Способ получения остаточных масел

 

Изобретение касается производства масел, в частности получения остаточных масел, и может быть использовано в нефтепереработке. Цель изобретения - повышение выхода масел и сокращение вредных выбросов. Получение масла ведут деасфальтизацией гудрона с помощью пропана в две ступени с получением на каждой из них рафинатного и экстрактного растворов. Затем каталитической гидроочистке при 340 - 380°С и повышенном давлении подвергают рафинат второй ступени, а экстрактный раствор гидрируют на NI-W-катализаторе при 300 - 360°С и 15 - 20 МПа с последующим смешением полученных гидрогенизатов с рафинатным раствором первой ступени и депарафинизацией полученной смеси пропаном. Эти условия позволяют увеличить выход остаточного масла с 12,3 до 47,4 - 49,2% при исключении полярных селективных растворителей, что сокращает вредные выбросы в атмосферу.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)s с 1О (: 67/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) .4330688/23-04 (22) 19.11.87 (46) 30.05.90. Бюл. N 20 (72) А.Г. Мартыненко, Е.А. Есипко, В.П ° Прокофьев, Л.П. Казакова, А.А. Гундырев и Т.И, Сочевко (53) 665.637.63 (088.8) (56) Гольдберг Д.О. и др. Смазочные масла из неФтей восточных месторождений, M.: Химия, 1972, с. 81-82, Нефтяная и газовая промышленность.

Киев. 1982, N 3, с. 38-40. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОСТАТОЧНЫХ МАСЕЛ (57) Изобретение касается производства масел, в частности получения остаточных масел, и может быть использовано в нефтепереработке. Цель изобретения - повышение выхода масел и сокИзобретение относится к способам получения нефтяных остаточных масел и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Цель изобретения - увеличение выработки остаточных масел и сокращение вредных выбросов в окружающую среду эа счет отказа от применения полярных селективных растворителей.

Способ осуществляют по следующей схеме.

Гудрон поступает в верхнюю часть деасфальтизатора, в нижнюю часть которого подают пропан. В деасфальтизаторе проводят деасфальтизацию сырья до коксуемости 3,5-7,0 мас.3 Условия деасфальтизации: температура верха

„„SU„„1567602 А 1 ращение вредных выбросов. Получение масла ведут деасфальтиэа цией гудр на с помощью пропана в две ступени с по— лучением на каждой из них рафинатного и экстрактного растворов, Затем каталитической гидроочистке при 340-380 С и повышенном давлении подвергают рафинат второй ступени, а экстрактный раствор гидрируют íà Ni-V,-катализаторе при 300-360 С и 15-20 МПа с последующим смешением полученных гидрогенизатов с рафинатным раствором п ступени и депарафинизацией полу:" ной смеси пропаном, Эти условия позволяют увеличить выход остаточного масла с 12,3 до 47,4-49,2>, при искгючении полярных селективных растворителей, что сокращает вредные выбросы в атмосферу.

50-55 С, низа 40-45 С, соот ношение пропана к сырью 200-300 мас. . низа деасфальтиэатора выводят асфальтовый раствор (АР), напра вленный на блок регенерации пропана, после отгона которого получают товарныи битум. С верха деасфальтизатора раствор деасфальтизатора в пропане (ДАГ) поступает на блок очистки пропаном

I-й ступени, в котором выделяют рафинатный раствор (PP) первой ступени (преимущественно парафин»-нафтеновыс: углеводороды) и экстрактный раствор (ЭР) первой ступени (преимущестненн» нафтено-ароматические углевод тр»ды) .

Режим блока очистки 1.-й ступени: т е 1 пература верха 88-92 С, ниэ,s 68 -7 Г .

1567602 давление 4 МПа, соотношение пропана к деасфальтиэату 250-300 мас.l.

