Способ изолирования стержневых обмоток электрических машин

 

Изобретение относится к электротехнике , а именно к технологии наложения электрической изоляции на стержневые обмотки крупных электрических машин. Цель изобретения - повышение производительности и качества обмоток. Способ электроизолирования стержневых обмоток, например, в виде склеенной элементарной меди с припаянными к ним с двух концов наконечниками заключается в механизированном наложении ленточной электроизоляции от наконечника до наконечника, без руч- . ной доизолировки конусов. Для этого стержень 1 устанавливают в опорах 2 и прикрепляют удлинители 3 к наконечникам 4. Покрывают поверхности наконечников и удлинителей антиадгезионным покрытием 5, например фторопластовой лентой, затем устанавливают электроизолирующее устройство 6 с гибким электрокабелем 7 и пультом управления 8. Делают захлест лент и конуса конструкции изоляции на наконечниках и удлинителях. После изолирования ленты электроизоляционные и антиадгезионное покрытия удаляют с поверхностей наконечников и удлинителей . 5 ил. (О (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 Н 02 К 15/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

r1O ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4372649/07 (22) 27.01.88 (46) 23.03.91. Бюл. N"- 11 .(71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашиностроения (72) В.Н.Тарабанов и В.В.Кимстач (53) Ü21.318.44 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Н - 1170559, кл. Н 02 К 15/10. 1985.

i(54) СПОСОБ ИЗОЛИРОВАНИЯ СТЕРЖНЕВЫХ

ОБМОТОК Э31ЕКТРИЧЕСКИХ МАКИН (57) ИзоЬретение относится к электротехнике, а именно к технологии наложения электрической изоляции на стержневые обмотки крупных электрических машин, Цель изобретения — повышение производительности и качества обмоток.

СпосоЬ электроизолирования стержневых оЬмоток, например, в виде склеенной элементарной меди с припаянными к ним с двух концов наконечниками заключается в механизированном наложении ленточной электроизоляции от наконечника до наконечника, без руч- . ной доизолировки конусов. Для этого стержень 1 устанавливают в опорах 2 и прикрепляют удлинители 3 к наконечникам 4. Покрывают поверхности наконечников и удлинителей антиадгезионным покрытием 5, например фторопластовой лентой, затем устанавливают электроизолирующее устройство 6 с гибким электрокабелем 7 и пультом управления 8. Делают захлест лент и конуса конструкции изоляции на наконечниках и удлинителях. После изолирования ленты электроизоляционные и антиадгезионное покрытия удаляют с поверхностей наконечников и удлинителей. 5 ил.

1636944

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологии наложения электрической изоляции на стержневые оЬмотки крупных электрических машин, турбо- и гидрогенераторов, Цель изобретения — повышение производительности и повышение качества обмоток.

На фиг.1 показана схема устройства для осуществления способа; на фиг.2— узел I на фиг.1; на фиг,3 — вид А на фиг,2; на фиг.4 — вид Б на фиг.3; на фиг,5 — вид В на фиг.4.

Стержень 1 устанавливается на опорах 2 и прикрепляется удлинителем 3 к наконечникам 4. Производится покрытие антиадгезионным покрытием 5 удлинителей и наконечников, затем устанавливается на удлинитель электроизолирующее устройство 6 с гибким электрокабелем ? и пультом 8 управления.

Электроизолирующее устройство опирается на стержень роликами: приводным 9 и направляющими 10, а с боковых сторон поддерживается боковыми направляющими роликами 11. Ролики поджимаются к стержню упругими элементами

12. Ролики и упругие элементы установлены на корпусах основной 13 и дополнительной 14 кареток, которые соединены между собой шарнирами 15.

Приводной ролик кинематикой 16 соеди неп с электроприводом 1?.

Вращающаяся обмоточная головка 18 с бобинами 19 лент 20 кинематически соединена с электроприводом. Ролики в одной плоскости стержня объединены соединительным трактом 21, который находится с ними в зацеплении. Наружная поверхность ролика имеет зубцы, которыми она соединяется с внутренней поверхпостью соединительного трак1а, Лента бобины проходит через нагревающий ролик 22 и наматывается на изолируемый стержень. Каждый привод или направляющий ролик выполнен в виде спиральной пружины 23, внутренний конец которой закреплен на оси

24. Для Ьолее удобного соединения удлинителя с наконечником использован переходник 25.

Устройство работает следующим образом.

Изолируемый стержень 1 с наконечниками 4 устанавливают в опорах 2 и прикрепляют к наконечникам с обеих сторон удлинители 3. После этого удлинители и наконечники покрывают антиадгезионным покрытием, например фторопластовой лентой. Затем на удлинителе устанавливают электроизолирующее устройство 6. Сматывают с бобины

19 ленты 20, пропускают через соответствующие нагревающие ролики 22 и делают захлест лент в изолировочный конус, причем конус должен располагаться на удлинителе и на наконечнике стержня. Далее производят механическое наложения лент 20 изолирующим устройством на стержень,i На противоположном конце стержня конус должен размещаться также на наконечнике и удлинителе, После механического наложения ленты ее обрезают и снимают электроизолирующее устройство. После этого на изоляцию накладывают технологическое покрытие, например стеклоленту (не показана), далее удаляют наложенную ленту и антиадгезионное покрытие с наконечников и удлинителей. Затем отвинчивают удлинители, снимают изоI лированный стержень с опоры и отправляют его на опрессовку и запечку.

Для тоro, чтобы в непосредственной близости в зоне перехода медь — на30 конечник и наконечник — медь наложе-,. ние ленты происходило с необходимыми наперед заданными параметрами (постоянство натяга лент, выдержка заданных углов наклона лент к поверхностям изолируемого стержня и пр.) такими же, как и на других участках стержня, необходимо, чтобы ролики имели способность деформироваться, изменяя свою конфигурацию, а отклонения положений кареток с обмоточной головкой

40 от своей оси не было. В качестве одного из вариантов наиболее простого и необходимого для данного. случая можно использовать ролик, выполненный

45 В виде спиральной пружины 23 внут» ренний конец которой закреплен на оси 24, а наружный конец — свободен.

На наружной поверхности ролика имеются зубцы, которые входят в зацепление с соединительным трактом 21, выполненным, например, из резины, Оси ро..ч ликов соединены между собой шарниром

15, выполненным в виде пружины. При этом пара спиралеоЬразных роликов соединена одним соединительным трактом.

В кажной паре спиралевидные ролики установлены относительно друг друга с противоположным направлением скру1636944 на валу приводного электродвигателя

17, но улучшают динамику намотки, так как уменьшаются инерционные силы, 5

После того, как первыи ролик наедет на поверхность наконечника, спиралеобразная пружина — ролик принимает свою первоначальную форму и размеры.

При преодопении части стержня наконечник — медь (случай движения каретки назад на фиг.4) при сходе ролика с грани наконечника на поверхность меди первый ролик (в первом случае это был ролик второй) под тяжестью веса изолирующего устройства деформируется и скручивается, а при переходе на поверхность меди снова принимает свои первоначальные размеры и форму. Второй ролик (в первом рас20 сматриваемом случае был первым) размеры и форму не меняет, а в зоне второго ролика тракт проскальзывает по поверхности наконечника.

Формула и 3 о б р е т е н и я чивания. Для того, чтобы не было проскальзывания роликов из-за разных угловых скоростей по его длине, шири на тракта должна быть небольшой и каждый тракт на концах одного и того же ролика расположен у граней стержня.

Соединительный тракт применен для повышения проходимости электроизолирующего устройства в разных положениях вперед и назад независимо от типа изоляции (сухая или с липким слоем). 11ри этом удельное давление на сырую изоляцию. (не запеченную) невелико, что снижает опасность ее повреждения при механизированном наложении. Кроме того, применение соединительного тракта позволяет выдерживать положение осей роликов в процессе их движения неизменным в переходных зонах (медь — наконечник и наконечник — медь).

СпиралеоЬразные ролики при подходе изолирующего устройства, например, к наконечнику (движение вперед на 25 фиг.4) упираются в его грань и под давлением силы сопротивления со стороны торцевой поверхности наконечника скручиваются, уменьшаясь в диаметре, Сила сопротивления, действующая о на ролик — это прежде всего сила собственного веса устройства и потерь на трение в различных его частях.

Уменьшение размера ролика компенсируется пружиной шарнира 1S, и в резуль35 тате ролика не выходят из зацепления с трактом. Угол скручивания спирали ролика определяется, в первую очередь, жесткостью пружины. Если жесткости недостаточно, спиральную 40 пружину можно залить в резиновую матрицу (не показана). Вторые ролики в соответствующих парах по рассматриваемой поверхности при подходе к торцевой поверхности наконечника размер 45 не меняют, и тракт в области второго ролика проскальзывает по торцевой поверхности и по ребру наконечника.

Проскальзывание, а следовательно, трение компаунда (в случае, например, 50 наложения ленты с липким слоем). по резйне несколько увеличивают момент

СпосоЬ изолирования стержневых обмоток электрических машин, выполненных с наконечниками на концах, согласно которому закрепляют стержни в опорах, устанавливают электроизолирующее устройство на изолируемый . объект, оЬразуют электроизоляционный конус на одном из наконечников, наносят электрризоляционные ленты на стержне до заданной толщины, образуют электроизоляционный конус на другом наконечнике, наносят защитное технологическое покрытие, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повьппения производительности и повышения качества обмоток после закрепления стержня в опорах, к нему прикрепляют с обеих сторон съемные удлинители, на одном из которых устанавливают электроизолирующее устройство, образуют электроизоляцирнпый конус на удлинителе, после нанесения электроизоляционных лент на стержне образуют электроизоляционный конус и на другом удлинителе, а после нанесения защитного технологи -,еского покрытия удаляют ленточную изоляцию с наконечников и удлинителей и снимают удлинители.

1636944

1636944

21 15 f3

Составитель Е,Скороходов

Редактор .О.Юрковецкая Техред Л. Серди:сва Корректор Н.Ренская

Заказ 821 Тираж 338 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ изолирования стержневых обмоток электрических машин Способ изолирования стержневых обмоток электрических машин Способ изолирования стержневых обмоток электрических машин Способ изолирования стержневых обмоток электрических машин Способ изолирования стержневых обмоток электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изолировании сердечников статоров электрических машин Целью изобретения является повышение производительности путем сокращения времени установки статора

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для механизированной изолировки пазов статоров электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к изолирующему оборудованию, и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к области электротехники, в частности к процессам и оборудованию для создания на поверхности магнитопроводов электроизоляционных слоев и покрытий из порошковых композиций на основе полимеров, и может быть использовано на предприятиях электротехнической и др

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано как технологическое оборудование для изготовления электрических катушек

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологическому оборудованию для изолирования стержневых и катушечных обмоток электрических машин, и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин, и может быть использовано в электротехнической промышленности при укладке изоляции в пазы магнитопровода

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам изготовления изоляции электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к технологии изготовления обмоток электрических машин и может быть использовано при изолировании ленточным материалом замкнутых катушек с узким и длинным отверстиями

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для заклинивания обмоток в пазах магнитопривода статора электрической машины

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя

Изобретение относится к области электротехники, а именно к технологическому оборудованию для изготовления катушек с узким и высоким центральным пазом, и может быть использовано при изготовлении и ремонте электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения корпусной изоляции, выдерживающей напряжения свыше 4 кВ, предпочтительно 13,8 кВ или более, применяемой в динамоэлектрических машинах

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, а именно к способу изготовления катушек электродвигателя, предназначенного для мотор-вентилятора, подающего воздух для охлаждения тяговых электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается способа формирования изолированных проводников ротора, используемых в узле ротора вращающейся электрической машины, а также особенностей конструктивного выполнения модульного устройства для осуществления данного способа

Изобретение относится к электроэнергетики, а именно - к технологическому оборудованию и может быть использовано в электротехнической промышленности
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при изготовлении электрических машин неявнополюсного исполнения с обмотками в пазах

Изобретение относится к электротехнике , а именно к технологии изгот овления электрических машин и аппаратов с напыленной изоляцией пазов магнитопровода, и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к электротехнике , а именно к технологическому оборудованию для производства электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности
Наверх