Гидромеханическая коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных машин. Цель изобретения - повышение функциональных возможностей коробки передач путем увеличения числа ступеней без увеличения управляющих фрикционными муфтами гидроцилиндров и поршней. В гидромеханической коробке передач по внутреннему диаметру первого поршня 7 выполнена расточка 47, сопряженная с каналом 46 подачи рабочей жидкости по первичному валу 5. Установленные на первом поршне 7 периферийные золотники 33 снабжены дополнительным каналом 48, расположенным между двумя его рабочими каналами 37 и 38. Поршень 7 с расточкой 47 по его внутреннему диаметру снабжен соединенным каналом, поршни 7 и 8 снабжены дополнительными нажимными элементами 40, 51, между которыми установлены фрикционные диски 41, 42 дополнительной фрикционной муфты. 5 ил.

своз соВетсних

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ГОсудАРстВенный нОмитет пс изОБРетениям и ОтнРытиям пРи Гннт сссР (61) 1220944 .(21) 4234927/27-11 (22) 23.04.87 (46) 15 ° 12.90. Бюл. ¹ 46 (72) Г.И.Лифшиц, Ю.К.Есеновский-Лашков и И.И.Лифшиц (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1220944, кл. В 60 К 17/10, 1984.

: (54) ГИДРОИЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных машин.

Цель изобретения — повышение функциональных возможностей коробки пере дач путем увеличения числа ступеней без увеличения управляющих фрикци- .

„„Я0„„161337О (g1)e В 60 К 17/08 17/10

2 онными муфтами гидроцилиндров и .поршней ° В гидромеханической коробке передач по внутреннему диаметру первого поршня 7 выполнена расточка 47, .сопряженная с каналом 46 подачи рабочей жидкости по первичному валу 5.

Установленнь е на первом поршне 7 периферийные золотники 33 снабжены дополнительным каналом 48, распогоженньм между двумя его рабочими каналами

37 и 38. Поршень 7 с расточкой 47 по его внутреннему диаметру снабжен сое диненным каналом, поршни 7 и 8 снабжены дополнительными нажимными элементами 40, 51, между которыми установлены фрикционные диски 41 и 42 дополнительной фрикционной муфты.

5 ил.

5 16133? лотника 34 в положение, при котором сливной канал 49 перекрывается передним пояском золотника Зч, а его зад-. ний поясок открывает канал 4ц подачи рабочей жидкости (фпг, 5б). Поэтому рабочая жидкость год павлением посту- . пает из канала 48 через канал 37 в полость 9, поршень 7 перемещается до сжатия пакета цисков 15,17, а полость

10 остается соединенной со сливом через канал 38 и открывает задний торец корпуса ЗЗ золотника. С увеличением давления в полости 9 включается первая пере ача и мощность передается с входного вала 1 через гидротрансфсрматор 3, первичный вал 5, пакет дисков 15,17, пары зацеплений

21-22 и 24-26 на выходной .вал 29.

Поскольку при перемещении поршня 7 20 изменяется относительное положение золотника 34 и его корпуса 33, то для того, чтобы канал 48 оставался полностью открытым, а канал 49 — перекрытым, ход (1) золотника 34 должен Ф быть больше половины хода (и) поршня 7 не менее, чем на величину ширины (Ь) канала, т.е. 1Ъ Ь/2 + Ъ, а .ширина (Б) переднего пояска золотника 34 должна быть не менее суммы половины хода поршня 7 и ширины канала, т.е. Бъ Ь + h/2, Таким образом, после перемещения поршня 7 на сжатие пакета дисков 15-17 канал 48 остается полностью открытым, канал 49 перекрыт перед35 ним пояском золотника 34, а канал 38 частично приоткрыт (фиг. 5б), попрежнему соединяя полость 10 со слиВом а

Пе р е ключе ние н а в то рую передачу осуществляется при дальнейшем перемещении от другого электромагнита (не показан) через вилку 36 и кольцо 35 золотника 34 в положение (фиг, 5в), при котором каналы 37,48,38 расположены между передним и задним поясками золотника, в результате чего рабочая жидкость под давлением из канала 48 через каналы 37 и 38 посту. пает в обе рабо ие полости 9 и 10. 50

