Разъемное соединение

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к разъемным в осевой плоскости соединениям валов. Цель изобретения - улучшение удобства сборки в условиях ограниченного пространства. Разъемное соединение содержит вал 1 и охватывающую его втулку 3, выполненную с радиальным пазом шириной больше диаметра охватываемого вала 1. Соединение фиксируется с помощью фиксирующей детали 10. Фиксирующая деталь 10 и вал 1 снабжен штифтами 15 и 13 соответственно. Охватывающая вал втулка 3 выполнена с торцовой канавкой, фиксирующая деталь 10 охватывает втулку 3, установлена с возможностью вращения относительно нее и выполнена с радиальным пазом, спиральным торцовым пазом 12 и ограничителем осевого перемещения 14. Один конец 16 штифта 15, установленного на валу 1, размещен в торцовой канавке втулки 3, а другой контактирует с поверхностью спирального торцового паза 12 и кромкой радиального паза втулки 3. При этом штифт фиксирующей детали 10 размещен в кольцевой проточке 7, выполненной на внешней поверхности втулки 3, а радиальный паз фиксирующей детали 10 выполнен шириной больше диаметра охватываемого вала 1. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1580069 А 1 (51) 5 F 16 D 1/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К д BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4418147/23-27 (22) 27.04.88 (46) 23.07.90. Бюл. № 27 (71) Специальное конструкторское бюро тяжелых цветных металлов при Институте

«Гинцветмет» (72) Э. К. Ухов (53) 621.825 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 684195, кл. F !6 D 1/00, 1979.

Авторское свидетельство СССР № 517708, кл. F 16 D 1/08, 1976. (54) РАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к разъемным в осевой плоскости соединениям валов. Цель изобретения — улучшение удобсТва сборки в условиях ограниченного пространства. Разъемное соединение содержит вал 1 и охватывающую его втулку 3, выполненную с радиальным пазом шириной больше диаметра охватываемого вала . Соединение фиксируется с помощью фиксирующей детали 10. Фиксирующая деталь 10 и вал снабжены штифтами

15 и 13 соответственно. Охватывающая вал втулка 3 выполнена с торцовой канавкой, фиксирующая деталь 10 охватывает втулку 3, установлена с возможностью вращения относительно нее и выполнена с радиальным пазом, спиральным торцовым пазом 12 и ограничителем осевого перемещения 14. Один конец 16 штифта 15, установленного на валу 1, размещен в торцовой канавке втулки 3, а другой контактирует с поверхностью спираль ного торцового паза 12 и кромкой радиального паза втулки 3. При этом штифт фиксирующей детали 10 размещен в кольцевой проточке 7, выполненной на внешней поверхности втулки 3, а радиальный паз фиксирующей детали 10 выполнен шириной больше диаметра охватываемого вала 1. 3. и. ф-лы, 5 ил.

1580069 з

Изобретение относится к машиностроению, в частности к разъемным в осевой плоскости соединениям валов.

Цель изобретения — улучшение удобства сборки в условиях ограниченного пространства.

На фиг. 1 изображено соединение в зафиксированном положении, разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3— то же, детали соединения находятся в ис- 10 ходном перед фиксацией положении; на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 2; на фиг. 5— спиральный паз с буртом для осевой фиксации.

Разъемное соединение содержит хвостовик в виде вала 1, рабочего органа 2, установленного в оправку (втулку) 3, выполненную с радиальным пазом 4, ширина которого больше диаметра охватываемого вала 1.

Конец охватываемого вала 1 входит в отверстие 5 втулки 3. Во втулке 3 выполнены 20 торцовая канавка 6 и кольцевая проточка 7, расположенная на внешней поверхности 8 втулки 3. Радиальный паз 4 имеет упорную кромку 9. На втулке 3 установлена с возможностью поворота фиксирующая деталь

10, выполненная с радиальным пазом 11 шириной больше диаметра охватываемого вала 1, но меньше диаметра втулки 3, и спиральным радиальным пазом 12. Фиксирующая деталь 10 снабжена ограничителями 13 и 14 осевого перемещения. Ограничитель

l3 в виде штифта размещен в кольцевой проточке 7 втулки 3. В охватываемом валу 1 неподвижно закреплен штифт 15, один конец ! 6 которого расположен в торцовой канавке 6 втулки 3, а другой конец 17 — в плоскости спирального радиального паза 12 детали 10 и упирается в поверхность кромки 9 радиального паза 4. Спиральный паз 12 выполнен с ограничителем 18 осевого перемещения (фиг. 5).

Разъемное соединение работает следующим образом.

Вращением детали 10 совмещают радиальный паз 11 с радиальным пазом 4 втулки 3 (фиг. 4) и вводят в отверстие 5 конец вала l рабочего органа 2. При этом конец 16 штифта 15 входит в торцовую канавку 6 охва45 тывающей детали, а конец 17 взаимодеиствует с упорной поверхностью кромки 9 радиального паза 4. Ввиду взаимодействия конца вала 1 с отверстием 5 втулки 3 рабочий орган 2 удерживается от опрокидывания.

;Затем вращением детали 10 по часовой стрелке (фиг. 2) зажимают соединение. При этом спиральный паз 12 перемещается по концу 17 штифта 15, и вал 1 притягивается к охватывающей втулке 3. Ограничитель (штифт) 13 осевого перемещения скользит вдоль кольцевой проточки 7, а ограничитель 14 осевого перемещения поворачивается и устанавливается напротив конца 16 штифта 15. Ограничитель 18 осевого перемещения (фиг. 5), выполненный совместно со спиральным радиальным пазом 12, взаимодействует с концом 17 штифта 15.

Соединение допускает вращение в обе стороны. При вращении соединения против часовой стрелки передача крутящего момента от втулки 3 к валу 1 происходит за счет упора поверхности кромки 9 паза 4 в конец

) 7 штифта 15 и торцовой канавки 6, взаимодействующей с концом 16 указанного штифта. При вращении по часовой стрелке крутящий момент передается только через торцовую канавку и конец 16 штифта 15.

Аналогично воспринимается момент инерции при резком торможении рабочего органа в условиях вращения соединения против часовой стрелки.

В осевом направлении соединение удерживается в собранном состоянии за счет момента затяжки фиксирующей детали 10 на втулке 3 при взаимодействии конца 17 штифта 15 со спиральным пазом 12. При этом конец 16 штифта 15 упирается в ограничитель 14 детали 10, а ограничитель (штифт) 13 — в стенку кольцевой проточки 7 втулки 3.

Изобретение позволяет производить сборку и разборку соединения в условиях ограниченного пространства и не требует при этом увеличения осевого габарита.

Формула изобретения

1. Разъемное соединение, содержащее вал и охватывающую его втулку, выполненную с радиальным пазом шириной больше диаметра охватываемого вала, а также фиксирующую деталь, отличающееся тем, что, с целью улучшения удобства сборки в условиях ограниченного пространства, фиксирующая деталь и вал снабжены штифтами, а охватывающая вал втулка выполнена с торцовой канавкой, при этом фиксирующая деталь охватывает втулку, установлена с возможностью вращения относительно последней и выполнена с радиальным пазом, спиральным торцовым пазом и ограничителем осевого перемещения, один конец штифта, установленного на валу, размещен в торцовой канавке втулки, другой контактирует с поверхностью спирального торцового паза и кромкой радиального паза втулки, а штифт фиксирующей детали размещен в кольцевой проточке, выполненной на внешней поверхности вышеупомянутой втулки.

2. Разъемное соединение по п. 1, отличающееся тем, что радиальный паз фиксирующей детали выполнен шириной больше диаметра охватываемого вала.

l580069

78

Составитель В. Казмирук

Редактор О. Головач Техред А. Кравчук Корректор С. Черни

Заказ 1998 Тираж 538 Подписное

ВНИИЛИ Государственного комитета по изобретения» и откргятиям прп 1 I(I 11 (.(:(.Р

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4, 5

Г!роизводственно-издательский комбинат «Патент», г Ужгород, У.t. Гагарина. 101

Разъемное соединение Разъемное соединение Разъемное соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи крутящих моментов соосным валам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупногабаритных устройствах при передаче крутящего момента

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения вала с вращающейся на нем деталью

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения вала с вращающейся деталью

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов двух механизмов, требующих частого разъединения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электротехнике , для соединения вала электродвигателя с валом моментоизмерительной установки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях станков, машин и механизмов для безшпоночного соединения деталей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи момеита на несколько установленных на валу ступиц

Изобретение относится к деталям машин, в частности к быстродействующему соединению деталей машин и механизмов с целью передачи движения (крутящего момента, усилия) от ведущего элемента ведомому без использования жестких стационарных соединений типа шпоночных, шлицевых, клеммных или прессовых соединений и посадок

Изобретение относится к отрасли приборостроения

Изобретение относится к компенсирующим муфтам, преимущественно к муфтам, допускающим передачу больших крутящих моментов при повышенных углах перекоса соединяемых валов, например к муфтам тяжелонагруженных механизмов прокатных станов

Изобретение относится к насосной технике, в частности к гашению пульсаций, возникающих при работе плунжерных или поршневых насосов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах передачи крутящего момента

Изобретение относится к предохранительным муфтам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шпоночным соединениям

Изобретение относится к подъемному устройству

Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединениям вал-ступица коническими втулками, и может быть использовано для закрепления шкивов, звездочек, маховиков, зубчатых колес, рычагов и т
Наверх