Многопозиционный силовой цилиндр

 

Изобретение может быть использовано в устройствах переключения передач в ступенчатых синхронизированных коробках передач транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности путем создания трех ступеней изменения усилия при включении передач. Для этого цилиндр снабжен нормально закрытыми клапанами 25,26, установленными в отверстиях 27,28 направляющих 21,22 с возможностью взаимодействия их запорных элементов 29,30 с основным поршнем 8. В каждой из направляющих 21,22 выполнены сообщенные между собой осевые и радиальные каналы 31,32 и 33,34. Каналы 33,34 смещены относительно торца 35 соответствующего поршня 11,12 на расстояние, равное длине первой ступени, а полости 16,17 поршня 8 связаны между собой через дроссельное отверстие 36. Цилиндр обеспечивает трехступенчатое изменение усилия при включении передач, что уменьшает нагрузки на переключаемые элементы, сокращает время синхронизации, обеспечивает плавное замыкание зубчатой муфты коробки 10 передач. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1525346

А1 дц 4 1 15 В ll 12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ч

И

28

ZZ

Фиг 7

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4386565/31-29 (22) 04.03.88 (46) 30.11.89. Бюл. № 44 (71) Белорусский политехнический институт (72) В. А. Куцеволов, А. А. Цереня, О. А. Маханьков, В. А. Ярошевич, А. В. Евстратовский, A. П. Бомбешко и Г. Д. Сычев (53) 621.225.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1333878, кл. F 15 В ll/12, 1985. (54) МНОГОПОЗИЦИОННЫЙ СИЛОВОЙ

ЦИЛИНДР (57) Изобретение м. б. использовано в устрвах переключения передач в ступенчатых синхронизированных коробках передач транспортных средств. Цель изобретения — повышение надежности путем создания трех ступеней изменения усилия при включении передач. Для этого цилиндр снабжен нормаль2 но закрытыми клапанами 25, 26, установленными в отверстиях 27, 28 направляющих 21, 22 с возможностью взаимодействия их запорных элементов 29, 30 с основным поршнем 8. В каждой из направляющих 21, 22 выполнены сообщенные между собой осевые и радиальные каналы 31, 32 и 33, 34. Каналы 33, 34 смещены относительно торца 35 соответствующего поршня

11, 12 на расстояние, равное длине первой ступени, а полости 16, 17 поршня 8 связаны между собой через дроссельное отверстие 36. Цилиндр обеспечивает трехступенчатое изменение усилия при включении передач, что уменьшает нагрузки на переключаемые элементы, сокращает время синхронизации, обеспечивает плавное замыкание зубчатой муфты коробки 10 передач. ф

2 ил.

1525346

30

40

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам переключения передач в сту пенчатых си нхронизированных коробках передач транспортных средств.

Цель изобретения — повышение надежности путем создания трех ступеней изменения усилия при включении передач.

На фиг. 1 представлена конструктивная схема цилиндра; на фиг. 2 — статическая характеристика цилиндра.

Многопозиционный силовой цилиндр (фиг. 1) содержит корпус 1 с внутренней расточкой 2, образующей уступы 3 и 4 и ступени 5, 6 и 7 большего и меньшего диаметров, основной поршень 8, кинематически связанный с вилкой 9 переключения коробки 10 передач, и разновеликие кольцевые поршни 11, 12 и 13, !4, расположенные по обе стороны относительно основного поршня 8 и взаимодействующие со ступенями 7, 5, 6 соответственно, при этом основной и кольцевые поршни 8 и 1!

14 установлены н корпусе 1 с образованием рабочих полостей 15 18. Основной поршень 8 выполнен с двумя осевыми ра«точками 19 н 20, а корпус 1 снабжен двумя полыми цилиндрическими направляющими 21, 22, л«тановленными н нем «возможностью н:(аимодействия с расточками

l9, 20 поршня 8 и расточками 23 и 24 поршней 1, !2 малого диаметра. Кольцевые поршни 11 14 расположеHbl «имметрично относительно основного порп)ня 8.

Кроме топ>, цилиндр снабжен нормально закрытыми клапаначи 25, 26, у«танонленными н отверстиях 7, 28 напранляк>щих 21, 22 с возможностьк> взаимодействия их запорных элементов 29, 30 с основным поршнем 8, d н каждой из направляющих 21, 22 выполнены сообщенные между собой осевые и радиальныс hHíà lb) 31, 32 и 33, 34.

Радиальные каналы 3;3,:34 смеще (ы относительно торца 35 соответствующего поршня 11, 12 на расстояние, равное длине первой ступени, а полости 16, 17 основHofo порп) ня 8 «BR 3;1 Hbl %18>K 1 ) 000H через дроссельп(>с отнер«г;l(. 36. Уllp(lн,)снпс цилиндромм 0«ущестнляет«я гндрора«H p< дели ге лями 37, 38.

Устройство работает «ледующим образом.

Включение передачи из положения нейтрали.

Для установки основного поршня 8 н правое крайнее поло>к(я(ис, с(>отнс («тнуhHi(o включенной передаче, рабочая (реда через пневмораспределитель 37 посту панT н полость 15. При этом кольцевой поршень 11 малого диаметра и сопряженный «ним основной поршень 8 начинает смещаться вправо с усилием, равным усилию приложенному к кольцевому поршню 1! малого диаметра, а кольцевой поршень 13 бо.()ьп(сI o диаметра остается неподвижным, > ак как упирается н у«туп 3.

Объем полости 16 начинает увеличиваться, а полости 17 уменьшаться, при этом жидкость из полости 17 перетекает через отверстие 36 в полость 16, тем самым создается дополнительное сопротивление перемещению основного поршня 8, что способствует плавному схождению поверхностей трения синхронизатора.

При дальнейшем перемещении кольцевого поршня 11 малого диаметра открывается канал 33, соединяющий полости 15 и 16, и рабочая среда оказывает силовое воздействие на днище основного поршня

8. В связи с этим усилие становится равным сумме усилий на кольцевом поршне

11 и основном поршне 8. При дальнейшем перемещении кольцевого поршня 11 он упирается в корпус 1, после чего развиваемое усилие становится равным усилию создаваемому основным поршнем 8.

Кроме того, поршень 8 взаимодействует с запорным элементом 30, открывая клапан

ЗО, и полость 17 сообщается со сливом через каналы 32.

Таким образом, усилие, развиваемое циH(Hypo (, в зависимости от положения кольцевого поршня 11 и основного поршня 8

ПРон«ло,HlГ СтУH(. НЧати ПО тРЕM ЭтаПаМ.

Установка поршня 8 в левое крайнее положение, соотнетствующее включенной смежной передачи, происходит аналогично путем подачи рабочей среды в полость

18 через пненмораспределитель 38. (ля i «TàHoBKH основного поршня 8 в нейтральное (вложение рабочая среда подается o (H() (>pe a HHo в обе полости 15. 18.

Если рассматривать процесс выключения из правого по чертежу положения, рабочая среда оказывает силовое воздействие на кольцевой поршень 14 и кольцевой поршень

12, а с левой стороны рабочая среда действует только на поршень 8. Сумма площадей кольцевых поршней 12 и 14 должна быть больше площади основного поршня 8.

Величина 1(на статической характерисгике соответствует перел(е(цению кольцевого поршня 1 или 12 и сопряженного с ним основного поршня 8 из нейтрального положения до открытия соответствующих каналов 33 или 34, соединяющих полости 15 и 16 или 17 и 18.

Величина 1 на статической характеристике отнечает перемещению кольцевого поршня 13 или 14 большого диаметра и сопряженного с ним основного поршня 8 (о положения упора 3 или 4 в ступень.

Причем величина 1 выбирается исходя из параметров узлов коробки !О передач, напримерр пара метров синхронизаторов.

Вел и чина 3з на статической хара ктеристике равна перемещеник> основного поршня 8, совершенного им после упора кольцевого поршня 11 или 12 в корпус 1 до положения включенной передачи.

1525346

Гл>ставится ь В K <>в ад ь

Р«а кто р . <.,1<>ли нич Техред И. Верее Корректор.l. В<<лид

I <<с>, о Тираж 605 Подписи< е

ВН IIИПИ Г<><1 дарственного комитета по изобретениям и открытиям ири ГКНТ ГД.С Р

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5

Г!роизвод< г <евно-издательский комбинат «Патент», г Ужгород, Уд Гагарина, 101

Предлагаемое устройство позволяет получить трехступенчатое изменение усилия при включении передач, что уменьшает нагрузки на переключаемые элементы, сокращает время синхронизации, обеспечивает главное замыкание зубчатой муфты.

Формула изобретения

Многопозициойный силовой цилиндр, содержащий корпус с многоступенчатой внутренней расточкой, основной поршень, кинематически связанный с вилкой переключения коробки передач, и разновеликие кольцевые поршни, расположенные по обе стороны относительно основного поршня и взаимодействующие со ступенями корпуса, при этом основной и кольцевые поршни установлены в корпусе с образованием рабочих полостей, основной поршень выполнен с двумя осевыми расточками, а корпус— с двумя полыми цилиндрическими направляющими, установленными с возможностью взаимодействия с расточками основного поршня и кольцевыми поршнями малого диаметра, а кольцевые поршни расположены симметрично относительно основного поршня, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем созда ни я трех ступеней изменения усилия при включении передач, цилиндр снабжен нормально закрытыми клапанами, установленными в отверстиях направляющих с возможностью взаимодействия их запорных элементов с основным поршнем, а в каждой из направляющих выполнены сообщенные между собой осевые и радиальные каналы с возможностью подключения рабочей полости кольцевых поршней к рабочей полости основного поршня

15 и через клапаны — со сливом, при этом радиальные каналы смещены относительно торца поршня малого диаметра, обращенного к его рабочей полости, на расстояние, равное длине первой ступени, а полости основного поршня связаны между собой через дополнител ьно вы пол нен ное дроссельное отверстие.

Многопозиционный силовой цилиндр Многопозиционный силовой цилиндр Многопозиционный силовой цилиндр 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам пневмоавтоматики и может быть использовано в качестве исполнительного органа промышленного робота

Изобретение относится к прикладной механике, конкретнее к поршневым механизмам, и предназначено для использования в различных областях техники, например, в робототехнике в качестве позиционного привода

Изобретение относится к гидроавтоматике и может быть использовано в приводах исполнительных органов ракет и других летательных аппаратов

Изобретение относится к области объемных гидравлических приводов (гидроприводов), в частности, имеющих цепи ступеней, взаимодействующих с помощью гидравлических средств, и может быть широко использовано в машиностроении

Изобретение относится к средствам автоматики и может быть использовано в роботах и манипуляторах

Изобретение относится к области гидроавтоматики и может быть использовано в приводах исполнительных органов ракет и других летательных аппаратов

Изобретение относится к области гидроавтоматики и может быть использовано для испытаний цифроаналоговых преобразователей (ЦАП) гидравлического типа

Изобретение относится к техническим средствам автоматизации и может быть использовано в пневматических и гидравлических системах автоматического управления
Наверх