Волновая фрикционная клиновая передача

 

Изобретение относится к области машиностроения, может применяться в механизмах с изменением скорости вращения. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей волновой фрикционной клиновой передачи за счет автоматического изменения передаточного отношения в зависимости от передаваемого момента. Указанная цель обеспечивается тем, что при изменении момента на ведущем валу 4 за счет сил упругости пружины 7 генератора волн и пружин 15, выполненных в виде V-образных пластин, происходит изменение размеров клинового паза, образованного частями 14 жесткого колеса, которые взаимодействуют с клиновым ободом 22 гибкого колеса 12. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 > 16 Н 13/00 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTQPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 998788 (2!) 4462657/25-28 (22) 18.07.88 (46) 07.05.90. Бюл. 1Ф 17 (71) Специальное конструкторское бюро Института математики и механики

АН АЗССР (72) Ф.А.Искандер-заде, Б.Л.Ионе, И.P.Иардухаев и Б.Е.Иамро (53) 621.833.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 998788, кл. Р 16 Н 13/00, 15/00, 1983. (54) ВОЛНОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ КЛИНОВАЯ

ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к области машиностроения, может применяться в

„„SU„„)5625 4 А2

2 механизмах с изменением скорости вращения. Целью изобретения является расширение функциональны:: возможностей волновой фрикционной клиновой передачи за счет автоматического изменения передаточного отношения в зави симости от передаваемого момента.указанная цель обеспечивается тем, что при изменении момента на ведущем валу 4 за счет сил упругости пружины 7 генератора волн и пружин 15, выполненных в виде V-îáðÿçûûõ пластин, происходит изменение размеров клинового паза, образованного частями 14 жесткого колеса, которые взаимодействуют с клиновым ободом 22 гибкого колеса !

2. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1562564

Изобретение относится к машино-. строению, может применяться в механизмах с изменением скорости вращения и является усовершенствованием изобретения по авт.св. 1р 998788.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей, волновой фрикционной клиновой передачи за счет автоматического изменения передаточного отношения в зави; симости от передаваемого момента, На фиг.l изображена волновая передача, продольный разрез; на фиг.2— сечение А-А на фиг.l. 15

Волновая фрикционная клиновая передача состоит из корпуса 1 с пазами 2, составной крышки 3, ведущего вала 4 с цилиндром 5, "установленного в составной крышке 3 на подшипниках 2р б, роликового генератора волн, содержащего подпружиненные пружиной 7 поршни 8 с роликами 9 на осях 10, ведомого вала 11 с гибким колесом 12, установленного на подшипниках 13 в 25 корпусе l жесткого колеса, состоящего из двух частей 14, взаимодейству-ющих с гибким колесом 12 и установленных на парных пружинах 15, являющихся механизмами управления осевого 3р перемещения соответственно каждой части 14 жесткого колеса . Шайбы 16 с пружинами 15 установлены с помощью винтов 17 в корпусе 1 с возможностью ,осевого перемещения. Гайки 18 с рычагами 19 установлены на резьбе в корпусе 1, причем рычаги 19 с гайками 20 расположены в пазах 2. Пружины 15 механизмов управления выполнены (фиг.2) в виде V-образных пластин, спаренные 40 концы которых закреплены в шайбах 16, а разведенные (под углом у ) в прорезях 21 соответствующей .части 14 жесткого колеса. Прорези выполнены со стороны, противоположной клиновой поверх"45 ности части 14 жесткого колеса, которая взаимодействует с клиновым ободом

22 гибкого колеса 12.

Передача работатет следующим об50 . разом.

При вращении ведущего вала 4 вращаются поршни 8 с роликами 9, которые, катаясь по внутренней полости гибкого колеса 12 деформируя его в пределах

55 упругой деформации, раскатывают между частями 14 жесткого колеса клиновой обод 22. Поскольку длина клинового обода 22 меньше, чем длина клинового кольцевого nasa между частями 14 жесткого колеса, то при повороте ведущего вала на один оборот гибкое колесо !2 с ведомым валом ll поворачивается в обратную сторону вращения ведущего вала 4 на длину дуги, равной разности указанных длин клинового обода 22 и клинового кольцевого nasa, образованного частями 14 жесткого колеса. Участки клинового обода 22 под роликами

9 удлиненьги после выхода из-под роликов 9 и контакта с кольцами 14 принимают первоначальную длину. Сила

Р/2 (фиг.2) от передаваемого момента

Мк при вращении гибкого колеса 12 воспринимается частями 14 жесткого колеса и передается одной пружине из каждой пары пружин 15. У этих пружин изгиб направлен навстречу моменту М .

Создаваемая пружиной 7 суммарная сила, задавливающая клиновой обод

22 между частями 14 жесткого колеса, создает расклинивающие нормальные.составляющие N, действующие на каждую часть 14 жесткого колеса. Равнодействующая сила Rg равна сумме нормальной составляющей силы P/2. Угол наклона р должен быть больше угла чтобы под действием силы Р/2 пружина

15 стремилась выпрямиться, уменьшая тем самым угол 1.. От увеличения передаваемого момента P/2 увеличивается и становится больше, чем обратное, усилие Р р, создаваемое пружиной 15., Пружины 15 выпрямляются, пока Р/2 =

Рдр . Уменьшение Угла,1- наклона пРУжины 15 приводит к сближению колец

12, что приводит к уменьшению среднего диаметра клинового паза между частями 14 жесткого колеса в зоне взаимодействия с клиновым ободом

22 — Э р. С уменьшением 0ср уменьшается разность длин 11у между раскатанной длиной обода 22 и длиной

Р,р, а ролики 9 с поршнями 8 из-эа уменьшения D, эадавливаются в цилиндр 5, отче го увеличивается сила прижатия qE роликов к клиновому ободу 22, кото рый в зоне действия роликов 9 еще больше раскатывается (удлиняется).и, тем самым, еще .больше уменьшая big .

Уменьшение разности Dlg приводит к уменьшению числа оборотов п ведомого вала 11. Таким образом, части

14 жесткого колеса с пружинами 15 создают автоматическую обратную связь изменяя передаточное отношение уст156 ройства в зависимости от передаваемого момента М .

Когда момент М < оказывается равным величине допускаемого момента на ведомом валу 11, Бср уменьшается, а клиновой обод 22 раскатывается роликами 9 с таким усилием, при котором длина раскатанного клинового обода

22 равна уменьшенному Оср и тогда

n = О.

При изменении направлениия вращения ведущего вала. 4 изменяется и направление вращения ведомого вала ll„ а прижатие частей 14 жесткого колеса к клиновому ободу 22 осуществляется таким же образом, как описано, другой пружиной из каждой пары пружин 15, В случае необходимости изменения диапазонов передаточных отношений или допустимого передаваемого момента, отворачиваются гайки 20, рычаги 19 поворачивают по окружности в необходимом направлении. С,рычагом 19 поворачиваются по резьбе гайки 18, которые в то же время перемещаются в осевом направлении.

При перемещении гаек l8 в осевом направлении перемещаются и шайбы 16 с пружинами 15, которые прижимают или отжимают части 14 от клинового обода 22, уменьшая или увеличивая при

9TOM Dpp °

Таким образом, установка частей жесткого колеса, образующих клиновой

2564 паз для взаимодействия с клиновым ободом гибкого колеса, подпружиненными в осевом и окружном направлениях обеспечивает автоматическое изменение передаточного отношения в зависимости от передаваемого момента, что расширяет функциональные возможности волновой передачи.

Формула изобретения

1.Волновая фрикционная,клиновая передача по авт.св. ¹ 998788, о т15 л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет автоматического изменения передаточного отношения в зависимости от передаваемого крутящего момента, механизм управления для осевого перемещения одной части жесткого колеса выполнен в виде пружины, а передача снабжена дополнительным механизмом управления, выполнен25 ным также в виде пружины для осевого перемещения другой части жесткого колеса.

2. Клиновая передача по п.l, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что пру30 жины механизмов управления выполнены

V-образными пластинчатыми, спаренные концы которых закреплены на корпусе, а разведенные — на частях жесткого колеса со стороны, противоположной клиновой последнего.

Волновая фрикционная клиновая передача Волновая фрикционная клиновая передача Волновая фрикционная клиновая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и является усовершенствованием изобретения по авт.св

Изобретение относится к машиностроению и является усовершенствованием изобретения по авт.св

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых передачах

Вариатор // 1532762
Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к фрикционным планетарным передачам

Вариатор // 1527438
Изобретение относится к общему машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным вариаторам

Изобретение относится к машиностроению

Вариатор // 1514992
Изобретение относится к фрикционным передачам, используемым в различных приводах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин в качестве планетарной передачи, включающей сателлиты, выполненные в виде роликов 5, взаимодействующих с периодическими канавками диска 3 и ведущего звена, а также с прорезями водила 6

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к фрикционным передачам, используемым в различных приводах машин и приборов

Изобретение относится к машинои приборостроению, а именно к волновым фрикционным передачам, и предназначено для применения в электромеханических приводах прецизионного углового перемещения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано во фрикционных передачах для управления законом движения ведомого звена

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным планетарным передачам, которые могут быть использованы в различных отраслях техники

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к механике, к разделу передач, ближе всего к планетарным передачам
Наверх