Прецессионная передача

 

Изобретение относится к машиностроению. Целью изобретения является повышение кинематической точности зацепления за счет выполнения формы криволинейного профиля с учетом влияния размеров углов аксоида расположения прецессирующих зубьев и раствора дугового профиля и повышение несущей способности за счет увеличения многопарности зацепления. Передача содержит зацепление зубьев 1 криволинейного профиля в нормальном сечении, заданного уравнениями и выполненного на ведомом и неподвижном колесах, и зубьев 2 дугового профиля, выполненного на сателлите, установленном на кривошипе 3 ведущего вала. Передача работает следующим образом. Вращение ведущего вала через кривошип 3 вызывает прецессионное движение сателлита с зубьями 2. Последний, обкатываясь по неподвижному колесу с зубьями 1, приводит во вращение ведомое колесо с зубьями 1. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Целью изобретения является повышение кинематической точности зацепления за счет выполнения формы криволинейного профиля с учетом влияния размеров углов аксоида расположения прецессирующих зубьев и раствора дугового профиля и повышение несущей способности за счет увеличения многопарности зацепления. На фиг. 1 дана пространственная схема сопряжения дугового и криволинейного профилей зацепления для прецессионной передачи; на фиг.2 профиль зуба в системе координат, связанной с нормальным сечением в плоскости П1; на фиг.3 схема образования криволинейного профиля по заданной траектории движения центра окружности дугового профиля. Прецессионная передача содержит зацепления зубьев 1 криволинейного профиля, выполненного на ведомом и неподвижном колесах (на фиг.1 колеса условно не показаны), и зубьев 2 дугового профиля (например, цевок), выполненного на сателлитном колесе, установленном на кривошипе 3 ведущего вала. В прецессионной передаче постоянство передаточной функции U=1/2=const, следовательно, высокую кинематическую точность можно обеспечить профилем зубьев, форма которых назначена с учетом особенностей пространственно-сферического движения сателлита. Для определения формы профиля зубьев, обеспечивающего постоянство передаточной функции U, рассмотрим следующую упрощенную модель передачи. Следует отметить, что для определения формы профиля достаточно рассмотреть зацепление зубьев 2 дугового профиля с зубьями 1 криволинейного профиля одного, например неподвижного колеса. Поэтому в дальнейшем рассмотрим только это зацепление. Криволинейный профиль ведомого колеса определяется таким же способом. Сателлитное колесо с зубьями 2 дугового профиля (см.фиг.1) связано с подвижной системой координат OX1Y1Z1, вращающейся относительно неподвижной системы координат OXYZ, связанной с колесом, имеющим зубья 1 криволинейного профиля. Положение подвижной системы координат относительно неподвижной системы OXYZ зададим тремя углами Эйлера: углом - угол наклона кривошипного ведущего вала к оси ведомого вала, углом прецессии, j угол поворота ведущего вала и углом v угол собственного вращения сателлитного колеса вокруг собственной геометрической оси. Для аналитического описания пространственно-сферического движения сателлитного колеса, используя теорию матриц, осуществляем переход от координат точки сателлитного колеса X1, Y1, Z1, заданных в подвижной системе OX1Y1Z1 к координатам X, Y, Z той же точки в неподвижной системе OXYZ по формулам: где X1, Y1,Z1 координаты точки сателлитного колеса с зубьями 2 дугового профиля заданных в подвижной системе OX1Y1Z1; X,Y,Z координаты этой же точки в неподвижной системе OXYZ; угол собственного вращения сателлитного колеса с зубьями 2 дугового профиля; Z1k, Z2k количество зубьев 1 криволинейного и зубьев 2 дугового профилей соответственно. Положение точки D (см.фиг.1) центра окружности дугового профиля в подвижной системе OX1Y1Z1 определяется координатами X1D 0; Y1D= -Rcos; Z1D= -Rsin, (2) где R конусное расстояние сателлитного колеса, т.е. расстояние от точки D до центра прецессии 0; - угол аксоида расположения зубьев 2 дугового профиля сателлитного колеса. Подставив (2) в (1), получим координаты точки D в зависимости от угла поворота ведущего вала (3)
Точка D расположена на сферической поверхности радиуса R и характеризуется координатами XD,YD,ZD. Профиль зубьев находим по координатам точки контакта Е, расположенной в плоскости П (на фиг.1 не указана), проходящей через центр дугового профиля (точка D) и точку 0. Так как точка Е принадлежит плоскости П, то ее координаты удовлетворяют уравнение плоскости П, т.е. (ZDXE-XDZE)XD-(YDZ E-ZDYE)YD=0 (4)
Поскольку точка Е принадлежит и сфере, то ее координаты удовлетворяют уравнению сферы, т.е. X2E+Y2E+Z2E-R2=0 (5)
Кроме того, угол между и равен углу раствора дугового профиля, и, следовательно,
(6)
или XEXD+YEYD+ZEZD-R2cos=0.
Из (6) находим
XE=(R2cos-YEYD-ZEZD)/XD (7)
Подставим (7) в (4), найдем
YE K1ZE d1 (8)
где введены обозначения
(9)
(10)
Подставим (8) и (7). Тогда получим
XE K2Z2 + d2, (11)
где K2 -(K1YD + ZD)/XD; (12)
d2=(R2cos+d1YD)/XD (13)
Подставив (8) и (11) в (15) и решив полученное уравнение относительно ZE, найдем
(14)
Итак, по формулам (14), (8) и (11) определяем координаты точки контакта сопряжения зубьев, т.е. профиля зуба 1 на сфере. Теперь перенесем кривую профиля зуба 1 с поверхности сферы на плоскость П1, перпендикулярную зубу 1, т. е. находим форму профиля зуба в его нормальном сечении (фиг.2). Плоскость П1, проходящая нормально к зубу через точки Е1 и E2, принадлежащие криволинейному профилю на сфере, выражаем уравнением

