Устройство для контроля размеров образца после испытания на растяжение

 

Изобретение относится к измерительной технике. Целью изобретения является повышение производительности контроля. Устройство содержит основание 1, каретки 2 и 3, смонтированные с возможностью перемещения во взаимно перпендикулярных направлениях, датчики 8 и 10, размещенные соосно друг другу на каретке 3, измерительный элемент, выполненный в виде прямоугольной рамки 12 со щупом-иглой 13 и ножевидным щупом 14, установленной на колонках 15, и шпинделем 18, предназначенным для крепления и вращения контролируемого образца 19. Поочередным перемещением кареток 2 и 3 с помощью датчика 10 устанавливают нулевую точку отсчета размеров, затем при взаимодействии щупа-иглы 13 фиксируют датчиком 8 размер от головки образца до метки на образце, а при последующем взаимодействии щупа 14 с поверхностью образца 19 и продольном его перемещении фиксируют с помощью датчика 8 профилограмму образца 19. 2 ил.

СОЮЗ ССВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PECflVSËÈН

Ф

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗСВРЕТЕНИЯМ И 0ЩРЫГИЕ1

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (51) 5 G 01 В 5/00

ВСж:аа|

П.ЦИПК- И :-

Б!"3ЬЛИтг;.". л1, И Л 18/»

77 ia

« =Ll

1 (21) 4371742/25-28 (22) 01.02.88 (46) .07.06.90. Бюл. 9 21 (71) Научно-производственное объединение "Атомкотломаш" (72) А.И. Рубайло. (53) 531.717.2 (088.8) (56} Авторское свидетельство СССР

9 307264, кл. G 01 В 5/20, 1971. (54) Устройство Для контроля РАзмеров

ОБРАЗЦА ПОСЛЕ ИСПЫТАНИЯ НА РАСТЯЖЕНИЕ (57) Изобретение относится к измерительной технике. Целью, изобретения является повышение производительности контроля. Устройство содержит основание 1., каретки .2 и 3, смонтиро".. ванные с возможностью перемещения во взаимно перпендикулярных направлени„.SUÄÄ 3569520 . А1

2 ях, датчики 8 и 10, размещенные соосно друг другу на каретке 3, измерительный элемент, выполненный в виде прямоугольной рамки 12 со щупом-иглой 13 и ножевидным щупом 14, установленной на колонках 15, и шпинделем .18, предназначенным для крепления и вращения контролируемого образца

19. Поочередным перемещением кареток

2 и 3 с помощью датчика 10 устанавливают нулевую точку отсчета размеров, затем при взаимодействии щупа= иглы 13 фиксируют датчиком 8 размер от головки образца до .метки на образце, а при последующем взаимодействии щупа 14 с поверхностью образца 19 и продольном его перемещении фиксируют с помощью датчика 8 профилограмму образца 19. 2 ил.

С:

Ф

© 3

Cb

CO

М

b4

1569520

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к контролю размеров образца после испытания на растяжение.

Целью изобретения является повышение производительности контроля.

На фиг. 1 представлено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2— то же, вид сверху.

Устройство содержит основание 1, каретку 2, установленную на основании с возможностью возвратно-поступательного перемещения, и каретку 3, установленную на каретке 2 с возможностью возвратно-поступательного перемещения в направлении, перпендикулярном перемещению каретки 2. На каретке 3 установлены стойки 4 и 5 с соответствующими кронштейнами 6 и 7.

В кронштейне 6 закреплен датчик 8 линейных перемещений с измерительным наконечником 9, соосно которому в кронштейне 7 закреплен другой датчик

10 с измерительным наконечником 11.

Между датчиками 8 и 10 размещен измерительный элемент, выполненный в виде прямоугольной рамки 12 с закрепленными на ее внутренних сторонах

-щупом-иглой 13 и ножевидным щупом

,4, расположенным соосно датчикам и

I направленными навстречу друг другу, и закрепленных жестко на кронштейне 6 двух направляющих колонок 15, на которых размещена рамка 12 с возможностью возвратно-поступательного переме-. 35 щения. Рамка 12 подпружинена в двух направлениях пружинами 16 и 17 и одной из внешних сторон постоянно контактирует с измерительным наконечником 9 датчика 8, установленным в

40 среднем положении относительно его рабочего хода. Для крепления испытуе.— мого образца и его вращения вокруг своей оси имеется шпиндель 18. Каретки 2 и 3 имеют приводы перемещения, а шпиндель 18 — привод вращения (не показаны). Датчики 8 и 10 и приводы электрически связаны с блоком управления (не показан).

Устройство работает следующим образом.

После разрушения испытуемого цилиндрического образца при его растяжении, например, .на. разрывной машине одну часть. образца 19 крепят в шпин- 55 деле 18. Перемещают каретку 3 и устанавливают наконечник 11 датчика 10 против торца головки образца 19, а перемещением каретки 2 подводят наконечник 11 до касания его с торцом головки образца 19, В момент .касания наконечника 11 перемещение каретки

2 прекращается и сигнал от датчика

10 передается в блок управления, а положение каретки относительно шпинделя 18 с образцом 19 принимается эа нулевую точку отсчета размеров. Затем поочередным перемещением кареток 2 и 3 рамку 1.2 подводят к образцу до упора щупом-иглой 13 в цилиндрическую часть образца 19, после чего включают привод вращения шпинделя 18 и привод перемещения каретки 2, осуществляя этим сканирование щупа-иглы 13 по поверхности образца 19 в продольном направлении от шпинделя 18 до встречи щупа-иглы, 13 с меткой,. которую в виде небольшой лунки наносят на цилцндрическую поверхность образца 19 до на-. чала испытания. По попадании шупаиглы на метку датчик 10 выдает сигнал на выключение привода каретки 2 и привода шпинделя 18 и одновременно фиксирует размер от головки образца до метки. После этого перемещают каретку 3 до контакта щупа 14 с цилиндрической частью образца 19, а затем вновь включают привод перемещения каретки 2, обеспечивая этим сканирование щупа 14 по поверхности образца 19 также в направлении от шпинделя 18, при этом датчик 8 фиксирует профилограмму образца в продольном направлении.

Надежный .контакт щупов 13 и 14 с поверхностью образца 19 обеспечивается за счет подпружинивания рамки

12 пружинами 16 и 17. Затем шпиндель

18 с закреплевпым в нем образцом 19 поворачивают вокруг оси, например

El

1 на 90 и аналогично снимают новую профилограмму. После снятия ряда профилограмм образец 19 вынимают из шпинделя 18 и переходят к измерению второй части разрушенного образца.

По нескольким профилограммам определяют место и размер наименьшего сужения образца и деляют вывод о свойствах материала, из которого изготовлен образец.

Предлагаемое устройство позволяе производить обмер образца в нескольких сечениях без переналадок, чем обеспечивается повышение производительности контроля.

Составитель В. Сыроватский

Техред М.Ходанич Корректор В.Кабаций

Редактор И.Горная

Заказ 1435 Тираж 493 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент.", r. Ужгород, ул, Гагарина, 10!

5 15695 формула изобретения

Устройство для контроля размеров образца после испытания на растяжение, содержащее основание две каретУ

1 ки, смонтированные на основании с воэможностью перемещения во взаимно перпендикулярных направлениях, датчик линейных перемещений, установленный на одной из кареток, и измери10 тельный элемент, кинематически связанный с датчиком, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения производительности контроля, оно снабжено шпинделем, предназначенным

15 для крепления и вращения контролиру:емого образца, вторым датчиком ли20 d нейных перемещений, предназначенным для фиксации начала отсчета контролируемых размеров и установленным на той же каретке соосно с первым датчиком, а измерительный элемент выполнен в виде размещенной между датчиками прямоугольной рамки с закрепленными на ее внутренних сторонах двумя измерительными щупами, направ.— ленными навстречу дру другу и расположенными соосно с датчиками, и жестко связанных с корпусом первого датчика двух направляющих колонок для установки на них рамки с возможностью перемещения вдоль оси датчиков.

Устройство для контроля размеров образца после испытания на растяжение Устройство для контроля размеров образца после испытания на растяжение Устройство для контроля размеров образца после испытания на растяжение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при исследовании пластических деформаций

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для поверки, градуировки и калибровки измерительных приборов, предназначенных для измерения колебаний

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для поверки, градуировки и калибровки измерительных приборов, предназначенных для измерения колебаний

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для калибровки и поверки устройств контроля радиального зазора поршневых колец, устанавливаемых в калибр

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для измерения угла наклона деталей машины, и может быть использовано для определения угла отклонения полиспаста крана

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к прикладной геодезии, а именно к геодезическим инструментам и устройствам, применяемым в строительстве и землеустройстве

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к области измерений, в частности к контролю положения подкрановых путей в плане преимущественно мостовых кранов

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля межцентровых расстояний отверстий в деталях, прошедших механическую обработку

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог и предназначено для контроля несущей способности и ровности дорожных конструкций
Наверх