С низа блока очистки I-й ступени экстрактный раствор направляют на раз5 деление в блок очистки II-й ступени, где получают рафинатный раствор второй ступени (ПРР) (преимущественно нафтено-ароматические углеводороды) и экстрактный раствор второй ступени

ВЭР (преимущественно ароматические углеводороды) . Режим блока очистки

II-й ступени: температура верха 68

72 С, низа 58-62 С, соотношение пропана к ЭР 300-400 мас.ф. ПРР подвер- гRloT гидроочистке: катализатор алюмоникельмолибденовый или алюиокобальтмо-. либденовый, давление 4-5 МПа, температура 340-380 С, объемная скорость

1-2 ч ", кратность циркуляции водородсодержащего газа (ВСГ) 400-800 нм /м сырья, ВЭР гидрируют: катализатор никельвольфрамсульфидный, давление 15

20 МПа, температура 300-360 С, объемная скорость 0,5-1,5 ч, кратность циркуляции ВСГ 600-1000 нм /и сырья. э

Смесь гидрогенизатов ПРР и ВЭР подвергают сепарации для отделения гаэов.

ВСГ подвергают очистке моноэтаноламином. Раствор гидиогенизата нафтеноароматического о:.гаточного маСляного компонента в пропане смешивают с рафинатным раствором и смесь направляют на депарафинизацию с использованием пропана в качестве депарафинирующего агента.

Условия депарафиниэации: массовое соотношение пропана к сырью 1;4, температура -35 С. После отделения из раствора депмасла петрола1ума и отго- 40 на гидропр: цессов и регенерации пропана получают остаточны. базовый мас.ляный компонент.

Пример 1. Гудрон, имеющий коксуемость 15 мас.Ж, вязкость условная при 100 С 43"Э, начало кипения (НК) 460 С, содержание серы 2,6 мас.3, в количестве 5 кг/ч подвергают деасфальтизации в деасфальтиэаторе (температура верха 50 С, низа 40 С, соотношение пропана к сырью 300 мас."..) с получением асфальта (1,75 кг/ч) и

ДАР (3,25 кг/ч деасфальтизата с коксуемостью 5 мас.i), ДАР в блоке очистки пропаном I-й ступени разделяют íà PP (0,975 кг,Гч

55 рафината с коксуемостью 0,3 мас.3) и

ЭР (2,275 кг/ч экстракта I-й ступени с коксуемостью 6 мас,Ф) .

Условия разделения: температура верха 92"С, низа 68 С, соотношение пропана к деасфальтизату 500 мас. .

Экстрактный раствор на блоке очистки пропаном I(-й ступени разделяют на

ПРР (1,137 кг/ч рафината II-й ступени с коксуемостью 2 мас.3) и ВЭР (1,137 кг/ч экстракта II-й ступени с коксуемостью 7 мас.4).

Условия разделения: температура верха 72 С, низа 62 С, соотношение пропана к деасфальтизату 600 мас. .

ПРР подвергают гидроочистке (катализатор алюмоникельмолибденовый, даво ление 4 МПа, температура 380 С, объемная скорость 1 ч, кратность циркуляции ВСГ 400 нм /и сырья), ВЭР подвергают r èäðèðîâàнию (никельвольфрамсул ьфидный катализатор, да вле ние

20 МПа, температура 300 С, объемная скорость 1 „5 ч, кратность циркуляции — i

ВСГ 1000 нм "/м сырья. После отделения ВСГ гидрогенизаты ПРР (1,10 кг/ч с коксуемостью 0,25 мас.3) ВЭР (1,09 кг/ч с коксуемостью 0,3 мас.ь) смешивают с PP (0,975 кг/час) и депарафинизируют в растворе пропана (массовое соотношение пропана к сырью

1:4 при температуре - 30 С)„

Поспе регенерации пропана получен ос.ãëòî÷Hbté базовый масляный компонент (2,37 кг/ч, выход 47,7 мас.r, на гудрон), имеющий следующие показатели какачества: температура застывания

15 С, коксуемость 0,3 мас.,, кинематическая вязкость при 100 С

22,5 мм /с, ИВ = 95.

Пример 2. Гудрон, имеющий коксуемость 8 мас., вязкос"ь ус loBная при 100 С 32 Э, НК = 420 С, со" держание серы 1,2 мас,ь, в ко"ичестве кг/ч подвергают деасфаль иэации в деасфальтиэаторе (температура верха

55 С, низа 45 С, соотношение пропана к сырью 200 мас.4) с получением асфальта (1,65 кг/ч) и ДАР (3,35 кг/ч деасфальтизата с коксуемостью

3,5 мас. ), ДАР в блоке очистки пропаном I-й ступени разделяют íà PP (1,34 кг/ч рафината с коксуемостью

0,25 мас.s) и ЭР (2,01 кг/ч экстракта с коксуемостью 4,5 мас.«). Условия разделения: температура верха

88 С, низа 72 С> соотношение пропана к деасфальтиэату 300 мас.l).

