Коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения - повышение надежности работы в режиме передачи заднего хода при уменьшении радиального габарита коробки передач. В коробке передач бобышка корпуса размещена между разделенными односторонней зубчатой муфтой шестернями промежуточного вала. На оси выполнена лыска для размещения зубьев шестерни промежуточного вала, с которой зацеплена шестерня вторичного вала. На последней закреплен зубчатый венец. На оси выполнена также лунка для шарика, стопорящего ось в угловом и осевом направлениях. Опора зубчатого колеса смещена в направлении лыски настолько, что во включенном состоянии торец ступицы размещен в зоне торца лыски. На зубчатом колесе выполнен выступ для взаимодействия с выступом, выполненным на промежуточном валу. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

О

О

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4416006/11 (22) 28.04.88 (46) 07.07.91. Бюл. N. 25 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) А,П.Недялков, Е.Д,Туртанов, В.Г.Выборнов, А.С.Кондрашкин, С.В.Березкин, 8.3.Овсянников, Л.М.Зарубинский и П.П.Козубенко (53) 629,113-585.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР гл 1463526, кл. В 60 К 17/08, 1986. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения — повышение надежности работы в режиме передачи заИзобретение относится к транспортным средствам, а именно к коробкам передач.

Цель изобретения — повышение надежности работы в режиме передачи заднего хода при уменьшении радиального габарита коробки передач.

На фиг.1 показана предлагаемая коробка передач; на фиг,2 — узел I на фиг.1.

В корпусе 1 (фиг.1) коробки передач установлен первичный вал 2 на подшипнике 3.

На первичном валу 2 выполнена шестерня

4. На подшипниках 5 и 6 установлен промежуточный вал 7, на котором выполнено колесо 8. Последнее зацеплено с шестерней 4.

На промежуточном валу 7 выполнены шес.терни 9-12, каждая из которых зацеплена с.. Ж „1661007 А1 днего хода при уменьшении радиального габарита коробки передач. В коробке передач бобышка корпуса размещена между разделенными односторонней зубчатой муфтой шестернями промежуточного вала, На оси выполнена лыска для размещения зубьев шестерни промежуточного вала, с которой зацеплена шестерня вторичного вала.

На последней закреплен зубчатый венец 20, На оси выполнена также лунка для шарика, стопорящего ось в угловом и осевом направлениях. Опора зубчатого колеса смещена в направлении лыски настолько, что во включенном состоянии торец ступицы размещен в зоне торца лыски. На зубчатом колесе вы- 3 полнен выступ для взаимодействия с выступом, выполненным на промежуточном валу.

2 ил. шестернями 13 — 16 соответственно. LUecтерни 13 — 16 установлены на вторичном валу

17, Шестерни 4 и-13 — 16 выполнены с зубчатыми венцами 18 — 22 соответственно. На вторичном валу 17 закреплены ступицы 2325, на которых установлены с возможностью осевого перемещения зубчатые муфты

26 — 28 соответственно, На зубчатой муфте

28 выполнен венец 29, имеющий возможность зацепления с зубчатым колесом 30 заднего хода. Зубчатое колесо 30 имеет возможность перемещения по оси 31, установленной в бобышке 32 корпуса 1.

Бобышка 32 корпуса 1 размещена между шестернями 9 и 10 промежуточного вала.

С шестернями 9 и 10 зацеплены шестерни

1661007

13 и 14, между которыми размещена ступица 24 одностороннел зубчатой муфты 27.

Последняя разделяет шестерни 9 и 10 промежуточного вала 7, и в этсй зоне размещена бобышка 32 корпуса 1. На оси 31 5 выполнена лыска 33 размещения зубьев шестерни 10 промежуточного вала 7. С шестерней 10 зацеплена шестерня 14, установленная на вторичном валу 17. На шестерни 14 закрепле,зубчатый венец,20 10 односторонней зубчатой муфты. На оси 31 вь;полнена лунка 34 (фиг.2) для шарика 35, В корпусе 1 выполнен паз 36 для размещения шарика 35, Последний стопорит ось 31 угловом и осевом направлениях, посколь- 15 ку ось 31 прижата к скосу паза 36, выполненного в корпусе 1, Зубчатое колесо 30 установлено на подшипнике 37, ко орый смещен в направлении лыски 33, тем самым смещена опора зубчатого колеса заднего 20 хода. Во включенном состоянии торец ЗБ ступицы 39 размещен в зоне торца 40 лыски

33. На зубчатом колесе ЗО заднего хода выполнен выступ 41 для взаимодействия с выступом 42, выполненнь;м н» промежу1очном 25 валу 7.

Размещение бобышки 32 корпуса 1 между разделенными односторонней зубч,— той муфтой 27 шестернями 3 и 14 промежуточного вала 7, выполнение на оси 31 лыски 30 на оси 33 для размещения зубьев шестерни

10 промежуточного вала 7, с которой эацеплена шестерня 14 вторичного вала 17, на которой закреплен зубчатый венец 20. и лунки 34 для шарика 3!., стопорящего ось 31 35 в угловом и осевом направлениях, и смещение опоры зубчатого кэлеса ЗО в направленил лыски 33 настольк:), что во включенном состоянии торец 38 ступицы 39 размегден в зоне торца 40 лыски ЗЗ, и выполнение на 40 зубчатом колесе ЗО выступа 41 для взалмодействия с выступом 42, выполненным на промежуточном валу 7, позволяет сохранить взаимодействие зацепленных шестерен заднего хода, что QBblLLIBGT надежность 45 работы коробки передач при уменьшении ее массогабаритных показателей, Коробка передач работает при вращении первичного вала 2. Вращение может быть передано либо на колесо 8, лиоо на 50 вторичный вал 17. В свою очередь вращение от колеса 8 передается валу 7.

В„-.» цение промежуточного вала 7 обеспечивает вращение шестерен 9 — 12.

Водитель, зыбрав нужную передачу, обес- 55 печивает соединение какой-либо из ше :терен 13 — 16 с вторичньм валом 17. В этом случае происходит передача вращения от первичного вала 2 к вторичному валу 17 и обеспечивается передача момента между этими валами. Кроме того, валы 2 и 17 могут быть блокированы.

При перемещении колеса 30 по оси 31 и зацеплении его с шестернями осуществляется противовращение валов 2 и 17. Радиальные усилия в зацеплениях колеса 30 с шестернями отжимают ось 31, Поскольку опора зубчатого колеса 30 смещена к лыске

33, максимальный прогиб имеет место в районе этой опоры, что способствует затяжке колеса 30 по направлению к выступу 42 и может вызвсп ь взаимодействие выступов 41 ч 42, а это в свою очередь позволяет сохранить взаимодействие в зацеплении колеса

30 с шестернями, что повышает наде>кность работы коробки передач . при уменьшении ее массогабаритных показателей, поскольку жестко:ть корпуса 1 велика.

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая соосно установленные в корпусе первичный и вторичный валы с ше-. стернями, эацепленными с шестернями установленного параллельно указанным валам проме>куточного вала, установленную п,panr,åëüíî промежуточному валу ось, один конец которой размещен в выполненной в зоне шестерни промежуточного вала высшей передачи на корпусе бобышке, а другой закреплен в торцовой с енке корпуса, установленную с возможностью вращения на опоре и осевого перемещения на указанной оси шестерню заднего хода с обращенной в сторону указанной шестерни промежуточного вала ступицей, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы в режиме передачи заднего хода при уменьшении радиального габарита коробки передач, бобышка корпуса размешена со стороны торца шестерни промежуточного вала непрямой передачи противополо>кно зоне размещения шестерни заднего хода, выполненной с выступом на торце для взаимодействия с выступом, выполненчыM на промежуточном валу, на оси выполнена лыска для размещения зубьев указанной шестерни промежуточного вала и лунка на конце, установленном в стенке корпуса, для размещения стопорящего ось з угловом и осевом направлении шарика, при этом расстояние от тооца ступицы до торца лыски равно ходу шестерни заднего хода из нейтрального положения в положение включения передачи заднего хода, а опора шестерни заднего хода смещена в сторону лыски оси, 1661007

1661007

Составитель С,Белоусько

Техред M.Моргентал Корректор М,Демчик

Редактор И Горная

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2087 Тир аж 344 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в трансмиссиях самоходных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа автомобилей, тракторов и т.д

Изобретение относится к машиностроению , в частности к планетарным коробкам передач, используемым, например, в трансмиссиях самоходных машин для изменения их скорости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх