Гидродинамический демпфер

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к жидкостным демпферам колебаний. Целью изобретения является повышение эффективности гашения угловых колебаний за счет использования подъемной силы набегающего потока жидкости. Угловые колебания вращающегося ведомого вала вызывают поворот лопастей, чем больше скорость набегающего потока на лопасти , тем больше возникающая подъемная сила. Под воздействием возникающей подъемной силы лопасти возвращаются в исходное положение, надавливая на нажимные выступы втулки и на конический нажимной конус ведомого вала, препятствуя его колебаниям. 1 з п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 F 16 F 9/12

ОПИСАНИЕ И:3ОБ Е :.НИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ПЮТ СССР

1 (21) 4636444/28 (22) 12.01.89 (46) 07.01.91. Бюл. № 1 (75) И. С. Зарх, И. П. Бубнов и И. И. Зарх (53) 621.567.2 (088.8) (56) Кожевников С. Н. и др. Механизмы. — М.: Машиностроение, 1976, с. 716, рис. 11. 115. (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к жидкостным демпфеИзобретение относится к машиностроению, а именно к жидкостным демпферам колебаний.

Целью изобретения является повышение эффективности гашения угловых колебаний за счет использования подъемной силы набегающего потока жидкости.

На фиг. 1 изображен гидродинамический демпфер, продольный разрез; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. 1.

Гидродинамический демпфер включает корпус 1, ведущий 2 и ведомый 3 валы, втулку 4 и маховик 5.

Корпус 1 выполнен в виде вертикального цилиндра с крышкой 6. Втулка 4 снабжена нажимными выступами 7 и размещена с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно ведущего вала 2, для чего связана с ним шлицевым соединением 8. Маховик 5, жестко закрепленный на ведущем валу 2, выполнен в форме плоского диска, имеющего сквозные равноудаленные по кругу относительно оси вращения отверстия 9 для

„„SU„„1618926 А 1

2 рам колебаний. Целью изобретения является повышение эффективности гашения угловых колебаний за счет использования подъемной силы набегающего потока жидкости.

Угловые колебания вращающегося ведомого вала вызывают поворот лопастей, чем больше скорость набегающего потока на лопасти, тем больше возникающая подъемная сила. Под воздействием возникающей подъемной силы лопасти возвращаются в исходное положение, надавливая на нажимные выступы втулки и на конический нажимной конус ведомого вала, препятствуя его колебаниям. 1 з. п. ф-лы, 2 ил. прохода нажимных выступов 7 втулки 4 и снабженного с нижней с-ороны радиальными выемками 10, в которых на осях, 11 со стороны направления вращения установлены лопасти 12.

Ведомый вал 3, соединенный с ведущим валом 2 через шарнир 13 с шариками 14, выполнен как одно целое с наружной полусферой 15 шарнира, обеспеченной с нижней стороны полым нажимным конусом 16, взаимодействующим с фланцем 17 втулки 4.

С внутренней стороны корпус 1 снабжен радиальными перегородками 18, жестко связанными с его основанием и боковой стенкой.

Лопасти 12 установлены в радиальных выемках 10 и подпружинены на осях 11 с помощью пружин 19 кручения.

Демпфер работает следующим образом.

При вращении ведомого вала 3, подвергающегося угловым колебаниям, с помощью шарнира 13 изменяется и угол сопряжения его с ведущим валом 2, вращающимся в подшипниковых опорах с той

1618926

Формула изобретения

Фиг. / же скоростью и сохраняющим неизменной ось вращения.

При колебании (повороте на определенный угол) наружной полусферы 15 ведомого впла 3, одновременно колеблется и выполненный как одно целое с ней полый нажимной конус 16, взаимодействующий»а фланец 17 втулки 4. Угловые колебания полого нажимного конуса 16 при нажатии на плоскость фланца в любой точке его вызывают возвратно-поступательное перемещение втулки 4 по шлицевому соединению 8, выполненному между ней и ведущим валом 2.

Смещаясь вниз, втулка 4 своими нажимными выступами 7, проходящими через отверстия 9 маховика 5, воздействует на лопасти 12, поворачивая их на осях 1! одновременно на.определенный угол от исходного положения, при котором они были расположены в радиальных выемках 10 заподлицо с нижней поверхностью маховика 5, образовывая тем самым до этого гладкую (практически без сопротивлений) поверхность.

Вращаясь в наклонном положении, каждая пара лопастей 12 образует диаметрально противоположные по направлению углы встречи (углы атаки) с залитым во внутреннюю полость корпуса 1 маслом.

Чем больше скорость набегающего на лопасти 12 потока, тем больше сила лобового сопротивления и подъемная сила.

Эти силы зависят, кроме того, от угла, под которым поток набегает на лопасти 12 диска, а также от плотности набегающего потока жидкости: чем больше плотность р, тем больше и эти силы.

Под воздействием возникающей подъемной силы лопасти 12 возвращаются в исходное горизонтальное положение, надавливая при этом вверх на нажимные выступы 7 втулки 4 и на конический нажимной конус 13 ведомого вала 3, доворачивая его до вертикали, т. е. до нормального положения.

1. Гидродинамический демпфер, содержа16 щий корпус, ведущий и ведомый валы, размещенные на ведущем валу втулку и маховик, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности гашения угловых колебаний, маховик жестко закреплен на ведущем валу и выполнен в виде плоского диска со сквозными отверстиями и радиальными выемками, втулка имеет нажимные выступы, помещенные в сквозные отверстия, а демпфер снабжен лопастями, установленными с возможностью поворота

26 на осях в радиальных выемках маховика со стороны направления вращения и взаимодействующими с нажимными выступами, и шариковым шарниром для соединения ведущего и ведомого валов, наружная полусфера которого соединена с ведомым валом и имеет контакт с втулкой.

2. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен пружинами, прижимающими лопасти к маховику.

1618926

Составитель В. Смирнов

Редактор Н. Рогулич Техред А. Кравчук Корректор А. Осаулснко

Заказ 31 Тираж чб3 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 415

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Гидродинамический демпфер Гидродинамический демпфер Гидродинамический демпфер 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам для гашения колебаний

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения колебаний в исполнительных механизмах поворотного типа

Изобретение относится к подвескам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвеске транспортных средств

Изобретение относится к средствам для демпфирования относительного вращения приводимого во вращение компонента и фиксирующего опорного компонента
Наверх