Самоконтрящаяся гайка

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению гаек. Цель изобретения - повышение надежности. На опорном торце корпуса гайки 1 выполнены отверстия 6, параллельные резьбовому отверстию и соединенные с наклонными отверстиями, выходящими в резьбовое отверстие гайки. В наклонные отверстия установлены фиксаторы 4, а в отверстия 6 - штифты 7, выступающие за опорный торец гайки. Между фиксаторами 4 и штифтами 7 расположены компенсаторы 8 из пластичного материала. При завинчивании гайки штифты через компенсатор передают давление на фиксатор от соединяемой детали 3 к резьбовому стержню 2, чем и обеспечивается надежное стопорение. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 Г 16 В Зо 2

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

©3

Об

©I 3 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM

ПРИ П4НТ СССР (21) 4314699/25-27 (22) 12. 10. 87 (46) 30. 10. 89 Бюл. Ф. 40 (72) Б.В.Гонченко (53) 621.882.3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 349811, кл. F 16 В 37/08, 1971, (54) САМОКОНТРЯЩАЯСЯ ГАЙКА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению гаек. Цель изобретения — повышение надежности. На опорном торце корпуса гайки 1 выполнены отверстия

„„SU„„1518577 А 1

6, параллельные резьбовому отверстию и соединенные с наклонными отверстиями, выходящими в резьбовое отверстие гайки. В наклонные отверстия установлены фиксаторы 4, а в отверстия

6 — штифты 7, выступающие за опорный торец гайки. Между фиксаторами 4 и штифтами 7 расположены компенсаторы 8 из пластичного материала. При завинчивании гайки штифты через компенсатор передают давление на фиксатор от соединяемой детали 3 к резьбовому стержню 2, чем и обеспечивается надежное стопорение. 1 ил.

1518577

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение дл соединения деталей, работающих в условиях знакопеременных нагрузок и ибрации.

Пелью изобретения является повыше ие надежности стопорения.

На чертеже изображено резьбовое со динение.

Самоконтрящаяся гайка 1 навинчива тся на реэьбовой стержень 2 для со динения пакета деталей 3. B гайке

1 ыполнены дополнительные наклонные о ерстия, например три. Отверстия вь олнены в корпусе гайки в верхней е о части с выходом в резьбовое отве стие под углом 4, для метрическ и резьбы этот угол составляет 60, В данные отверстия установлены фикс торы 4, имеющие в нижней своеи част хвостовик 5, выполняющий роль упор в дно наклонного отверстия. На бок вой поверхности фиксатора 4 имеетс участок, например, с тремя насечк ми, выполненными методом пластическ и деформации. В корпусе гайки 1 с стороны ее опорного торца выполи ны выемки в виде отверстий 6 с эах дными фасками, соосных реэьбовому о верстию гайки ",. В, верхней своей ч сти данные отверстия переходят в н клонные отверстия., В отверстия б установлены опорные элементы в виде ш ифтов 7 со сферическими головками,, вьступающими эа опорную поверхность г йки 1. Между фиксаторами 4 и штифт ми 7 расположены компенсаторы 8, вьполненные из пластичного материала, например пластмассы, меди, ояова, свинца, алюминия и других матс риалов. Фиксаторы 4 выполнены с вннтовыми канавками на торцах, расположенных со стороны реэьбового отвс рстия корпуса гайки 1, являющимися продолжением резьбы корпуса гайки.

При затяжке резьбового соединения штифты 7 утапливаются внутрь карпjrca гайки 1 и пластически деформируют материал компенсаторов 8, пос;Педние воздействуют со стороны хвост вовиков 5 на фиксаторы 4. Фиксаторы 4 п ремещаются вверх и в условиях унруг1 пластических деформаций воздейств1 ют на резьбу стержня 2 в верхней его части, чем обеспечивается стопорение гайки 1 со стержнем в конечн и момент затяжки соединения. Часть нвиспользованной энергии и удельного

5 l0

ЗО

55 давления пластической деформации кс ипенсатора 8 расходуется на работу пластической деформации под штифтом

7. Материал детали 3 пластически деформируется и заполняет некоторый объем, образованный эаходной фаской отверстия под штифт 7.

Таким образом, при наличии минимального количества штифтов, фиксаторов равного трем (так как через три точки всегда можно провести плоскость) обеспечивается и центровка гайки 1 относительно резьбового стержня и ее самоконтровка в пределах упругопластической и пластической деформации в зонах контакта фиксатора и штифта. Воздействие под углом со стороны фиксаторов 4 на резьбовой стержень 2 значительно повьппает нагрузочную способность гайки, а вместе с этим надежность резьбового соединения.

Разборка соединений сопряжена с некоторыми трудностями — необходимо срезать пластически деформированный материал между штифтом и заходной фаской. Гри затруднениях демонтажа следует охладить гайку и стержень жидким азотом (если материалом компенсатора не является олово). При использовании белого олова в качестве материала компенсатора 8 данное соединение можно использовать как при обычных условиях, так и при пониженных температурах эксплуатации, так как скорость наибольшего роста участков серого олова находится в интервале температур от 30-50 С, при этом происходит резкое увеличение объема, достигающего 25 (переход от плотности 7,3 до 5,81 г/см ).

При переходе белого олова в состояние серого олова резко возрастает натяг в резьбе, чем и достигается повьппение надежности стопорения при низких температурах, при этом надо учитывать объемную массу материала компенсатора

8, чтобы избыток не привел к разрушению соединения и к его черезмерной деформации, Повьппение надежности стопорения обеспечивается за счет одновременной фиксации гайки 1 как относительно реэьбового стержня 2, так и относительно соединяемой детали.

Формула изобретения

Самоконтрящаяся гайка, содержащая корпус с реэьбовым отверстием, допол5 1518577 6 нительными отверстиями, переходящими ч а ю щ а я с я тем, что, с целью в выемку, расположенную со стороны повышения надежности стопорения, выопорного торца гайки и соосную с резь- емка образована отверстиями, дополбовым отверстием и стопорное, устрой- нительные отверстия выполнены наклон%

5 ство. в виде опорного элемента, разме- ными с выходом в резьбовое отверстие, щенного в выемке и выступающего за опорный элемент выполнен в виде штифопорный торец гайки, фиксаторов, рас- тов, фиксаторы выполнены с винтовыми положенных в дополнительных отверсти- качавками на торцах, расположенных ях, и установленного между фиксатора- 0 со стороны резьбового отверстия, явми и опорным элементом компенсатора ляюшимися продолжением резьбы корпуиз пластичного материала, о т л и— са гайки.

Составитель П.Чесных

Редактор Т.Парфенова Техред Л.Сердюкова Корректор Л. Бескид

Заказ 6588/41 Тираж 699 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

Самоконтрящаяся гайка Самоконтрящаяся гайка Самоконтрящаяся гайка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а конкретнее к резьбовым соединениям

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве крепежного элемента и разъемного контакта в электрических цепях механизмов и устройств, которые по условиям эксплуатации должны иметь минимальный вес, малое электросопротивление и длительный ресурс

Гайка // 1462030
Изобретение относится к машиностроению , в частности к резьбовым соединениям , работающим при переменньк температурах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области точного и общего машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для крепления деталей, элементов , узлов, механизмов, которые по условиям эксплуатации должны иметь минимальный вес и повышенную стабильность положения собираемых деталей и узлов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использована для фиксации гайки в любом положении на резьбовом стержне

Изобретение относится к области машиностроения и м.б

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам , предотвращающим самопроизвольное развинчивание резьбовых соединений

Болт // 2115035
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для резьбовых элементов, работающих в условиях знакопеременных нагружений и значительных вибраций

Болт // 2116527
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для резьбовых элементов, работающих в условиях вибрационных нагружений

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении различного типа оборудования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации

Изобретение относится к стопорящимся резьбовым соединениям и касается таких крепежных изделий, принцип действия которых предусматривает заклинивание для стопорения или защемления резьбы с целью предотвращения нежелательного ослабления затяжки резьбового соединения

Изобретение относится к области машиностроения, к деталям машин, к устройствам стопорения резьбового соединения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для крепления конструктивных элементов в машинах и механизмах

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к резьбовым соединениям со средствами стопорения

Изобретение относится к конструкциям крепежных деталей в машиностроении
Наверх