Радиометрический измеритель крутящего момента

 

Изобретение относится к технике измерения крутящего момента и может быть использовано в системах диагностирования и аварийной защиты силовых установок. Цель изобретения - повышение точности, надежности и увеличение диапазона измеряемых величин. На валу 3 размещены два радиоактивных источника 1 и 2 мононаправленного излучения, обладающих различной интенсивностью , а детектор 4 расположен вне вала на основании. Измерение крутящего момента осуществляется по относительному смещению источников 1 и 2 излучения вдоль окружного направления при увеличении нагрузки на валу, что фиксируется блоком регистрации сигнала с детектора 4, включающим пороговый элемент 5, аналого-цифровой преобразователь 6 и вычислительное устройство (счетно-решающий прибор) 7. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (ll) (sl)s G 01 1 3/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (Ql (Q0

О (21) 4647561/10 (22) 08.02,89 (46) 07.06,91, Бюл, М 21 (72) А.Б.Ломакин и В.А.Рыбкин (53) 531.781(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 136085, кл, 6 01 1 5/00, 1961. (54) РАДИОМЕТРИЧЕСКИЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ

КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА (57) Изобретение относится к технике измерения крутящего момента и может быть использовано в системах диагностирования и аварийной защиты силовых установок. Цель изобретения — повышение точности, надежности и увеличение диапазона измеряемых величин. На валу 3 размещены два радиоактивных источника 1 и 2 мононаправленного излучения, обладающих различной интенсивностью, а детектор 4 расположен вне вала на основании, Измерение крутящего момента осуществляется по относительному смещению источников 1 и 2 излучения вдоль окружного направления при увеличении нагрузки на валу, что фиксируется блоком регистрации сигнала с детектора 4, включающим пороговый элемент 5, аналого-цифровой преобразователь 6 и вычислительное устройство (счетно-решающий прибор) 7. 1 ил.

1654689

Изобретение относится к технике измерения крутящего момента и может быть исПользовано 8 системах диагностирования и аварийной защиты силовых установок.

Цель изобретения — повышение точности, надежности и увеличение диапазона

Измерения, На чертеже изображен радиометричеСкий измеритель крутящего момента.

Радиометрический измеритель крутящего момента состоит из двух радиоактивных источников 1 и 2 мононаправленного излучения, размещенных на валу 3 на расстоянии один от другого в плоскости продольного сечения вала, детектора 4 излучения, расположенного вне вала на основании и связанного напрямую через пороговый элемент 5 с первым и вторым входами аналого-цифрового преобразователя (АЦП) 6, выходы которого соединены с соответствующими входами вычислительного устройства — счетно-решающего прибора 7 (СРП).

Радиоактивные источники 1 и 2 мононаправленного излучения обладают различной интенсивностью и сфокусированы в одной точке на чувствительной поверхности детектора 4. Последний при попадании на

его чувствительную поверхность ионизирующих лучей формирует на выходе сигнал, величина которого А пропорциональна интенсивности излучения, а длительность— времени прохождения лучей по чувствительной поверхности детектора 4. Пороговый элемент 5 предназначен для формирования на выходе сигнала, если величина сигнала на входе превышает заданный уровень Аз д, который выбирается исходя из условия

А1> А.д > А2. где А1 и А2 — величины сигналов на выходе детектора 4, соответствующие интенсивности принимаемого излучения от радиоактивных источников 1 и 2 мононаправленного излучения соответственно, Радиометрический измеритель крутящего момента работает следующим образом.

При вращении вала 3 на выходе детектора 4 формируется сигнал длительностью тд и величиной А. Сигнал А поступает на первый вход АЦП 6 и на пороговый элемент

5, с выхода которого (при выполнении условия А>А д) поступает сигнал длительностью toe на второй вход АЦП 6. В АЦП 6

СИГНаЛЫ ДЛИтЕЛЬНОСтЬЮ 1д И Соб ПРЕОбРаэУются в соответствующее количество имПУЛЬСОВ Мд И йоб, КОТОРЫЕ ПОСтУПаЮт На входы СРП 7, где реализуется алгоритм вычисления величины крутящего момента (2) 2лй tofj где 1д — дуга описанной точкой фокусировки источников окружности, лежащая в пределах чувствительности поверхности детектора 4.

С учетом приведенных зависимостей величина крутящего момента может быть вычислена по формуле Мд %6 (1)

1 1об где k — постоянный коэффициент.

При отсутствии на валу нагрузки источ5 ники 1 и 2 излучения находятся на одной линии и лучи от них приходят на чувствительную поверхность детектора 4 одновременно. Детектор 4 принимает излучение, интенсивность которого складывается из

10 интенсивностей источников 1 и 2, и выдает сигнал А = А1 + A2. Ввиду выполнения в пороговом элементе 5 условия А > Аз д сигналы на первый и второй входы АЦП 6 поступают одновременно и значения величин

1д и tîá (а следовательно, йд и Боб) бУдУт равны. В СРП 7 вычисляется величина крутящего момента м - =о

Иоб

При увеличении крутящего момента происходит закручивание вала, Угол закручивания на базовом участке определяется соотношением

116

25 1 = 1 Мк (3)

Р где G — модуль упругости материала вала;

1р — полярный момент инерции.

Источники 1 и 2 излучения при этом смещаются один относительно другого в окружном направлении, что вызывает смещение точек их фокусировки вдоль окружности, которую они описывают, на величину

1 = 2 К Я 2 В 1 (4)

35 где  — радиус окружности, описываемой точками фокусировки источников излучения.

Такое смещение приводит к тому, что в течение промежутка Ж условие А> Аз д в

4О пороговом элементе 5 не выполняется (так как A2 > Азад), а общее время излучения чувствительной поверхности детектора 4 увеличивается на эту величину ht, причем

45 =ля и

I (5) где n — частота вращения вала.

Величина Л t определяется разностью тд — тоб, а значение h может быть полУчено как

1654689 тД вЂ” 1об !Д 6 !р

Мк = тоб б или, обозначая k 46

R he (7) Составитель Т,Ишкова

Редактор О.Юрковецкий Техред М.Моргентал Корректор Т.Палий

Заказ 1946 Тираж 354 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 тд 1оо, Мк k. (8) тоб

С учетом того, что величины тд и тоб представляются в СРП 7 в виде соответствуЮЩИХ ВЕЛИЧИН Мд И Йоб, ПРОЦЕСС ВЫЧИСЛЕния крутящего момента в СРП 7 реализуется по формуле (1).

Формула изобретения

Радиометрический измеритель крутящего момента, содержащий основание, расположенный на валу радиоактивный источник мононаправленного излучения, детектор излучения и блок регистрации, о тличающийся тем,что,сцельюповышения точности, надежности и увеличения диапазона измерения, в него введены второй радиоактивный источник мононаправленного излучения, размещенный на валу, порого5 вый элемент, аналого-цифровой преобразователь и вычислительное устройстов, при этом радиоактивные источники мононаправленного излучения обладают различной интенсивностью и установлены в

10 одной плоскости продольного сечения вала, а детектор излучения расположен на основании, причем выход детектора связан напрямую с первым входом аналого-цифрового преобразователя и с вторым входом аналого15 цифрового преобразователя через пороговый элемент, а оба выхода аналого-цифрового преобразователя подключены к вычислительному устройству,

Радиометрический измеритель крутящего момента Радиометрический измеритель крутящего момента Радиометрический измеритель крутящего момента 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться для определения крутящего момента, передаваемого вращающимися или неподвижными валами различных объектов Цель изобретения - повышение точности

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при испытаниях электрических машин и электроприводов

Изобретение относится к ci-лпизмррительной технике, в частности к устройствам для измерения сил и моментов с использованием тензорезисюрных датчиков

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента, передаваемых вращающимися или неподвижными валами различных механизмов

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента двигателей внутреннего сгорания автомобилей при испытаниях и в процессе эксплуатации

Изобретение относится к испытанию, исследованию и диагностике работы электродвигателей и может быть использовано для регистрации величины динамического крутящего момента при снятии динамических характеристик

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при регистрации основных характеристик различных соединительных муфт

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного определения крутящего момента на вращающихся валах машин и механизмов, в частности при испытании сельхозмашин

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх