Самостопорящаяся гайка

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использована для фиксации гайки в любом положении на резьбовом стержне . Цель - повышение удобства эксплуа тации резьбового соединения. Цель достигается выполнением фигурного паза 6 на торце корпуса и стопорного устройства в виде втулки 4 с внутренним радиальным выступом 5, рйзмещенным в пазу. Между стенками паза и выступа размещены упругие элементы П. Выступ выполнен с углублением, а стопорный элемент - в виде тела качения . При приложении крутящего момента к втулке 4 деформируется упругий элемент 11. Стопорный элемент 10 выходит из контакта с упругими лепестками 8, обеспечивая свободный монтаж соединения. При снятии крутящего момента втулка 4 под действием упругого элемента 11 возвращается в начальное положение. Гайка позволяет ускорить монтаж-демонтаж резьбового соединения при надежном его стопорении в любом положении. 2 з,п. ф-лы, 2 ил. с б сл I4D tsD СЛ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (дд 4 F 16 В 39/04, 39/284

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Ф р

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ »";

Н А BTQPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ й@;;., "/ (21) 4151285/25-27 (22) 24.11.86 (46) 30.04.88. Бюл. Р 16 (72) В.M. Синявский, В.М. Мурашев, С.М. Кириллов и А.А. Абдрахманов (53) 621.838 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 731108, кл. Р !6 В 39/04, 1978 ° (54) САМОСТОПОРЯЩАЯСЯ ГАЙКА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для фиксации гайки в любом положении на резьбовом стержне. Цель — повышение удобства эксплуа тации резьбового соединения. Цель достигается выполнением фигурного паза 6 на торце корпуса и стопорного устройства в виде втулки 4 с внутрен„„SU„„1392254 А 1 ним радиальным выступом 5, размещенным в пазу. Между стенками паза и выступа размещены упругие элементы

11. Выступ выполнен с углублением, а стопорный элемент — в виде тела качения. При приложении крутящего момента к втулке 4 деформируется упругий элемент 11. Стопорный элемент

10 выходит из контакта с упругими лепестками 8, обеспечивая свободный монтаж соединения. При снятии крутящего момента втулка 4 под действием упругого элемента 11 возвращается в начальное положение. Гайка позволяет ускорить монтаж-демонтаж резьбового соединения при надежном его стопорении в любом положении. 2 s.ï. ф-лы, 2 ил.

1392254

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для быстрой и надежной фиксации гай ки относительно резьбового соедине5 ния °

Иа фиг. 1 изображена самостопорящаяся гайка; на фнг. 2 — разрез

:А-А на фиг. 1.

Гайка состоит из несущей 1 и сто- 10 порной 2 частей, разделенных поперечной прорезью 3, и стопорного устройства, выполненного в виде втулки

4 с радиальным выступом 5, установленной с воэможностью поворота по боковой поверхности корпуса. Стопор" ная часть 2 выполнена с фигурным тор" цовым пазом 6, сообщающимся с прорезью 3. В середине основания паза 6 предусмотрена продольная прорезь 7, 20 сообщающаяся с поперечной прорезью

3 и образующая два упругих лепестка

8, Расстояния от оси гайки до оснований лепестков 8, образованны пазом

6, меньше, чем от оси гайки до их 25 центральных частей. Радиальный выступ

5 втулки 4, установленный в торцовом пазу 6, имеет углубление 9, в котором размещен стопорный элемент, выполненный в виде шарика !О и имеющий 30 возможность контакта с концами лепестков 8.

Между боковыми стенками торцового паза 6 и радиальным выступом 5 размещены упругие элементы 11.

Гайка работает следующим образом.

При завинчивании rайки прикладывают крутящий момент к втулке 4, при этом деформируется один из упругих элементов 1l и стопорный элемент 10, смещаясь к основанию упру" гого лепестка 8, выходит из контура с ним. Под действием упругих сил лепесток 8 деформируется от оси гайки, обеспечивая тем самым свободный 45 монтаж. При снятии с втулки 4 крутящего момента она под действием упругого элемента ll возвращается в начальное положение, при котором сто порный элемент 10, взаимодействуя с концами упругих лепестков 8, деформирует их в направлении гайки и осуществляет фиксацию гайки.

Отвинчивание гайки происходит аналогичным образом, только деформи" руется другой упругий элемент 11.

Предлагаемая гайка позволяет осуществлять ее стопорение на резьбовом стержне в любом положении, Формула и з о б р е т е н и я

1. Самостопорящаяся гайка, содержащая корпус с продольной прорезью и сообщающимся с ней фигурным пазом, образующими два упругих лепестка,и стопорное устройство, связанное с корпусом с возможностью взаимодействия с упругими лепестками, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации, фигурный паз выполнен на торце гайки, стопорное устройство выполнено в виде охватывающей корпус поворотной втулки с внутренним радиальным выступом,:, размещенным в пазу корпуса и подпружиненным относительно боковых стенок паза, и стопорного элемента, размещенного между радиальным выступом и упругими лепестками.

2. Гайка по п. 1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что радиальный выступ выполнен с углублением, а стопорный элемент — в виде тела качения, размещенного в упомянутом углублении, 3. Гайка по и. i, о т л и ч а ющ а я с я тем, что в корпусе со стороны фигурного паза на уровне его дна выполнена поперечная прорезь.

1392254

70 д

Составитель С. Никулина

Техред М.Ходанич Корректор М. Иаксимишинец редактор Н. Горват

Заказ 187 7/ 38 Тираж 757 Подписное

В1111ИПИ Государственного комитета СССР цо делам изобретений и открытий 1 035,- Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Произчсд- ». но- полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Самостопорящаяся гайка Самостопорящаяся гайка Самостопорящаяся гайка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и м.б

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам , предотвращающим самопроизвольное развинчивание резьбовых соединений

Гайка // 1200000

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в приборах для геофизического исследования скважин

Изобретение относится к области -машиностроения и может быть использовано во всех -отраслях народного хозяйства для соединения элементов конструкций машин и механизмов, работающих в условиях повышенньк температур и вибраций, в частности в двигателях летательных аппаратов

Изобретение относится к области общего машиностроения и приборостроения и может быть использовано в устройствах, где необходимо производить стопорение охватываемой детали в любом месте но длине охватываюн1ей детали
Наверх