Зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводных устройствах. Цель изобретения состоит в повышении нагрузочной способности передачи за счет устранения кромочного контакта. В зубчатой передаче выполнено выходное звено в виде круговой цилиндрической рейки и зубчатое колесо-глобоидным в сечении, проходящем через межосевой перпендикуляр и перпендикулярно оси круговой зубчатой цилиндрической рейки. Круговая цилиндрическая рейка имеет возможность перемещаться вдоль своей оси, составляющей некоторый угол с осью колеса, и имеет возможность свободно вращаться вокруг своей оси. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 К 19/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4619657/25-28 (22) 13.12.88 (46) 23.11.90. Бюл. hh 43 (71) Казанский авиационный институт им.А.Н.Туполева (72) В.М.Печенкин (53) 621.833(088.8) (56) Артоболевский И.И, Механизмы в совреме нн ой техн ике. Сп рав очное пособие для инженеров, конструкторов и изобретателей. — М.; Наука, 1980, т.I I/, с.19. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводных устройствах.

Цель изобретения — повышение нагрузочной способности передачи путем устранения возможного кромочного контакта зубьев.

На фиг,1 показана передача с глобоидным зубчатым колесом; на фиг.2 — разрез

А-А на фиг,1; на фиг,3 — разрез Б-Б на фиг,2; на фиг.4 — разрез В-В на фиг.2; на фиг.5— круговая цилиндрическая рейка передачи; на фиг,6 — круговая цилиндрическая рейка со съемными зубьями; на фиг.7 — передача с двумя круговыми цилиндрическими рейками.

Зубчатая передача (фиг.1) имеет круговую цилиндрическую зубчатую рейку 1, зубчатое колесо 2, профиль зубьев которого в сечении А — А, проходящем через межосевой перпендикуляр à — Г передачи, и вдоль зубчатой цилиндрической рейки 1, выполнен

„„. Ж„„1608386 А1 приводных устройствах. Цель изобретения состоит в повышении нагрузочной способности передачи за счет устранения кромочного контакта. В зубчатой передаче выполнено выходное звено в виде круговой цилиндрической рейки и зубчатое колесо — глобоидным в сечении, проходящем через межосевой перпендикуляр и перпендикулярно оси круговой зубчатой цилиндрической рейки, Круговая цилиндрическая рейка имеет возможность перемещаться вдоль своей оси, составляющей некоторый угол с осью колеса, и имеет возможность свободно вращаться вокруг своей оси. 2 з.п. ф-лы, 7 ил. эвольвентным (фиг.4), в сечении В-В, проходящем через межосевой перпендикуляр

Г-Г и перпендикулярно оси рейки 01-02, выполнено глобоидным, круговая цилинд- а рическая зубчатая рейка 1 (фиг,4) выполнена с трапецеидальным профилем 3, профиль 4 колеса 2 (фиг.3) в сечениях К-К (фиг.2), не проходящих через межосевой перпендикуляр à — Г и проходящих параллельно оси 01—

0i зубчатой цилиндрической рейки 1, выполнен огибающим конусной поверхности 5 в этом сечении, ширина зубчатого колеса 2 равна диаметру б впадины зубчатой цилиндрической рейки 1 (фиг.5).

Круговая цилиндрическая зубчатая рейка 1 (фиг.6) выполнена со съемными зубьями в виде отдельных зубьев 6, каждый из которых представляет собой виток цилиндрической рейки 1, установленный на подшипниках 7, и имеет между витками . устройство 8 для регулировки шага между ними, которое может быть выполнено из

3 1608386 4

45 набора шайб или резьбовым, имеющим резьбу на оси рейки и гайки.

В передаче установлено несколько круговых цилиндрических зубчатых реек 1 в различных плоскостях и с различных сторон по отношению к колесу 2 (фиг.7).

Передача работает следующим образом.

При вращении колеса 2 (фиг.1) круговая зубчатая цилиндрическая рейка 1 перемещается вдоль своей оси. При этом зубчатое колесо 2, выполненное глобоидным, касается зубчатой цилиндрической рейки 1 с трапецеидальным профилем по дуге, одна из точек которой принадлежит эвольвенте в сечении, проходящем через межосевой перпендикуляр зубчатой передачи и вдоль цилиндрической рейки, а другие точки дуги— огибающим профилям в сечениях, не проходящих через межосевой перпендикуляр и проходящих параллельно оси рейки. В процессе зацепления круговой зубчатой цилиндрической рейки 1 с колесом 2 дуга контакта перекатывается от вершины профиля к его ножке (или в обратном направлении), При этом круговая зубчатая цилиндрическая рейка 1 за счет трения между ней и колесом

2 имеет возможность свободно вращаться вокруг своей оси 01-01, что способствует участию в работе различных участков зуба и, в конечном итоге, приводит к увеличению КПД передачи. Увеличение нагрузочной способности передачи происходит также за счет линейного характера контакта по дуге окружности.

При вращении зубчатого колеса 2 каждый зуб 6 зубчатой цилиндрической рейки.1 (фиг.6), установленный на подшипниках 7, имеет воэможность самостоятельного вращения вокруг оси зубчатой цилиндрической рейки 1, что способствует более равномерному износу каждого зуба 6, а отсюда и увеличению прочности передачи в целом.

При вращении колеса 2 (фиг.7) вокруг своей оси Qz-Oz рейки 1 перемещаются в различных плоскостях, расположенных по различные стороны от зубчатого колеса, что

5 позволяет осуществить привод нескольким исполнительным органам. При этом зубчатые цилиндрические рейки 1 контактируют с зубчатым колесом 2 по линии, что позволяет увеличить нагрузочную способность

10 передачи. увеличению нагрузочной способности передачи способствует возможность свободно вращаться вокруг осей 0>-Oi зубчатых реек 1, так как это приводит к уменьшению трения и износа и повышению КПД, 15

Формула изобретения

1. Зубчатая передача, содержащая круговуа цилиндрическую рейку с валом и зуб20 чатое колесо с эвольвентным профилем зубьев в сечении, проходящем через межосевой перпендикуляр передачи, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности передачи, зубча25 тое колесо выполнено глобоидным, а поверхность зубьев колеса в сечениях, лежащих по обе стороны от плоскости, проходящей через межосевой перпендикуляр, сопряжена с поверхностью зубьев рейки, ширина

30 зубчатого колеса равна диаметру впадины рейки, а профиль зубьев рейки выполнен трапецеидальным, 2. Зубчатая передача по п,1. о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения КПД, 35 зубья рейки выполнены съемными и установлены с возможностью свободного вращения относительно вала рейки и осевого перемещения и фиксации, 3. Зубчатая передача по п.1, о т л и ч а ю40 щ а я с я тем, что передача снабжена дополнительной рейкой, аналогичной основной и установленной по другую сторону зубчатого колеса.

1608386

1608386

Составитель А,Верховский

Техред M,Ìîðãeíòàë Корректор С.Шекмар

Редактор О.Головач

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3604 Тираж 484 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, и может быть использовано в металлорежущих станках, насосах, двигателях и других машинах и механизмах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам контроля и регулировки хода кинематических передач

Изобретение относится к машиностроению, а именно зубчато-реечным передачам, и может быть использовано в точных устройствах координатных перемещений, например, графопостроителях, и в других устройствах ввода-вывода информации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реечно-храповых механизмах

Изобретение относится к зубчато-реечным преобразователям вращательного движения в поступательное и может быть использовано в роботах и манипуляторах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам преобразования вращательного движения во вращательно-поступательное и обратное ему, и может быть использовано в насосах, компрессорах, двигателях внутреннего сгорания и других машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в технологических машинах с прерывистым движением ведомого звена, где необходимо изменение скорости движения, величины шага или настройка на точную величину шага

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах с прерывистым вращением ведомого звена

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидравлическим приводам для преобразования возвратно-поступательного движения входных звеньев в возвратно-вращательное движение выходного звена

Изобретение относится к области двигателестроения, компрессоростроения, а именно к устройству преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное (и наоборот)

Изобретение относится к двигателестроению и, в частности, к устройствам преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, содержащим зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с подвижной зубчатой рамкой

Изобретение относится к области механики, используется в качестве преобразователя движений и может быть применено в различных отраслях, в том числе и в медицине в автодистракторных системах Илизарова

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым механизмам для преобразования возвратного движения во вращательное, и может быть использовано в приводе велосипеда

Изобретение относится к машиностроению, производящему механизмы транспортировки грузов на расстоянии, вдвое большее, чем возможна подача цилиндром с ограниченным ходом

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам для преобразования возвратного движения во вращательное, и может быть использовано, например, в передачах с мускульным приводом, в частности – в приводе велосипеда

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании транспортных и технологических модулей
Наверх