

При вращении ротора тахогенератора 1 на зр вход формирователя 2 поступает сигнал с ча21758

3 стотой, пропорциональной обо ротам. Формирователь 2 вырабатывает импульсы стабильной дл|и1гелыности, следующие с частотой, также п ро порци ональпо11 оборота|». Формирователь 2 управляет работой переключателя, 3 таиим образом, что на время действия имп ульоо1в стабильной длительности переключатель находится в верхнем по схе »е положении (ко входу интеприрующей ЯС-цепи 4 через резистор 5 подключается напряжение источника 9), а на время паузы между импульсами стабильной длительности — в нижнем положени и (вход интегрирующей RC-цепи 4 замк н ут на резистор 6) . В результате этого во время дей ствия импульсов стабильной длительности конденсаToip и1нтегри рующей ЯС-цепи 4 заряжается от источника 9 напряжения через, рез 11сто1р 5 и резистор и нтегри ру1ощей

RC-цепи 4, а .во вовремя пауз между импульсам и стабильной длитель11ости — разряжается через резистор б и резистор интегр и рующей

RC-цепи 4. Постся нная времени интегрирующей RC-цепи 4 выбрана больше длительности импульсов стабильной длительности и пауз между ними во всем диапазоне 1измеряемых оборотов, С момента поступления на вход интеприр ующей RC-цепи 4 импульсов напряжен и я стабильной длительноcTIH и амплитуды на1пряжение на ее выходе постепенно нарастает. Этот .процесс длится до тех пор, пока .не наступит уста1но вившийся реж1им, когда количвст1в о элекпричества, приобретенное ко11денсааором кнтетпирующей ЯС-цепи 4 за в ремя дейст1вия .входного импульса, равно количеству электр ичест ва, теряемому конденса тором в интер валах между им пульсами. В этом случае выходное напряжение интегрирующей / С-цепи 4 практически можно считать постоянным.

Таким образом, нап|ряжеяие на выхо1де интегрирующей RC-цепи 4 возрастает по сравне нию с его значением при оборотах, ра вных ну5

33 лю, причем прирост напряжения определя тся измеряемыми оборотами.

Увеличение выходного напряжения интегри рующей RÑ-цепи 4 приводит к появлению сигнала разбаланса на входе усилителя 10, который усиливается .и прив1одит во вращение

Ip0T0p двигателя 11. Двипатель 11 с помощью механвчес кой связи перемещает подвижный контакт потенцио метра 7 до тех пор, пока снимае1мое с него напряжение не станет равным новому значению выходного напряжения HH тегр ирующей RC-цепи 4. При этом указатель

12 покажет значение,измеряемых обо1ротов, Ха ра ктер зависимости величины Hàïðÿæåния постоя нного тока на выходе интегрирующей RC-цеп|и 4 от оборотов зав1исит от величин и сооч1н ошения постоянных времен и заряда и разряда конденсатора интегрирующей RC-цепи 4, т. е. от величин резисторов 5.и б. С увеличением рези стора 5 в виду того, что количеcIIB0 электричества, приобретаемое конденсатором интегр и рующей RC-це п и 4, снижается из-за снижен|ия тока заряда, уменьшается и вел ичи на BblxGgllîão нап ряжен1ия интегр иру1ощей RC-,цепи 4, При этом степень сни жения более резко выражена на малых оборотах, где абсолютный прирост напряжения за время за ряда конденсатора интегрирующей ЯС-цепи

4 значительно больше, чем на больших оборотах. Аналогично, увел1ичен ие резистора 6 увеличи вает вел1ичину напряжения постоянного тока на выходе интеприрующей RC-цепи 4, причем степе нь увеличения более резко выражена также на малых оборотах.

Предмет изобретения

Автокомпенсационный тахсметр по авт. св. № 285387, отличающийся тем, что, с целью улучшения линейности его характеристики, в цепь заряда и разряда конденсатора интегриру1ощей RC-цепи включены резисторы.

321758

Составитель И. Кривцов

Техред Л. Богданова

Редактор С. Хейфиц

Корректор H. Шевченко

Загорская типография

Заказ 6397 Изд. М 1601 Тираж 473 11одписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Я(-35, Раушская наб., д. 4/5

Патент ссср 321758 Патент ссср 321758 Патент ссср 321758 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для ограничения частоты вращения двигателя , в частности, для защиты двигателя от разноса
Наверх