С повышением давления в полости 10 поршень 8 перемещается до смыкания пакета дисков 16,18 муфты второй пеРедачи и с дальнейшим повышением это-. го давления и усилия на поРшне.8 синхронно снижается результирующее . усилие на поршне ?. что обеспечива, ет одновременность изменения усилий на поршнях 7 и 8, т.е. перекрытие

0 i и плавность IIe ÿêëþ÷ÐíIIÿ. К кснц) процесса переключения поршень 7 уравновешивается давлением в полостях 9 и 10 и под действием разводящих диски 15 пружин («e показаны) перемещается в исходное положение.

Для того, чтобы при этом расположение каналов 37, -48, 38 сохранилось в зоне между поясками золотника 34, г. - . чтсбь . ни один из них полностью не перекрылся кромками золотника 34, расстояние L между поясками золотника 34 дслжнс быть больше Расстояния

Н между внутренними кромками крайних каналов 37 и 38 »а величину половины хада Ь поршня 7, т.е, L Н + h/2.

Поэтому при переключении на вторую передачу кольцевая проточка канала

38 э корпусе 33 золотника открыв»e""..ñÿ вначале лишь наполовину, а с перемещением поршня 8 на сжатие пакета дисков 16-18 и отводом поршня 7 з исходное положение открывается

,фиг. 5в) полностью. Частичное первоначальное открытие ксльцецой проточки канала 38 нисколько не отражается на времени заполнения рабоч.;х полостей 9 и 10 и изменения в них давления, которые зависят только от сечения каналов 37,38,48, поскольку проходная площадь между кольцевой проточкой канала в корпусе 33 золотника и пояском золотника Зч во много раз. больше сечения самого канала. С включением второй IIei=epaчн поток мощности передается через пары зацеплений 44-45 и 2ч-26 на выходной вал 29.

Переключение на третью передачу осуществляется при дальнейшем перемещении от следующего электромагнита (не показан) через вилку 36 и кольцо 35 золотника Зч в положение (фиг. 5r), при котором в зоне между поясками золотника остаются два канала 48 и 38, а канал 37 соединяется со сливом через канал 49 и открытый передний торец корпуса 33 золотника.

8 результате в полости 9 падает давление и из нее сливается рабочая жид.-кость. С падением давления в полости

9 возрастает. усилие на поршне 7 со стороны полости 10, в результате че- го поршень 7 перемещается в левое крайнее положение и смыкает диски

41,42 третьей фрикционной муфты между нажимными элементами 12 и 40 поршней 7 и 8. С падением давления в по1613370 лостп 9 синхронно увеличивается усилие сжатия дисков 41,42 муфты третьей передачи между нажимными элементами 12 и 40 и снижается усилие сжатия дисков 16, 18 муфты второй передачи, что обеспечивает оцновременность изменения нажимных усилий, т,е. перекрытие и плавность переключения.

После окончательного падения давле"

10 ния в полости 9 система поршней 7 и 8, находящаяся под давлением рабочей жидкости в полости 10, вместе с дисками

41,43 третьей муфты уравновешивается и перемещается в исходное положение для поршня 8 под действием пружин, разводящих ведущие диски 16 (не показаны).

Перемещение указанной системы вместе с поршнем 7 в левое крайнее положение на величину половины хода п(ршня 7 изменяет. относительное расположение каналов в корпусе 33 и поясков золотника 34, однако не отражается на работе перецачи, поскольку 25 виутренняя кромка переднего пояска золотника 34 остается в зоне перемычки между проточками каналов 37 и 48, а внутренняя кромка заднего пояскамежцу проточкой канала 38 и задним торцом корпуса 33 золотника, Поток мощности на третьей передаче передается с первичного вала 5 через корпус гидроцилиндра 6 и пакет ди ков 41,42 непосредственно на вто-. ричный вал 29.

Обратные переключения осуществляются в обратном порядке при обратном перемещении золотника 34 в результате обратного переключения электромаГнитов (не показаны). С подачей

40 давления в полость 9 (фиг. 5в) осущеетвляется плавное переключение с третьей передачи на вторую, так как одновременно и синхронно уменьшается

45 усилие сжатия пакета дисков 41,42 и увеличивается усилие сжатия пакета дисков 16,18. При соединении полости

10 со сливом (фиг. 5б) осуществляется плавное переключение со второй пе50 редачи на первую, так как синхронно увеличивается усилие сжатия пакета дисков 15, 17 и снижается усилие сжатия пакета дисков 16,18. Первая и вторая реверсивные передачи осуществляются также, как и те же передачи прямого хода, но не в левом, а в пра,вом положении муфты 30, при котором потОк мощности с промежуточного вала

23 передается по цепи шестерен 25, 27, 28 на выходной вал 29.

Второй вариант исполнения трехступенчатой гидромеханической передачи (фиг, 3,4) отличается конструктивным выполнением поршней 7 и 8, размещением шлицев ведущих дисков 41 третьей фрикционной муфты в шлицевых пазах поршня 7, размещением ведущих дисков 16 второй муфты в пазах ступицы, установленной на ступице гидроцилиндра 6, и другим порядком переключения полостей 9 и 10 и фрикционных муфт. Первая передача включается пакетом дисков 41, 42 при подаче давления через канал 37 в полость 10 (фиг. 5б), переключение на вторую передачу осуществляется с подачей давления через каналы 37 и 38 в полости 9 и 10 (фиг. 5в), в результате чего синхронно размыкаются диски 41, 42 и смыкаются диски 16, 18, а переключение на третью передачу осуществляется при соединении полости

10 через каналы 37, 49 (фиг. 5г, 4) со сливом, в результате чего синхронно размыкаются диски 16, 18 и смыкаются диски 15,17.

Принцип и эффективность работы в обоих вариантах исполнения одинаковы, но в первом варианте межосевое расстояние в зубчатом редукторе не зависит от габаритов фрикционных муфт, а поэтому в этом случае гидромеханическая передача может быть выполнена с еще меньшей массой и меньших габаритов.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства по авт.св.

И- 1220944, отличающаяся тем, что, с целью повышения функциональных возможностей коробки передач путем увеличения числа ступеней без увеличения управляющих фрикционными муфтами гидроцилиндров и поршней, она снабжена третьей фрикционной муфтой, при этом первый поршень снабжен расточкой, выполненной по его внутреннему диаметру и сопряженной с каналом подачи рабочей жидкости по первичному валу коробки передач, периферийно установленные на этом поршне золотники снабжены третьим каналом, расположенным между двуth)3370! о мя его каналами, соединенными с двумя . рабочими полостями гидроцилиндра, и соединенным каналом в первом поршне с ! расточкои по еro внутреннему диаметру, 5 поршни снабжены дополнительным нажимным элементом, причем между нажнмны-. ми элементами поршней раэмещены ведущие диски третьей фрикционной муфты, ведомые диски которой кинематически свяэаны с ведомым валом.

i 613370 мгвт

Л В S8

Л И Я

Составитель А.Барыков

Редактор М.Келемеш Техред И,Дидык

Корректор А.Осауленко

Заказ 3861 Тираж 422 Подписное

3НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к колесному транспорту и может быть использовано для транспортных средств высокой проходимости и карьерных самосвалов

Изобретение относится к гидростатическим трансмиссиям тракторов, предназначенных для зимней эксплуатации, например промышленных и трелевочных тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к автогрейдерам с шарнирно-сочлененной рамой

Изобретение относится к гидроприводу и используется в гидросистемах транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидромеханическим передачам, используемым в трансмиссиях самоходных машин типа, например, тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к трансмиссиям для сельскохозяйственных тракторов и их промышленных модификаций

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач таких транспортных средств, как тракторы, автомобили и подобные самоходные машины

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средствах

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач для тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач для самоходных машин, например тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в трансмиссиях самоходных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым, например, на автомобилях, тракторах, бульдозерах и аналогичных самоходных машинах
Наверх