где nx YE1ZE2 YE2ZE1;
ny XE2ZE1 XE1ZE2;
nz XE1YE2 XE2YE1. (16)
Теперь найдем точку EN пересечения прямой, проходящей через точки О и Е криволинейного профиля на сфере с плоскостью П1. Уравнения прямой, проходящей через точки Е и О, имеют вид
Y XYE/XE; Z XZE/XE (17)
Из (15) и (17) имеем
(18)
Решая последнее уравнение относительно Х, найдем

Остальные координаты YN и ZN найдем по формулам (17), в которых вместо Х поставлено значение ХN и ZN найдем по формулам (17), в которых вместо Х поставлено значение ХN, вычисленное по формуле (19). Выберем в плоскости П1 систему координат E, ось E1 которой проходит через точку E2 (фиг.2). Перейдем от координат XN, YN,ZNK по формулам
21=2N+2N, (20)
где 22=(E1E2-N)2+2N,
21=(E1EN)2=(XN-XE1)2+(YN-YE1)2+(ZN-ZE1)2;
22=(E2EN)2=(XN-XE2)2+(YN-YE2)2+(ZN-ZE2)2;

Из формул (20) находим

Формулы (21) и (22) определяют координаты профиля зуба на плоскости П1 и представляют кривую в параметрической форме. Изменяя параметр от 0 до 2Z/Z по формулам (21) и (22), находим профиль зуба. На форму профиля зубьев существенно влияют:
соотношение зубьев Z1k, Z2k взаимодействующих колес;
угол аксоида расположения прецессирующих зубьев;
rр=Rtg радиус окружности дугового профиля;
угол раствора дугового профиля;
q угол нутации. Передача работает следующим образом. Вращение ведущего вала через кривошип 3 вызывает прецессионное движение сателлитного колеса с зубьями 2 дугового профиля. Последнее, обкатываясь по неподвижному колесу с зубьями 1 криволинейного профиля, приводит во вращение ведомое колесо с аналогичными зубьями 1. Плоскость П3, проходящая через геометрическую ось сателлитного колеса и ось зуба 2 дугового профиля (см.фиг.1) в своем движении поворачивается относительно меридиана М вокруг точки К на угол q, зависящий от угла нутации и угла j прецессии. Как видно, чем больше углы b, a и q, тем больше модификация зубьев, обеспечивающая постоянство передаточной функции. Модификация профиля зубьев с учетом параметров b, a и q обеспечивает многопарное сопряжение зубьев и связанное с этим повышение несущей способности и кинематической точности. Многопарное сопряжение зубьев в прецессионной передаче имеет место при следующем взаимодействии зубьев. Зубья 2 дугового профиля (см.фиг.3) в зависимости от его фазы прецессии контактируют с зубьями 1 криволинейного профиля в точке ЕN. За один цикл прецессии зубья 2 дугового профиля с центром D', расположенным на участке E'B' траектории его движения, огибается кривой Е1B. Аналогично зубья 2 дугового профиля с центрами, расположенными на участках B'C', C'D', огибаются кривыми ВС, CD' и DE2 соответственно. Как видно, кривые Е1B и E2D пересекаются в точке Ем. Нетрудно убедиться, что взаимодействие зубьев 2 сателлитного колеса и зубьев 1 колеса происходит по ломанной кривой Е1EмE2, представляющей собой профиль зуба 1 колеса. На участке EмВCDEм взаимодействие зубьев прекращается. Так как продолжительность взаимодействия зубьев определяет многопарность зацепления, следует, что о многопарности зацепления можно судить по размерам фигуры EмBCDEм, размер периметра которой характеризует продолжительность отсутствия контакта. Чем больше размеры этой фигуры, тем меньше многопарность зацепления, и наоборот. При отсутствии этой фигуры многопарность зацепления составляет 100% так как зубья взаимодействуют между собой непрерывно. В изобретении пары зубьев, одновременно входящие в зацепление, сопрягаются между собой в точке Eм с координатами xN и N, зависящими от фазы прецессии, в которой находится соответствующая пара зубьев. За пол-оборота ведущего вала контакт каждой пары зубьев начинается в точке E1 и прекращается в точке Eм, проходя через все фазы прецессии. Такое взаимодействие зубьев обусловливает высокую кинематическую точность, так как много пар зубьев на протяжении всей дуги зацепления одновременно находятся в непрерывном контакте. В зацеплениях со 100%-ным сопряжением зубьев (с профилем зубьев без петли) все зубья не выходят из зацепления, а непрерывно пеpекатываются один по другому.


Формула изобретения

Прецессионная передача с разностью зацепляющихся зубьев, равной единице, один профиль из которых выполнен дуговым, а другой криволинейным, отличающаяся тем, что, с целью повышения кинематической точности за счет выполнения формы криволинейного профиля с учетом влияния размеров углов аксоида расположения прецессирующих зубьев и раствора дугового профиля и повышения несущей способности за счет увеличения многопарности зацепления, шаг зубьев дугового профиля отличен от шага зубьев криволинейного профиля, а криволинейный профиль в нормальном сечении задан уравнениями
N= [(E1E2)2+21-22]/2(E1E2);

где (Е1Е2) шаг зубьев криволинейного профиля;
1= (E1EN) = f(XD,YD,ZD);
2= (E2EN) = f(XD,YD,ZD);
XD, YD, ZD координаты центра дугового профиля;



R конусное расстояние профилей;
угол аксоида зубьев с дуговым профилем;
Z1k/Z2k число зубьев профилей;
j- координата дугового профиля;

- угол между осями профилей.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте крупномодульных зубчатых передач

Изобретение относится к механическим передачам, в которых нагрузка передается по нескольким силовым потокам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизме эксцентрикового пресса

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для изменения частоты вращения и крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению, а именно к вибробезопасным зубчатым передачам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к планетарным передачам с прецессирующим движением сателлита

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх