Способ контроля изменения упругой линии судна на плаву

 

Изобретение относится к судостроению и касается технологии определения изменений упругой линии на плаву. Цель изобретения - расширение технологических возможностей . При измерении наклонов площадок 1 относительно центральной контрольной площадки судна устанавливают последовательно по базовым линиям а-б зрительную трубу теодолита 7, на площадке 1 размещают зеркало 8, перпендикулярное площадке 1, и измеряют по горизонтальному и вертикальному лимбам теодолита 7 неперпендикулярность зеркала 8 к зрительной трубе теодолита 7. 1 з.п,ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 63 В 9/00

ГОСУДАРСТВЕ ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4433562/11 (22) 30.05,88 (46) 07,02.91. Бюл. М 5 (72) Л.П.Гаврилюк, В,Г.Прокофьев и

В.В.Кондратьев (53) 629.12.002 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1090610, кл. В 63 S 99//0000, 1983, (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ УПРУГОЙ ЛИНИИ СУДНА НА ПЛАВУ (57) Изобретение относится к судостроению и касается технологии определения измене„„ЯЛ„„1625762 А1 нмй упругой линии на плаву. Цель изобретения — расширение технологических возможностей. При измерении наклонов площадок

1 относительно центральной контрольной площадки судна устанавливают последовательно по базовым линиям а-б зрительную трубу теодолита 7, на площадке 1 размещают зеркало 8, перпендикулярное площадке

1, и измеряют по горизонтальному и вертикальному лимбам теодолита 7 неперпендикулярность зеркала 8 к зрительной трубе теодолита 7. 1 з.п,ф-лы, 3 ил.

1625762

Изобретение относится к судостроению и касается технологии определения изменений упругой линии судна на плаву.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей способа. 5

На фиг. 1 представлена схема нанесения реперов на переборках; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг, 3 — схема контроля местных деформаций корпусных конструкций. 10

Способ контроля осуществляют следующим образом.

По длине судна устанавливают на поперечных переборках систему местных контрольных площадок 1, параллельных 15 центральной контрольной площадке, Площадки 1 устанавливают на фундаментах 2. прикрепленных к переборке 3, Г(псле установки площадки 1 отмечают в виде реперов а и б на поперечных переборках 3 и 4 следы 20 базовой линии а-б, а на продольных переборках 5 и 6 — в виде реперов е и г следы базовой линии е-r. Линии а-б и е-r взаимно псрпендикуляоны и параллельны контрольнои площадке 1, Они являются базовыми при 25 дальнейшем контроле положения площадок

1. При измерении наклонов местных контрольных площадок 1 относительно центральной контрольной площадки судна дополнительно определяют непараллель- 30 ность площадок 1 относительно базовых линий а-б и е-г. Наибольшие точность и технологичность обеспечиваются при использовании автоколлимационного теодолита 7 и зеркала 8. 35

Контрольные площадки 1 имеют либо две взаимно перпендикулярные риски в плоскостях, параллельных и перпендикулярных диаметральной плоскости судна, либо pâå пары базовых отверстий, 40 расположенных в плоскостях, параллельных или перпендикулярных диаметральной плоскости судна. Указанные риски или отверстия используют для точной ориентации угломерных приборов, например квадрантов 45 типа К0-10, при замерах положения местных контрольных площадок 1 относительно центральной контрольной площадки. (-(а контрольную площадку 1 устанавливают зеркало

8, перпендикулярное плоскости его основания, 50 а следовательно, перпендикулярное площадке

1. Зеркало 8 ориентируют на площадке 1 по ее базовым рискам или отверстиям в плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна. Затем устанавливают методом ав- 55 токоллимации зрительную трубу теодолита

7 перпендикулярно плоскости зеркала 8 и наносят на переборках 3 и 4 следы линии а-б в виде реперов. Ilocne этого устанавливают на площадке 1 зеркало 8 по плоскости, па- раллельной диаметральной плоскости судна, выверяют перпендикулярно зеркалу 8 зрительную трубу теодолита 7 и наносят на переборках 5 и 6 следы линии е-г в виде реперов.

При измерении наклонов площадок 1 относительно центральной контрольной площадки судна устанавливают прследовательно по базовым линиям а-б и е-r зрительную трубу теодолита 7, на площадку 1 устанавлигают зеркало 8, перпендикулярное площадке 1, и измеряют по горизонтальному лимбу и по вертикальному лимбу теодолита 7 неперпендикулярность зеркала 8 к зрительной трубе теодолита 7, ОтсчеThl по вертикальному лимбу определяют непараллельность площадок 1 относитель(«, базовых линий а-б и с-г, а отсчеты по горизонтальному лимбу дают поворот площадки 1 вследствие местных деформаций переборки 3 относительно вертикальной оси, Погрешность установки зрительной трубы по базовым линиям а-б и е-г не преч вышает 10, погрешность измерения углов ч теодолито л 9, погрешность автоколлима1I ции по зеркалу не более 5, С учетом этого погрешность предлагаемого метода не преII вышает 15, т.е. в сравнении с известным способом точность измерения местных деформаций площадок (повышается в 2,5-3 ра.-я. Результаты измерения изменений положения тлестных контрольных площадок 1

BcëeäñTâèå местных деформаций переборок 3 в сравнении с известным способом получают без дополнительных измерений длин и беэ пересчетов.

При снабжении зеркала 8 перекрестием и выполнени . реперов а, б, е и г с микрометрами можно выверить эти репера в единую плоскость и в дальнейшем контролировать при помощи теодолита 7 отклонение от единой плоскости базовых линий а-б и е-г, а также изменение положения площадки 1 относительно нее по высоте.

Формула изобретения

1. Способ контроля изменения упругой линии судна на плаву, включающий уст;,новку лестных KoHTpQllbHblx площадок на поперечных переборках и измерение наклонов местных контрольных площадок относительнс центральной контрольной площадки, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возмойностей, после установки местных контрольных площадок отмечают в виде реперов на поперечных и продольных переборках следы двух взаимно перпендикулярных базовых линий, параллельных местным контрольным площадкам, а при измерении наклонов

1625762

Составитель Ю.Лазаренко .

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С.Шекмар

Редактор Е.Папп

Заказ 254 Тираж 271 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 местных контрольных площадок определяют непараллельность последних относительно упомянутых базовых линий.

2, Способпоп.1,отличающийся тем, что следы базовых линий отмечают с помощью автоколлимационного теодолита и отражателя, установленного на местной

\ контрольной площадке перпендикулярно к ней, а при измерении наклонов местных контрольных площадок устанавливают последовательно по каждой базовой линии

5 зрительную трубу теодолита и измеряют по лимбам теодолита неперпендикулярность зрительной трубы и отражателя.

Способ контроля изменения упругой линии судна на плаву Способ контроля изменения упругой линии судна на плаву Способ контроля изменения упругой линии судна на плаву 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии судостроения

Изобретение относится к судоремонту и предназначено для подкрепления перекрытий, состоящих из обшивки или настилов и подкрепляющего набора, получивших повреждения в виде остаточных прогибов

Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта и касается конструирования самоподъемных платформ

Изобретение относится к судостроению и позволяет снизить трудоемкость сборки и улучшить условия труда путем защиты линии сборки от климатического и погодного воздействия без сооружения специальных постоянных или временных эллингов

Изобретение относится к судостроению, а конкретно к монтажу верхнего строения морских буровых установок и к устройствам для прохода кабеля

Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике, в частности к волнопродукторам, и позволяет улучшить эксплуатационные качества путем повышения точности моделирования волновых процессов

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике корабля и касается конструирования динамометров для буксировочных испытаний моделей судов и для самоходных их испытаний в жесткой запряжке

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для нанесения эластичного покрытия на корпусы и корпусные конструкции судов и изделий химического и транспортного машиностроения

Изобретение относится к измерительной гидромеханике корабля и плавучих инженерных сооружений и касается конструирования оборудования для проведения гидродинамических и ледовых испытаний моделей в опытовом бассейне

Изобретение относится к судостроению, а именно, к способам контроля скорости при эксплуатации судов, и может быть использовано при создании экспертной системы обеспечения мореходных качеств судов

Изобретение относится к морскому транспорту и касается конструирования опытовых бассейнов

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике и касается проектирования оборудования для проведения гидродинамических и ледовых исследований моделей судов в ледовом опытовом бассейне

Изобретение относится к способам погрузки крупногабаритного, тяжелого оборудования в помещении объектов, которые имеют наружный корпус, может быть использовано в машиностроении, судостроении, химической, авиационной, ракетной и т.п
Наверх