Устройство для моделирования работы оператора транспортного средства

 

Изобретение относится к созданию средств для моделирования работы операторов различных перемещающихся по земной поверхности транспортных средств, более конкретно к средствам имитации визуальной обстановки в поле зрения этих операторов. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства за счет моделирования непрерывного движения транспортного средства в продольном направлении. Устройство содержит макеты 1 и 11 местности с перемещающимися над ними телекамерами 2 и 12, имеющими приводы продольного 3 и 13, поперечного 4 и 14 перемещения и приводы поворота 5 и 15, а также систему управления телекамерами. Устройство обеспечивает моделирование бесконечного движения транспортного средства без ограничения времени вождения и диапазона моделируемых дорожных ситуаций, что достигается за счет ввода в состав устройства второго макета 11 местности с перемещающейся над ним второй телекамерой 12 с приводами, а также устройств коммутации и управления ими.

СОЮЗ COBETCHMX.

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУбЛИК (51)4 С 09 В 9/04

ОПИСАНИЕ ИЯОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОбРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4305485/40-11 (22) 14 ° 09. 87 (46) 15.08.89. Бюл. У 30 (72) И.Н. Алешин, В.Н. Петров и В.С. Шлыков (53) 628.113.014.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 588544, кл. С 09 В 9/04, 1969. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

РАБОТЫ ОПЕРАТОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, (57) Изобретение относится к созданию средств для моделирования работы операторов различных перемешающихся по земной поверхности транспортных средств, более конкретно к средствам имитации визуальной обстановки в поле зрения этих операторов. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства

ÄÄSUÄÄ 1501127 А1 за счет моделирования непрерывного движения транспортного средства в продольном направлении. Устройство содержит макеты 1 и 11 местности с перемещающимися над ними телекамера" ми 2 и 12, чмеющими приводы продольного 3 и 13, поперечного 4 и 14 перемещения и приводы поворота 5 и 15, а также систему управления телекамерами. Устройство обеспечивает моделирование бесконечного движения транспортного средства без ограничения времени вождения и диапазона моделируемых дорожных ситуаций, что достигается за счет ввода в состав устройства второго макета 11 местности с перемещающейся над ним второй телекамерой 12 с приводами, а также устройств коммутации и управления ими. 1 ил.

1501127

Изобретение относится к созданию средств для моделирования работы операторов различных перемещающихся по земной поверхности транспортных 5 средств, а более конкретно к средствам имитации визуальной обстановки в поле зрения этих операторов, Целью изобретения является расширение функциональных возможностей за 10 счет моделирования непрерывного движения транспортного средства в продольном направлении.

На чертеже показана структурная схема предлагаемого устройства ° 15

Устройство содержит объемный макет 1 местности с перемещающейся над ним телекамерой 2, снабженной приводами продольного 3 и поперечного 4 перемещения, а также приводом 5 пово- 20 рота, макет рабочего места 6 оператора с установленными в нем органами

7 управления, снабженными датчиками

8 их положения, и видеоконтрольное устройство 9, а также вычислитель

10, вход которого соединен с датчиками 8, а выходы — с приводами поперечного перемещения 4 и поворота

5 телекамеры 2, Кроме того, устройство содержит второй объемный макет

11 местности с перемещающейся над ним второй телекамерой 12, снабженной приводами продольного 13 и поперечного 14 перемещения, а также приводом 15 поворота, два нормально 35 разомкнутых 16 и 17 и два нормально замкнутых 18 и 19 концевых выключателя (КВ), шесть ключей 20-25, две схемы И 26 и 2?, источник 28 опорного напряжения и RS-триггер 29,R-вход 40 которого соединен с первым нормально разомкнутым КВ 16, à S-вход — с вторым нормально разомкнутым КВ 17, прямой выход RS-триггера ?9 подключен к управляющим входам первого и тре" 45 тьего ключей 20 и 23 и к первому входу второй схемы И 27, второй вход которой соединен с вторым нормально замкнутым КВ 19, а выход — с управляющим входом шестого ключа 25, инверсный выход RS-триггера 29 подключен к управляющим входам второго и четвертого ключей 21 и 24 и к первому входу, первой схемы И 26, вторей . вход которого соединен с первым нормально замкнутым КВ 18, а выход — с управляющим входом пятого ключа 24, выход управления продольным перемещением вычислителя 10 через третий ключ 22 соединен с первым приводом

3 продольного перемещения первой телекамеры 2 и выходом пятого ключа

24, а через четвертый ключ 23 — с вторым приводом 13 продольного перемещения второй телекамеры 12 и выходом шестого ключа 25, вход которого объединен с входом пятого ключа

24 и подключен к источнику 28 напряжения, выход управления поперечным перемещением вычислителя 10 соединен также с вторым. приводом 14 поперечного перемещения второй телекамеры

12, а выход управления поворотом вычислителя 10 соединен с приводом

15 поворота второй телекамеры 12, при этом первые нормально разомкнутый КВ 16 и нормапьно замкнутый

КВ- 18 установлены соответственно в начале и в конце диапазона продольного перемещения первой телекамеры

2, а вторые нормально разомкнутый

КВ 17 и нормально замкнутый КВ 19 в начале и в конце диапазона продольного перемещения второй телекамеры

12, а начальный и конечный участки первого макета 1 местности повторяют соответственно конечный и начальный участки второго макета 11 местности.

Отдельные элементы устройства могут быть реализованы следующим образом. В качестве макетов 1 и 11 местности могут быть использованы объемные модели. В качестве телекамеры 2 и 12 могут быть использованы телекамеры на основе суперортикона и видеоголовки ВГ-.2, снабженной поворотным угловым зеркалом для изменения направления наблюдения . В качестве приводов продольного 3 и 13 и поперечного 4 и 14"перемещения, а также приводов 5 и 15 поворота можно использовать маломощные электроприводы из используемых в приборостроении. При построении узла преобразования. вращательного движения в поступательное можно взять винт с ходовой гайкой. Макет рабочего места 6 оператора с установленными в нем органами 7 управления выполняется в натуральную величину и соответствует рабочему месту оператора моделируемого транспортного средства.

В качестве датчиков 8 можно использовать потенциометрические датчики.

В качестве видеоконтрольного устройства 9 можно использовать ВКУ

ВК23В60 или ему подобное. В качестве

i 5011

15 вычислителя 10 может быть использовано аналоговое вычислительное устройство, аналогичное используемому в кинотренажере обеспечивающее форВ

5 мирование координатных и скоростных сигналов перемещения и поворота моделируемого транспортного средства.

Нормально разомкнутые 16 и 17 и ыормально замкнутые 18 и 19 концевые выключатели можно реализовать на кнопках типа КМД1-1. Ключи 20-25 можно реализовать на микросхемах

168КТ2А. Схемы И 26 и 27 и RS-триггер 29 реализуются на микросхемах

564JIA7. В качестве источника 28 напряжения можно использовать источник

Б5-44 постоянного тока.

Устройство работает следующим образом, 20

Предположим, что в момент включения устройства на прямом выходе

RS-.òðèããåðà 29 уровень "1", а на инверсном — уровень "0", Уровень "1" с прямого выхода RS-триггера 29 посту- 25 пает на управляющие входы первого и третьего ключей 20 и 22 и на первый вход второй схемы И 27, при этом через замкнутый первый ключ 20 видеосигнал с выхода первой телекамеры 2 поступают на видеоконтрольное устройство 9, а выход управления продольным перемещением вычислителя 10 через замкнутый третий ключ 22 соединяется с первым приводом 3 продоль- 35 ного перемещения первой телекамеры

2. С выхода второй схемы И 27 уровень "1" поступает на управляющий вход шестого ключа 25, так как на первый вход второй схемы И 27 приходит уровень"1" с прямого выхода

RS-триггера 29, а на второй вход— уровень "1" с второго нормально замкнутого концевого выключателя 19.

При этом через замкнутый шестой ключ

25 с источника 28 опорного напряжения на второй привод 13 продольного перемещения второй телекамеры 12 поступает напряжение и привод 13 возвращает вторую телекамеру 12 в исходное (крайнее правое) положение до размыкания второго нормально замкнутого концевого выключателя 19, после размыкания которого на второй вход схемы И 27 приходит уровень

"0"., Уровень "0" с выхода второй схе55 мы И 27 запирает шестой ключ 25 и отключает привод 13 от источника 28 опорного напряжения. В. результате на

27 6 видеоконтрольное устройство 9, находящееся в макете рабочего места 6 оператора, приходит видеосигнал фона местности с первого макета 1 местности, передаваемый посредством первой телекамеры 2, и оператор, работая с органами 7 управления, управляет через вычислитель 10 первыми приводами продольного 3 и поперечного 4 перемещения, а также первым приводом 5 поворота первой телекамеры

2. За счет этого происходит имитация движения транспортного средства по пересеченной местности в продольном направлении. При этом второй привод 14 поперечного перемещения и второй привод 15 поворота второй телекамеры 12 работает параллельно с первым приводом 4 поперечного перемещения и первым приводом 5 поворота первой телекамеры по одним управляющим напряжениям с выходов вычислителя 10, поэтому вторая телекамера 12 повторяет поперечные и условные перемещения первой телекамеры 2.

Как только первая телекамера 2 доходит до крайнего левого положения первого макета 1 местности, происходит замыкание первого нормально разомкнутого концевого выключателя.

16. Уровень "1" с него поступает на

R-вход,RS-триггера 29 и устанавливает на его прямом выходе уровень "0", а на инверсном — уровень "1". Уровень "0" с прямого выхода ЕБ-триггера 29 поступает на управляющий вход первого ключа 20, который размыкается и отключает первую телекамеру 2 от видеоконтрольного устройства 9, и на управляющий вход третьего ключа 22, который размыкается и отключает первый привод 3 продольного перемещения от вычислителя 10. Уровень

"1" с инверсного выхода RS-триггера 29 приходит на управляющий вход второго ключа 21, который замыкается и подключает вторую телекамеру .12 к видеоконтрольному устройству 9, и на управляющий вход четвертого ключа 23, который замыкается и подключает выход управления продольным перемещением вычислителя 10 к второму приводу 13 продольного перемещения. С выхода первой схемы И 26 уровень "1" поступает на управляющий вход пятого ключа 24, так как на первый вход первой схемы И 26 прихо1501127 дит уровень "1" с инверсного выхода

RS-триггера 29, а на второй вход— уровень "1" с первого нормально замкнутого концевого выключателя 18.

Через замкнутый пятый ключ 24 напря5 жение с источника 28 опорного напряжения поступает на первый привод 3 продольного перемещения, возвращая первую телекамеру 2 в исходное положение (крайнее правое).

В свою очередь, когда вторая телекамера 12 достигнет крайнего левого положения, замыкается второй нормально разомкнутый концевой вы5 ключатель 17 и уровень "1" поступает с него на S-вход RS-триггера 29, который перебрасывается, вызывая автоматическое (аналогичное изложенному) переключение приводов и телекамер, за счет чего происходит моделирование непрерывного движения транспортного средства в продольном направлении.

Формула изобретения

1. Устройство для моделирования работы оператора транспортного средства, содержащее объемный макет местности, имеющую воэможность пере.мещения над макетом местности телекамеру с приводами ее продольного и поперечного перемещения и приводом ее поворота, макет рабочего места оператора с органами управления,связанными с датчиками их положения, видеоканальное устройство и вычислитель, вход которого соединен с датчиками, а выходы — с приводом попе40 речного перемещения и поворота телекамеры,отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных воэможностей устройства за счет моделирования непрерывного движения

45 транспортного средства в продольном ! направлении, оно снабжено вторым объемным макетом местности, второй телекамерой, установленной с возможностью перемещения над ним, приводами продольного и поперечного перемещения второй телекамеры и приводом ее поворота двумя нормально разомкнутыми и двумя нормально. замкнутыми концевыми выключателями, ключами, схемами И, источником опорного напряжения и RS-триггером, входы К и S которого соединены соответственно с первым и вторым нормально разомкнутыми концевыми выключателями, прямой, выход RS-триггера соединен с управляющими входами первого и третьего ключей и подключен к первому входу второй схемы И, второй вход которой соединен с вторым нормально замкнутым концевым выключателем, а выход— с управляющим входом шестого ключа, инверсный .выход RS-триггера подключен к управляющим входам второго и четвертого ключей и первому входу первой схемы И, второй вход которой

-соединен с первым нормально замкнутым концевым выключателем, а выход— с управляющим входом пятого ключа, выход управления продольным перемещением через третий ключ соединен с первым приводом продольного перемещения первой телекамеры и с выходом пятого ключа, а через четвертый ключ — с BTopbIM приводом продольного перемещения второй телекамеры и выходом шестого ключа, вход которого объединен с входом пятого ключа и подключен к источнику опорного напряжения, выход управления поперечным перемещением соединен также с вторым приводом поперечного перемещения второй телекамеры, а выход управления поворотом †. с приводом поворота второй телекамеры, при этом первые нормально разомкнутый и нормально замкнутый концевые выключатели установлены соответственно в начале и в конце диапазона продольного перемещения первой телекамеры, а соответственно вторые выключатели— в начале и в конце диапазона продольного перемещения второй телекамеры, 2. Устройство по п.1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что начальный и конечный участки одного макета местности идентичны конечному и начальному участкам другого макета местности.

Устройство для моделирования работы оператора транспортного средства Устройство для моделирования работы оператора транспортного средства Устройство для моделирования работы оператора транспортного средства Устройство для моделирования работы оператора транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению наземных гусеничных транспортных средств

Изобретение относится к демонстрационным приборам и позволяет значительно расширить диапазон решаемых задач при обучении правилам движения транспорта на регулируемых перекрестках путем создания большого числа различных дорожных ситуаций

Изобретение относится к тренажерам транспортных средств и обеспечивает повьмение эффективности обучения

Изобретение относится к техническим средствам обучения водителей

Изобретение относится к управляющему устройству, которое может применяться для привода и управления движущейся моделью местности, например , при теневом проецировании для обучения водителей на тренажере транспортного средства, Цель изобретения - повышение эффективности работы и расширение функциональных возможног стей устройства за счет имитации заноса транспортного средства при его движении по дорогам с низким коэффициентом сцепления

Изобретение относится к техническим средствам обучения водителей транспортных средств и позволяет повысить эффективность процесса обучения

Изобретение относится к тренажерам транспортных средств, в частности к устройствам их рулевого управления, и может быть использовано для обучения водителей различных транспортных средств

Изобретение относится к тренажерам транспортных средств, в частности к устройствам их рулевого управления, и может быть использовано для обучения водителей различных транспортных средств

Изобретение относится к устройствам имитации визуальной обстановки в тренажерах для обучения операторов транспортных средств Цель изобрете НИН - расширение функциональных возможностей имитатора путем обеспечения участия в работе одновременно нескольких обучаемых операторво

Изобретение относится к обучаюгя щим устройствам и может быть использовано при подготовке ,и проверке квалификации водителей

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх