Устройство для контроля мертвого хода механической передачи электропривода

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - повышение точности безразборного контроля мертвого хода - достигается за счет оперативного измерения электромеханической постоянной времени электродвигателя Т<SB POS="POST">дв</SB> при измерении мертвого хода α в процессе эксплуатации электродвигателя. Электропривод дополнительно снабжен интегрирующей цепью, узлом выделения экстремума напряжения, электронным ключом, инвертором, двумя элементами И, триггером и счетчиком с индикацией. Для вычисления Т<SB POS="POST">дв</SB> используется второй вычислитель, выходные данные которого применяются для коррекции расчета α первым вычислителем. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51) 5

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ го элемента И 5 подключен к выходу генератора 8 импульсов, Кроме того, устройство содержит последовательно соединенные интегрирующую цепь 9, . Ql узел 10 выявления экстремума напряже- ЯД ния, электронный ключ 11, инвертор

12, второй логический элемент И 13, второй триггер 14 третий логический элемент И 15, второй счетчик 16 с индикацией и второй вычислитель 17, Вход интегрирующей цепи 9 подключей к выходу датчика..1 якорного тока электродвигателя, выход электронного ключа 11 соединен с вторым входом второго триггера 14, Выход формирователя 3 импульсов подключен к второ- Ъ му входу второго логического элемента И 13, Выход генератора 8 импульсов подключен к второму входу третьего логического элемента И 15. Первый вычислитель 7 снабжен вторым входом, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И О П!РЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4359894/24-07 (22) 05.01.88 (46) 15,04.90. Бюл, Ф 14 (72) А.И.Анкудинов, В,И,Кравец, M.ß.Ñåì÷åHêî и В,И,Фоменко (53) 621,313(088,8) (56) Авторское свидетельство ГССР

11 - 896390, кл, G 01 В 7/30; 1978.

Авторское свидетельство СССР

1"- 1277301, кл, Н С? К 7/10, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ МЕРТВОГО ХОДА МЕХАНИЧЕГКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (57) Изобретение относится к электромашиностроению, Цель изобретения

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройствам измерения мертвого хода механизмов электроприводов постоянного тока.

Цель изобретения — повышение точности безразборного контроля мертвого хода, На фиг.! представлена блок-схема устройства для контроля мертвого хода механической передачи> на фиг,2— электрическая схема индикатора экстремума напряжения; на фиг.3 — временные диаграммы работы устройства.

Устройство для контроля мертвого хода механической передачи электропривода содержит последовательно соединенные датчик 1. якорного тока элек» тродвигателя 2, формирователь 3 импульсов, триггер 4, логический элемент И 5, счетчик 6 с индикацией и вычислитель 7. Второй вход логическоповышение точности безразборного контроля мертвого хода — достигается за счет оперативного измерения электромеханической постоянной времени электродвигателя Т при измерении мертвого хода р в процессе эксплуатации электродвигателя. Электропривод дополнительно снабжен п1 тегрирующей цепью, узлом выделения экстремума напряжения, электронным ключом, инвертором, двумя элементами И, триггером и счет:иком с индикацией. Для вычисления Т используется второй вычислитель, выходные данные которого применяются для коррекции расчета о!. первым вычислителем. 3 ил.

1557633

1 +Т S ет вид подключенным к выходу второго вычислителя 17. Электродвигатель 2 через механическую передачу 18 соединен с нагрузкой 19, 1

Устройство работает следующим образом.

Перед началом процесса измерения мертвый ход ь механической передачи

18 устанавливают н максимальное поло- !О жение. Запоминающий конденсатор С. индикатора !О.экстремума напряжения (фиг,2) ключом S предварительно разряжают. Генератор 8 импульсов вырабатывает импульсы ив с периодом следования Тц (фиг.Зд)„ которые подаются на второй вход логического элемента

И 5 и на второй вход логической схемы И 15, На первом входе логического

:элемента, И 5 и на первом входе логи- 2г! ческой схемы И 15 сигналов нет, и они закрыты, так как на выходах триггеров 4 и 14 присутствуют низкий потенциал, На второй нхоц логического элемента И 13 подается высокий потенциал 25

u1 (фиг.Зи), но на перном входе логического элемента И !3 потенциал низкий и он закрыт.

В момент времени t« (фиг,3) запускается приводной двигатель 2. В обмотке якоря двигателя 2 возникает импульс пускового тока, который вызывает импульс напряжения на датчике 1

u «(t „)=U + 6!1, где U †.напряжение на датчике I в установившемся- режиме работы двигателя 2 при холостом ходе; Ь!! — приращение напряжения на датчике 1 в пусковом режиме, Фронт импульса напряжения датчика 1 подается на формирователь 3 импульсов, 41! где дифференцируется, усиливается и ограничивается, Сформированный .импульс напряжения формирователя 3 u>(t1) подается на вход триггера 4 и переводит его н состояние, характериэуе- 45 мое высоким потенциалом на выходе

u («) . С выхода триггера 4 высокий потенциал uq(t,) подается на первый вход логического элемента И 5, кото- рый с момента времени С« пропускает импульсы,,вырабатываемые генератором

8 импульсов, на счетчик 6, который начинает счет импульсов, Выходной сигнал интегрирующей RC-цепи 9 в момент времени t остается равным нулю:

u (t )=О следовательно, выходные

З 1 « сигналы индикатора 1О экстремума напряжения и электронного ключа 11 остаются равными нулю: u,„,("1)=0 и и 11(t1)=0,. а на выходе инвертора

12 остается высокий потенциал U«<(t), который поступает на нторой вход логического элемента И 13, На первый вход логического элемента И 13 в момент времени t поступает импульс

u>(t<) с формирователя 3 импульсов, и логический элемент И 13 пропускает его на второй вход триггера 14 и переводит его н состояние, характеризуемое высоким потенциалом на выходе

u ««(t «), С выхода триггера 14 высокий потенциал и«4 (t1) подается на первый вход логического элемента И

15, который с момента времени t 1 пропускает импульсы, вырабатываемые генератором 8 импульсов, на счетчик 16 который начинает счет импульсов.

В интервале времени t 1 g t c (фиг.З) двигатель 2 приходит но вращение, пусковой ток и напряжение на датчике 1 u уменьшается по экспонен( те. Тихоходный вал механической передачи 18 не двигается, так как мертый ход не выбран. Счетчик б производит счет импульсов, поступающих с генератора 8 импульсов, через открытый логический элемент 5. Входной сигнал счетчика и6 показан на фиг.Зе. В

Интервале времени t1 c c t< выходной сигнал интегрирующей цепи 9 и « нанарастает, Выходной сигнал датчика имеет

t вид u (t)= QU +U, е о изображение

1 по Лапласу

Д1 ТАS Ц и (S) — — — --- + — )

1+Тд, Я S где S — - оператор Лапласа, Передаточная функция интегрирующей RS-цепи 9 имеет вид где T=RC — рассчитанная и изнестная с высокой степенью точности постоянная времени интегрирующей RC-цепи g

Величина постоянной времени Т интегрирующей КС-пепи 9 выбирается иэ условия Т >>.Т.

Изображение по Лапласу выходного сигнала интегрирующей RC-цепи 9 име!

Ы Тл U

-х . + (!+ТА,Б) (1+TS) S(1+TS) (2) 5 155

Выполнив обратное преобразование

l1апласа, находим оригинал мгновенного значения выходного сигнала u (t) интегрирующей RC-цепи 9:

«1

u (t) = †- (е - е ) + ьи т, ТА Т ь т

+ U(1-e ) .

Взяв первую производную от выражения (1 ), приравняв ее нулю, после преобразований получаем трансцендентное выражение для определения времени достижения экстремума t (фиг.Зб) выходным сигналом и9 интегрирующей

RC-цепи 9:

+Т4Ь .«Т

=е -с, = -1n()>

Т ТА, ТД+ К

3 ТАЬТ Т ь где К.=5U/U — кратность пускового наi1, пряжеййя на датчике 1 в режиме холостого хода двигателя 2; величина

Кя определяется с высокой точностью перед установкой двигателя 2 в изделие, где он выполняет свои рабочие функции, В интервале времени t. c t < t< выходной сигнал и,1 интегрирующей КС-цепи 9 апериодически нарастает до экстремального значения и поступает на индикатор 10 экстремума, электрическая схема которого представлена на фиг.2. Через диод V (фиг,2) .заряжается запоминающий конденсатор С (фиг.2) до мгновенного значения выходного сигнала и интегрирующей. RC-цепи

9. Напряжения на обоих входах операционного усилителя (фиг,2) остаются одинаковыми и меняются синхронно, поэтому выходной сигнал u,ä (фиг,Зж) индикатора экстремума напряжения остается равным нулю, следовательно, в интервале времени t c t с t< счетчик

16 осуществляет счет импульсов, поступающих с генератора 8 импульсов. Через открытый логический элемент

И 15, Входной сигнал счетчика 16 и« показан на фиг.Зл, При t ) t<мгновенное значение выходного сигнала ы 9 (фиг,36) интегрирующей RC-цепи 9 становится меньше экстремального значения„,диод V (фиг,2) индикатора 10 экстремума напряжения закрывается, так как напряжение на за.поминающем конденсаторе С (фиг,2) становится больше выходного сигнала и и

7633 6 интегрирующей RC — öåïè 9. На выходе операционного усилителя (фиг.2) инди" катора 10 экстремума напряжения появляется выходной сигнал и<,> (фиг.Зж), который подается на электронный ключ

11 и переводит его в состояние, характеризуемое высоким потенциалом на вы" ходе 1 (фиг.Зз), Выходной сигнал с электронного ключа 11 поступает на первый вход триггера 14 и инвертор

12, который закрывает логический элемент И 13 по второму входу. Триггер

14 переходит в состояние с низким потенциалом на выходе и, (фиг.Зк), закрывает логический элемент И 15, Поступление импульсов с генератора 8 импульсов на вход счетчика 16 прекращается (фиг.Зл). В счетчике 16 запи20 сано число импульсов m, сосчитанное за время достижения экстремума выходным сигналом и (фиг.36) интегрирующей RC-цепи 9:

25 (3) которое подается на вычислитель 17, Вычислитель 17 по известным значениям t, Т и К д производит расчет численным методом величины Tp,q иэ

30 трансцендентного выражения (2). При подстановке в выражение (2) Т и в секундах результат определения электромеханической постоянной времени двигателя Тдр получают также в секундах, Величина ТА из вычисли35 теля 17 поступает в вычислитель 7.

Б интервале времени t< с t c (фиг,3) двигатель 2 продолжает вращение, пусковой ток и напряжение на

4р датчике 1 и< продолжает уменьшаться по экспоненте (фиг.За), тихоходный вал механической передачи 18 остается неподвижным, так как мертвый ход еще не выбран, Счетчик 6 про45 должает счет импульсов, поступающих с генератора 8 импульсов через открытый логический элемент И 5. Входной сигнал u Pt) счетчика 6 показан на фиг,Зе.

В момент времени С (фиг.З) мертвый ход выбран, приводится во вращение тихоходный вал.механической передачи 18, нагрузка на двигатель

2 скачкообразно возрастает, что вы55 зывает импульс тока якоря двигателя

2 и импульс напряжения на датчике 1

u (t ), фиг,За, Импульс напряжения ,датчика 1 поступает на формирова тель 3 импульсов, который вырабатыва1557633

t2 t5 "< nTN% (4) которое подается на вычислитель 7, Вычислитель 7 реализует функцию вычисления мертвого хоца.

П и тАв ф.- 6Q (eTÄ-Т (1-e ), (5) где Я. — номинальная скорость вращения двигателя 1, об/мин;

Т вЂ” электромеханическая пос тояндв ная времени двигателя 1, с;

Т вЂ” период повторения импульсов и генератора 8, с )

n — количество импульсов, сосчитанное счетчиком 9, — величина безразмерная, При подстановке в формулу (5) величин в указанных размерностях результат вычисления мертвого хода чолучают в градусах, 35

Формула изобретения

Устройство для контроля мертвого хода механической передачи электропри-g0 вода, содержащее последовательно соединенные датчик якорного тока-электро- двигателя, формирователь импульсов, триггер, логический элемент И, счетчик с индикацией и вычислитель, второй вход логического элемента И подет второй импульс u>(tq). Так как логический элемент И 13 "закрыт, то импульс u>(t>) с формирователя 3 импульсов поступает только на триггер 4 и переводит его в состояние нулезоS

ro потенциала на выходе u<(t>), фиг.Зг, Нулевой потенциал выхода триггера 4 подается на логический элемент И 5 и закрывает его. Поступление импульсов и8 (фиг.Зд) с генератора 8 импульсов на вход счетчика 6 прекращается, В счетчике 6 записано число импульсов и сосчитанное за время выбора мертвого хода ф :

15 ключен к выходу генератора импульсов, а вычислитель реализует функцию оТ

6 а. и Т -Т (1-е тю ) и Ае отличающееся тем, что, с целью повышения точности безразборного контроля мертвого хода, в него введены последовательно соединенные интегрирующая цепь, узел выявления экстремума напряжения, электронный ключ, инвертор, второй логический элемент И, второй счетчик с индикацией и второй вычислитель, вход интегрирующей цепи подключен к выходу датчика якорного тока электродвигателя, выход электронного ключа соединен с вторым входом второго триггера, выход формирователя импульсов подключен к второму входу второго логического элемента И, выход генератора импульсов подключен к второму входу третьего логического элемента И, первый вычислитель снабжен вторым входом, подключенным к выходу второго вычислителя, реализующего функцию

Т„+- — Т

Т ТАЬ Ае Кп

t — -ln (— — — — -), Еде-Т Т где oL — мертвый ход

Й), — номинальная скорость вращения электродвигателя;

Т вЂ” электромеханическая постоде янная времени электродвигателя;

Т и — период повторения импульсов генератора импульсов; и — количество импульсов, подсчитанных первым счетчиком; — время достижения экстремума напряжения, Т вЂ” постоянная времени интегрирующей цепи;

К вЂ” кратность пускового напряи жения электродвигателя.

1557633

1557633

А

Составитель Т.Рожкова

Редактор А,Огар Техред А.Кравчук Корректор Л,Бескид

Заказ 721 Тираж 440 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открьгтиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул. Гагарина, 101 °

Устройство для контроля мертвого хода механической передачи электропривода Устройство для контроля мертвого хода механической передачи электропривода Устройство для контроля мертвого хода механической передачи электропривода Устройство для контроля мертвого хода механической передачи электропривода Устройство для контроля мертвого хода механической передачи электропривода Устройство для контроля мертвого хода механической передачи электропривода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к производству электродвигателей со встроенными электромагнитными тормозными устройствами

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к приводам грузоподъемных и подъемно-транспортных машин и механизмов и может быть применено для осуществления спуско-подъемных операций в передвижных и стационарных грузоподъемных устройствах

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к тормозным дисковым вентильным двигателям с постоянными магнитами, и может найти применение, например, в электроприводах промышленных роботов, где необходимо наличие тормоза для фиксирования механических частей при аварийном отключении электроэнергии

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машикостроению5 а именно к тормозным устройствам , и может быть использовано в электромагнитных тормозах тюдъемно транспортныХз строительно-дорожных и транспортных машин

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромеханическим линейным исполнительным механизмам с периодическим изменением направления движения штока при однонаправленной осевой нагрузке и может быть использовано, например, в качестве привода штанговых насосов для откачки нефти из скважин при непосредственном сочленении электромеханизмов с обсадными трубами

Изобретение относится к области гидроэнергетики и может быть использовано во всех гидроагрегатах гидравлических и гидроаккумулирующих электростанций (ГЭС и ГАЭС)

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электромеханическим линейным исполнительным механизмам с периодическим изменением направления движения передачи осевого усилия при однонаправленной осевой нагрузке

Изобретение относится к области электротехники, а именно к двигательным приводам высоковольтных аппаратов

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике, а именно к торцовым электрическим машинам с однодисковым ротором и однодисковым статором, и решает задачу оснащения электрических машин этого типа надежным встроенным тормозным устройством, обеспечивающим остановку ротора после отключения питания обмотки возбуждения

Изобретение относится к области электротехники и общего машиностроения и может быть использовано при создании мотор-стопоров и самотормозящихся электродвигателей, сконструированных на базе асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к электромеханическим силовым устройствам, и может быть использовано в различных областях машиностроения, металлургии и т.д
Наверх