ЭР в блоке очистки пропаном II-й ступени разделяют на ПРР (1,01 кг/ч псевдорафината с коксуемостью 2 мас. ",.1

Формула и з о б р е т ения

Составитель Л. Иванова

Техред Ы.Ходаннч КорректоР М. Ыароши

Редактор М, Недолуженко

Тираж 437

Заказ 1301

Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент", г.Ужгород, ул.Гагарина, 101

5 1567 и ВЭР (1,0 кг/ч вторичного экстракта с коксуемостью 5,5 мас.i) . Условия разделения: температура верха 70 С низа 60 С, соотношение пропана к деасфальтизату 500 мас.Ж. ПРР подвергают гидроочистке (катализатор алюмокобальтмолибденовый, давление 5 МПа, температура 340 С, объемная скорость 2 u, з кратность циркуляции ВСГ 800 нм /м сы- 0 рья), ВЭР гидрируют (катализатор никель вол ьфрамсульфидный, давление

15 МПа, температура 360 С, объемная скорость 0,5 ч, кратность циркуляции

ВСГ 600 нм /м сырья). После отделения ВСГ гидрогениэаты ПРР (0,98 кг/ч) и ВЭР (О 96 кг/ч) смешивают с PP (1,34 кг/ч) и депарафинируют в растворе пропана при температуре -35 С, 20

После регенерации пропана получен остаточный базовый масляный компонент (2,46 кг/ч, выход 49,2 мас.4 на гудрон), имеющий следующие показатели качества: температура застывания

18 С, коксуемость 0,28 мас., кинематическая вязкость при 100 С

22,8 мм /с, ИВ = 96. Способ согласно изобретению позволяет увеличить выход масла до 47,4 - 49,2 мас.Ф по сравнению с 12,3 мас,3 по известному спосо602 6

by Кроме того, исключение полярных селективных растворителей позволяет сократить вредные выбросы в окружающую среду °

Способ получения остаточных масел путем деасфальтизации гудрона пропаном, очистки полученного раствора деасфальтизата, каталитической гидроочистки при повышенном давлении и температуре 340-380 С и депарафинизации, отличающийся тем, что, с целью повышения выхода масел и сокращения вредных выбросов, раствор деасфальтизата подвергают очистке пропаном в две ступени с получением рафинатного и экстрактного растворов на каждой ступени, каталитической гидроочистке подвергают рафинат второй ступени, экстрактный раствор второй ступени подвергают гидрированию на никель - вольфрамсульфидном катализаторе при температуре 300-360 С и давлении 15-20 МПа с последующим смешением полученных гидрогенизатов с рафинатным раствором первой ступени и депарафинизации полученной смеси пропаном.

Способ получения остаточных масел Способ получения остаточных масел Способ получения остаточных масел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к способам получения нефтяных дистиллатов из тяжелых асфальтенсодержащих нефтяных остатков

Изобретение относится к нефтехимии , в частности к получению ароматизированного нефтепродукта (АНИ)

Изобретение относится к способам получения нефтяных масел и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к способам получения нефтяных масел путем гидрообработки дистиллятных и остаточных рафинатов масляных

Изобретение относится к способу получения нефтяных масел и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к области получения низкозастывающих масел из нефтяного сырья, в частности всесезонного загущенного масла ВМГЗ, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способу получения веретенного масла, легкого машинного масла и среднего машинного масла сорта базового масла из остаточных фракций процесса топливного гидрокрекинга
Изобретение относится к способу получения базового масла из сырья, содержащего парафиновый гач, путем контактирования сырья в присутствии водорода с катализатором, содержащим металл VIB группы и неблагородный металл VIII группы на аморфном носителе
Изобретение относится к процессам нефтепереработки, в частности к процессам и катализаторам получения высокоиндексных масляных фракций

Способ получения остаточных масел

Наверх