Устройство для управления шаговым двигателем

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах управления с шаговыми двигателями. Целью изобретения является повышение быстродействия и точности отработки заданных перемещений шаговым двигателем. Устройство содержит элементы ИЛИ 17, 18, 28, 31, 32, элементы И 11, 12, 19-21, 25-27, RS -триггеры 22-24, D-триггеры 10, 13, 14, блок противовключения 2, дешифратор 16, одновибратор 8, логический компаратор 15, элемент 9 задержки и элемент НЕ 29. УСТРОЙСТВО ПОЗВОЛЯЕТ ОСУЩЕСТВИТЬ РАЗБИЕНИЕ ДИАПАЗОНА МАЛЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ 0*98N*98M (M - ЧИСЛО ШАГОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАЗГОНА ШАГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ДО УСТАНОВИВШЕЙСЯ ЧАСТОТЫ) НА ГРУППЫ ЗНАЧЕНИЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ И ОДНОЗНАЧНО СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ЗНАЧЕНИЯ ТОРМОЗНЫХ УЧАСТКОВ. ПРИ ОБРАБОТКЕ ЗАДАННЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ В УКАЗАННОМ ДИАПАЗОНЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ РАЗГОННЫЙ УЧАСТОК И УМЕНЬШАЕТСЯ УЧАСТОК ТОРМОЖЕНИЯ. ЗА СЧЕТ ЭТОГО ПОВЫШАЕТСЯ ОБЩЕЕ БЫСТРОДЕЙСТВИЕ (УВЕЛИЧЕНИЕ СКОРОСТИ НА УЧАСТКЕ РАЗГОНА И УМЕНЬШЕНИЕ ВРЕМЕНИ ТОРМОЗНОГО ПУТИ) И ТОЧНОСТЬ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ (ОДНОЗНАЧНАЯ ПРИВЯЗКА ЗНАЧЕНИЙ ЗАДАННЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ И ТОРМОЗНЫХ УЧАСТКОВ). 2 ИЛ.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„1480079 A I (51)4 Н 02 Р 8/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К AST0PGKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (2l) 4257041/24-07 (22) 04.06.87 (46) 15.05.89. Бюл. 11 18 (72) Б.Н.шпикалов и А.Е.Машкевич (53) 621. 313. 525 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1032585, кл. Н 02 P 8/00, 1984.

Авторское свидетельство СССР

Ó 1233258, кл. Н 02 Р 8/00, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЬ1М ДВИГАТЕЛЕМ (57) Изобретение относится к электротехнике и может - быть использовано в системах управления. с шаговыми двигателями. Целью изобретения является повышение быстродействия и точности отработки заданных перемещений шаго1480079 вым двигателем. Устройство содержит элементы ИЛИ 17, 18, 28, 31 32, элементы И ll. 12, 19 — 21, 25 — 27, RS-триггеры 22 — 24, Р"триггеры 10, 13, 14, блок противовключения 2, дешифратор 16, одновибратор 8, логический компаратор 15 элемент 9 задержки и элемент НЕ 29. Устройство позволяет осуществить разбиение диапазона малых перемещений 0 Б (ш (ш— число шагов, необходимых для разгона шагового двигателя до установившейся частоты) на группы значений переИзобретение относится к управлению электрическими двигателями и может быть использовано в шаговом электроприводе с.высокими требованиями к длительности разгона и торможения.

Цель изобретения — повышение быстродействия и точности отработки заданных перемещений.

На фиг.1 приведена функциональная схема. устройства для управления шаговым двигателем; на фиг.2 — график распределения зоны малых перемещений на разгонный и тормозной участки.

Устройство (фиг.1) содержит последовательно соединенные коммутатор 1, блок 2 противовключения, усилитель

3 мощности, шаговый двигатель 4, датчик 5 положения ротора, блок 6 формирования сигналов датчика, счетчик 7 шагов, одновибратор 8, элемент 9 задержки.

Элемент 9 задержки соединен с Dтриггером 10 и — через первую группу элементов И 11 — 12 соответственно— с группой D-триггеров 13 — 14.

Выход счетчика 7 шагов соединен с первым входом логического компаратора 15 и входом дешифратора 16, подключенного первой группой выходов к входам группы элементов ИЛИ 17, 18, второй группой выходов — к входам второй группы элементов И 19, 20.

Устройство содержит также элемент

И 21, группу RS-триггеров 22, 23, RS-триггер 24, третью группу элементов И 25, 26, элемент И 27, соединенный через элемент ИЛИ 28 с входом блока 2 противовключения. мещений и однозначно соответствующие им значения тормозных участков.

При отработке заданных перемещений в указанном диапазоне увеличивается разгонный участок и уменьшается участок торможения. За счет этого повышаются общее быстродействие (увеличение скорости на участке разгона и уменьшение времени тормозного пути) и точность при торможении (однозначная привязка значений заданных перемещений и тормозных участков). 2 ил.

Вторая группа выходов дешифратора

16 через вторую группу элементов И

19, 20, группу RS-триггеров 22, 23, третью группу элементов И 25, 26, второй выход дешифратора 16 через элемент И 21, RS-триггер 24, элемент

И 27 через элемент ИЛИ 28 соединены с входом блока 2 противовключения.

Вход элемента НЕ 29 соединен с выходом логического компаратора 15, на вход 30 которого подается код сравнения. Второй выход блока 6 формирования сигналов датчика через элемент

ИЛИ 31 подключен к входу коммутатора

1. Один из входов блока 2 противовключения. связан с выходом элемента

ИЛИ 32. Счетчик 7 шагов имеет вход

33 записи.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии счетчик 7 ша,гов обнулен, что соответствует высокому уровню на выходе счетчика, и

Z5 обусловливает сброс D-триггеров 10, 13, 14 и RS-триггеров 22 — 24.

Низкий уровень сигнала на выходе

D-триггеров 10, 13, 14 запрещает прохождение сигналов через элементы И о 19 - 21, а низкий уровень сигнала на выходе RS-триггеров 22 - 24 через элемент ИЛИ 32 обусловливает работу блока 2 противовключения в режиме коммутации фаз, соответствующую заданному направлению вращения (входы направления вращения не показаны). При записи в счетчик 7 шагов цифрового двоичного кода, соответствующего заданному перемещению, на

1480079 выходе счетчика появляется низкий уровень сигнала и одновибратор 8 вырабатывает импульс напряжения.

Состояния разрядов счетчика 7 ша5 гов подаются на входы логического компаратора 15 и дешифратора 16, Логический компаратор 15 предна.значен для логического сравнения цифрового кода, подаваемого на вход 30, 10 и кода, поступающего с разрядов счетчика 7 шагов. Высокий уровень на выходе логического компаратора появляется, когда цифровой код с разрядов счетчика 7 шагов превьппает код по входу 30 (N) ш).

Значение цифрового кода по входу

30 (m) определяется минимальным количеством шагов перемещения, необходимых для разгона шагового двигателя в режиме самокоммутации до максимальной (установившейся) частоты и торможения с этой частоты (n шагов) противовключением (фиг.2).

Разрядность счетчика 7 шагов выбирается исходя из максимально возможного задаваемого перемещения. Счетчик работает только на вычитание.Дешифратор 16 дешифрирует все возможные состояния счетчика 7 шагов. 30

Однако в схеме необходимо задействовать количество выходов дешифратора 16, соответствующее кодовому диапазону (1-m-1). Задействованные выходы дешифратора делятся на две группы: первая группа определяет заданные значения шагов перемещения в диапазоне (1 — m-1); вторая группа определяет необходимые значения ша- 40 гов торможения противовключением в диапазоне 0 - m-1, соответствукппие заданному диапазону (1 - m-!) перемещения.

Сигнал на одном из выходов второй группы дешифратора появляется, когда код на выходе счетчика 7 становится равным и ° lllэ nl.и т.д

При записи в счетчик 7 шагов цифрового кода перемещения N Ъ n D-триг- 50 гер 10 изменяет свое состояние, так как на выходе логического компаратора 15 — высокий уровень сигнала, а задержанный на элементе 9 импульс напряжения одновибратора 8 поступает на С-вход D-триггера 10. Высокий уровень сигнала на выходе Э-триггера 10 разрешает прохождение сигнала через элемент И 21.

Импульс напряжения с выхода элемента 9 задержки через элемент ИЛИ

3l поступает на коммутатор 1, формирующий первое переключение фаз шагового двигателя через блок 2 противовключения и усилитель мощности.

Сигналы с датчика 5 через блок 6 формирования и элемент ИЛИ 31, поступающие на коммутатор 1, обеспечивают работу шагового двигателя 4 в режиме самокоммутации.

Сигналы с датчика 5 через блок 6 формирования поступают также на вход счетчика 7 шагов, который с каждым сигналом датчика 5 уменьшает свое состояние на единицу.

Работа шагового двигателя 4 при разгоне и движении на установившей ся скорости в режиме самокоммутации продолжается до значения цифрового кода в счетчике 7 шагов, соответствующего величине n (n — число шагов торможения противовключением с максимальной частоты самокоммутации).

При равенстве кода величине и (т.е. при поступлении на счетчик 7 шагов (N-и)-го импульса) сигнал с соответствующего выхода дешифратора 16, проходя через элемент И 21, переводит RS-триггер 24 в единичное состояние. При этом высокий уровень сиг нала с выхода RS-триггера 24 разрешает прохождение сигналов с выхода блока 6 формирования через элемент

И 27 и через элемент ИЛИ 32 подготавливает блок 2 противовключения на изменение коммутации фаэ шагового дви-. гателя на обратную.

Последующие импульсы, начиная с . (N-и+1)-ro, будут отрабатываться с противовключением, т.е. на тормозном участке движения. При поступлений на счетчик 7 шагов (N-1)-го импульса сигнал с соответствующего выхода дешифратора 16 запрещает прохождение сигналов с датчика 5 на коммутатор I, но не запрещает прохождение этого сигнала на счетчик 7 шагов. После отработки последнего импульса счетчик

7 щагов обнуляется, приводя схему в исходное состояние, при этом нулевое состояние RS-триггера 24 переключает блок 2 противовключения на исходную коммутацию и ротор шагового двигателя находится в точке устойчивого равновесия, так как на фазы шагового двигателя подается диаграмма, соответствующая фиксированной стоянке

1480079 под током в конце отработки заданного перемещения.

При записи в счетчик 7 шагов цифрового кода перемещения Ы=ш или

Б=т (где ш, m u m < а m) на выходе логического компаратора 15 - низкий уровень сигнала и D-триггер 10 остается в обнуленном состоянии.

На одном из выходов дешифратора (первая группа выходов) появляется высокий уровень сигнала, который, проходя через элемент ИЛИ 17 или 18, поступает на D-вход D-триггера 13 или 14, 15

В зависимости от конкретного значения заданного перемещения N c m изменяет свое состояние D-триггер 13 или 14, так как на С-входы через элементы И 11 и 12 проходит задержанный 2g импульс напряжения с одновибратора 8 (на выходе элемента ИЛИ 29 — высокий уровень ), Шаговый двигатель 4 работает н режиме самокоммутации (разгон) до со- 25 ответстния значения числа импульсов, поступивших в счетчик 7 шагов, величине (m „-n,) или (ш,-n ) или до значения кода на выходе счетчика 7 п„или п . 30

По достижении указанного значения кода на соответствующем выходе дешифратора 16 (вторая группа выходов) появляется высокий уровень сигнала, который, проходя через элемент И 19 или 20, изменяет состояние RS-триггера 22 или 23 (на выходе b-триггера

13 или 14 — высокий уровень сигнала).

Высокий уровень сигнала на выходе пр

RS-триггера 13 или 14 через элемент

ИЛИ 32 подготавливает блок 2 противонключения на изменение коммутации фаз шагового двигателя на обратную.

Последующие импульсы, начиная с (m „-n „+1) или (ш -и +1)-го, будут отрабатываться с противонключением, т.е. на тормозном участке движения.

При поступлении на счетчик 7 шагов предпоследнего импульса (N-1) и 5g после отработки последнего импульса схема работает по описанной вьппе процедуре.

Таким образом, разбиение диапазона малых перемещений 0 sN (m на груп- rr пы значений m» m ... (число зйачений равно числу элементов в группах заданных перемещений) и однозначно соответствующие им значения тормозных отрезков и,, п ... позволяет в зоне малых перемещений увеличить разгонный участок и обеспечить быстродействие и точность торможения, 8 результате по сравнению с прототипом достигается общее повышение быстродействия и точности отработки шагового двигателя, Разбиение диапазона на группы значений и параметры m „ m< и т.д. и и,, и и т.д, осуществляется для конкретного шагового привода путем математического и физического моделирования.

Устройство может быть использовано в прецизионных замкнутых системах управления шагоными двигателями, в которых предьявляются высокие требования к быстродействию и точности отработки как н больших„ так и в малых диапазонах заданных перемещений.

Формула и з о б р е т е н и я

Устройство для управления шаговым двигателем, содержащее первый и второй элементы ИЛИ, коммутатор, усилитель мощности, -шагоный днигатель,датчик положения ротора, блок формирования сигналов датчика, счетчик шагов, RS-триггер и элемент И, подключенный первым нходом к выходу RS-триггера, R-вход которого соединен с выходом счетчика шагов, вход счетчика шагов подключен к первому выходу блока формирования сигналов датчика, соединенного входом с выходом датчика положения ротора, соединенного с валом шагового двигателя, входы которого подключены к выходам усилителя мощности, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения быстродействия и точности отработки заданных перемещений, в него введены третий элемент ИП1, группа элементов

ИЛИ, второй элемент И, первая, вторая и третья группы элементов И, группа

RS-триггеров, D-триггер, группа Dтриггеров, причем число элементов но всех группах одинаково, блок противовключения, дешифратор, одновибратор, логический компаратор, элемент НЕ и элемент задержки, подключенный входом к выходу однонибратора, а выходом — к первому входу третьего элемента ИЛИ, первым входом элемента

И гервой группы, С-входу D-триггера, D-вход которого соединен с выходом

1480079 fr(npyr) Составитель В.Алфимов

Редактор А.Маковская Техред М.Ходанич Корректор Н. Повидайчик

Заказ 2556/54 Тираж 55! Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101, логического компаратора и входом элемента НЕ, подключенного выходом к вторым входам элементов И первой группы, R-входы всех триггеров соединены с входом одновибратора и первым выходом счетчика шагов, второй выход которого подключен к первому входу логического компаратора и входу дешифратора, первый выход которого соединен с вторым входом блока формирования сигналов датчика, первая группа выходов дешифратора — с входами соответствующих элементов группы элементов ИЛИ, вторая группа выходов дешифратора — с первыми входами соответствующих элементов И второй группы, второй выход дешифратора — с первым входом второго элемента И, соединенного вторым входом 2р с выходом D-триггера, а выходом — с

S-входом RS-триггера, выход каждого .. элемента группы ИЛИ подключен к D-входу соответствующего триггера группы

D-триггеров, соединенных С-входами 25 . с выходами соответствующих элементов

И первой группы, а выход каждого триггера группы D-триггеров соединен с вторым входом соответствующего элемента И второй группы, выходы каждого из которых соединены с S-входом соответствующего триггера группы

RS-триггеров, выход каждого из которых подключен к первому входу соот-ветствующего элемента И третьей группы и к соответствующему входу первого элемента ИЛИ, соединенного дополнительным входом с выходом RS-триггера, а выходом — с первым входом блока противовключения, подключенного выходом к входу усилителя мощности, а вторым входом — к выходу коммутатора, вход которого соединен с выходом третьего элемента ИЛИ и с вторыми входами элемента И и элементов И третьей группы, выход каждого из которых подключен к соответствующему.входу второго элемента ИЛИ, соединенного дополнительным входом с выходом элемента И, а выходом — с третьим входом блока противовключения, причем второй выход блока формирования сигналов датчика подключен к второму входу третьего элемента

ИЛИ, а второй вход логического компаратора соединен с шиной записи кода сравнения.

Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления шаговым электродвигателем с любым числом фаз в дискретных системах автоматизированного электропривода

Изобретение относится к Электротехнике , к управлению электрическими машинами и может быть использовано в дискретном приводе с регулированием скорости в широких пределах

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в шаговом электроприводе с перемещениями, содержащими большое число шагов

Изобретение относится к электротехнике , к управлению шаговыми двигателями

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться в программно-управляемом оборудовании позиционного типа с шаговыми двигателями

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к электротехнике и направлено на расширение функциональных возможностей устройства управления шаговым двигателем путем формирования траектории движения двигателя

Изобретение относится к электротехнике и направлено на снижение времени и повьшение точности торможения шагового двигателя

Изобретение относится к Электротехнике , к управлению электрическими машинами и может быть использовано в дискретном приводе с регулированием скорости в широких пределах

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в шаговом электроприводе с перемещениями, содержащими большое число шагов

Изобретение относится к электротехнике , к управлению шаговыми двигателями

Изобретение относится к электротехнике , а именно к управлениюэлектрическими машинами, .и может быть использовано в электроприводе, работающем в режиме коротких периодических включений

Изобретение относится к электротехнике и направлено на расширение функциональных возможностей устройства управления шаговым двигателем путем формирования траектории движения двигателя

Изобретение относится к средствам наружного наблюдения и охраны и может быть использовано для наружного телевизионного наблюдения за объектами на охраняемой территории
Наверх