Способ испытаний шатунного подшипника двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и позволяет повысить достоверность оценки работоспособности шатунных вкладышей за счет того, что в качестве параметра, характеризующего работоспособность сопряжения коленчатый вал - вкладыши, выбирается наличие неразрывности масляного слоя. При этом датчики контролируемого параметра устанавливают в шатунную шейку коленчатого вала по оси шатуна в зонах преобладающего действия газовых и инерционных сил. Отключают масляный радиатор, а двигатель выводят сначала на режим максимальной мощности до момента наступления установившегося температурного режима, затем на минимально устойчивые обороты холостого хода, после момента наступления установившегося температурного режима судят о наличии неразрывности масляного слоя. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5 G 01 M 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ::::,: "."""!

Н A BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ШАТУННОГО ПОДШИПНИКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения,. в частности к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и позволяет повысить достоверI по фиг.3; на фиг.5 — то же, при нарушении режима жидкостного трения.

Установка для осуществления способа содержит испытуемый двигатель 1, связанный с тормозной установкой 2 (например, электрического или гидравлического типа) при помощи соединительной муфты, и токосъемник 3 в виде скользящего контакта, подсоединенный к носку коленчатого вала. К токосьемнику прикрепляются провода от датчиков для измереиия толщины масляного слоя, которые. прокладываются в элементах коленчатого вала по масляным каналам и щекам и закрепляются (например, скобами из металлической фольги, привариваемой к валу точеч1 (21) 4451!69/25-06 (22) 28.06.88 (46) 30.04.90. Бкл. ¹ 16 (71) Московский автомеханический ин ститут (72) 10.Н.Никитин, С.В.Коротеев, Б.Б.Безруков, А.И.Бондарев, Л.Х.Арустамов и С.В.Неволин (53) 621.43.001.5 (088.8) (56) Захаров С.М. и др. Подшипники коленчатых валов тепловозных дизелей. — М.: Транспорт, 1981.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для оценки работоспособности подшипников скольжения коленчатых валов при испытаниях двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение точности испытаний.

На фиг.1.представлена общая схема установки для осуществления способа; на фиг.2 — схема установки датчиков

I для определения толщины масляного слоя в шатунную шейку коленчатого вала; на фиг.3 — - форма вкладыша; на фиг ° 4 — осциллограмма от датчика при нормальном режиме жидкостного трения

2 ность оценки работоспособности шатунных вкладышей за счет того, что в качестве параметра, характеризующего работоспособность сопряжения коленчатый вал — вкладыши, выбирается наличие неразрывности масляного слоя.

При этом датчики контролируемого параметра устанавливают в шатунную шейку коленча-ого вала по оси шатуна в зонах преобладающего .действия газовых и инерционных сил. Отключают масляный радиатор, а двигатель выводят сначала на режим максимальной мощности до момента наступления установившегося температурного режима, затем на минимально устойчивые обороты холостого хода, после момента наступления установившегося температурного режима судят о наличии неразрывности масляного слоя. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.

3 1561009 4 ной сваркой). К потенциометру 4 подключены термопары, установленные в поддоне и рубашке охлаждения испытуемого двигателя. К токосъемнику 3

5 подведен переключатель 5, связанный токонесущими проводами с измерителем

6 толщины масляного слоя (например, электронного типа, работающего по принципу частотной модуляции). К измерителю б подключены электронно-лучевой 7 и шлейфовый осциллографы, причем последний соединен с отметчиком верхней мертвой точки и отметчиком тактов, расположенными на испытуемом двигателе 1.

Способ осуществляется следующим образом.

Двигатель I подсоециненный к тормозной установке 2, выводят на режим максимальной мощности, отключают масляный радиатор и непрерывно фиксирует температуру масла в поцдоне двигателя с помощью прибора потенциометра

4, При по| ышении температуры масла происходят формоизменения по образующей вкладыша, которые могут быть обратимыми и необратимыми в зависимости от конструктивных особенностей подшипникового узла. После того, как температура масла в поддоне стабилизируется, снимают нагрузку и выводят двигатель 1 на минимальные устойчивые обороты холостого хода. На этом режиме температура масла постепенно понижается и после того, как она устанавливается постоянной, начинают

1 фиксировать толщину масляного слоя в сопряжении шейка коленчатого вала вкладыши. Сигнал от датчика через то- „ косъемник 3 и переключатель 5 поступает к измерителю б толщины масляного слоя. В основу измерения может быть положен емкостный метод. Измеритель работает по принципу частот45 ной модуляции. Измерение емкости датчика, включенного в контур генератора высокочастотных колебаний, вызывает отклонение частоты генератора от номинальной. Емкость датчика опреде50 ляется расстоянием между обкладками конденсатора, т.е. толщиной масляного слоя между датчиком, вмонтированным заподлицо в шатунную шейку, и вкладышем. Процесс изменения толщины масляного слоя фиксируется на осцил-, лографах j и 8 и в это время судят о работоспособности шатунных подшипников. Если на минимальных оборотах

1 холостого хода происходят нарушения режима жидкостного трения, то вкладыш претерпел необратимые формоизменения, а это значит, что сопряжение находится в предпроворотном состоянии, обладает низкой работоспособностью. В случае работы подшипника в режиме жидкостного трения считают, что шатунные вкладыши обладают достаточно большой работосгособностью и могут выдерживать работу даже в экстремальных условиях.

Формула изобретения

1, Способ испытаний шатунного подшипника двигателя внутреннего сгорания, включающий измерение параметра, характеризующего его работоспособность при помощи датчиков, установленных в шатунную шейку, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повы1 щения точности в качестве контролируемого параметра оценивают толщину неразрывного масляного слоя в сопряжении шейка коленчатого вала — вкладыш, причем датчики устанавливают в зонах действия максимальных газовых и инерционных сил, а двигатель выводят на режим максимальной мощности, после стабилизации температуры двигатель переводят на режим минимально устойчивых оборотов холостого хода и после стабилизации температуры оценивают толщину неразрывного масляного слоя

2. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что датчики устанавливают в плоскости оси шатуна.

3. Способ по пп.1 и 2, о т л и— ч а ю шийся тем, что перед выводом двигателя на режим максимальной мощности отключают масляный радиатор.

1561009

1561009

ãÓÎ

У п,к8

Составитель А.Аристов

Техред Л.Сердюкова Корректор С.Шекмар

Редактор Л.Пчолинская

Подписное

Тираж 443

Заказ 97+

ВНИКПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035„ Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбийат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ испытаний шатунного подшипника двигателя внутреннего сгорания Способ испытаний шатунного подшипника двигателя внутреннего сгорания Способ испытаний шатунного подшипника двигателя внутреннего сгорания Способ испытаний шатунного подшипника двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям турбин и может быть использовано при испытании машин преимущественно на модельных режимах

Изобретение относится к технике контроля горения топливовоздушной смеси в двигателях внутреннего сгорания и может найти применение в транспортных, судовых и стационарных теплоэнергетических установках циклического действия

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению

Изобретение относится к области измерений параметров потока в турбомашинах и позволяет повысить точность измерений

Изобретение относится к испытательному оборудованию и позволяет снизить трудоемкость испытаний

Пиметр // 1561002
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к приборам теплотехнического контроля судовых двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для регулировки равномерности распределения нагрузки по цилиндрам и косвенного определения нагрузки двигателей

Изобретение относится к технике вентиляции и кондиционирования воздуха

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх