Способ оценки состояния смазочного масла двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение предназначено для повышения точности оценки состояния смазочного масла двигателей внутреннего сгорания. На выбранных частотах переменного тока в диапазоне 100 Гц...1 МГц определяют активную проводимость или диэлектрические потери работавшего масла. Строят зависимости этих электрических величин по частоте, определяют частоты, на которых они имеют максимум, и по результатам сравнения их с эталоном оценивают состояние масла. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 G 01 N 33 /30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4626221/06 (22) 26.12.88 (46) 15.07.91, Бюл. ¹ 26 (72) П,Н.Толкач, Е.В,Якубович, А,В.Язвинский и P.À.Ãîðÿ÷åâà (53) 621,43 — 001,5(088.8) (56) Патент ФРГ N.3430661, клF 02 В 77/08, 1986, Изобретение относится к области эксплуатации и может быть использовано для оценки состояния смазочных масел двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение точности оценки.

На фиг.1 представлены зависимости активной проводимости свежих образцов смазочных масел различных марок от частоты переменного тока; на фиг,2 — зависимости относительных изменений активной проводимости разных проб работавшего масла марки М10Г2 от частоты переменного тока; на фиг.3 — зависимости относительного изменения диэлектрических потерь разных проб работавшего масла марки М10Г от частоты переменного тока; на фиг.4 — зависимость относительных изменений тангенса потерь работающих смазочных масел марки М10Г2 и относительные изменения свежих смазочных масел марки М10Г разных партий от частоты переменного тока; на фиг.5 — принципиальная схема устройства для осуществления способа.

„5U ÄÄ 1663541 А1 (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ СМАЗОЧНОГО МАСЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение предназначено для повышения точкости оценки состояния смазочного масла двигателей внутреннего сгорания. На выбранных частотах переменного тока в диапазоне 100 Гц — 1 МГц определяют активную проводимость или диэлектрические потери работавшего мас-ла, Строят зависимости этих электрических величин по частоте, определяют частоты, на которых они имеют максимум, и по результатам сравнения их с эталоном оценивают состояние масла. 1 з,п. ф-лы, 5 ил.

Устройство содержит источник тестирующего сигнала 1, выход которого подключен к параллельно соединенным входам измерительного конденсатора 2, конденсатор 3 переменной емкости и резистор 4 перемекной величины и дифференциальный усилитель 5, причем выход измерительного конденсатора 2 подключен к первому входу дифференциального уисилителя 5, второй вход которого соединен с параллельно соединенными выходами резистора 4 и конденсатора 3 переменной величины, а выход дифференциального усилителя 5 является выходом устройства.

В качестве источника тестирующего сигнала применен генератор сигналов низкочастотный ГЗ вЂ” 112/1, Е качестве дифференциального усилителя использован осциллограф универсальный запоминающий с дифференциальным входом

С8 — 13, Входное сопротивление дифференциального усилителя R, 10 Ом, Свх = 30рЕ.

Коэффициент подавления синфазного сигнала 2500 на частоте 50 Гц и 1000 на частоте 1

М Гц.

1663541

40 которых судят о качестве смазочного масла и причинах его изменения. Результаты ука-, занных операций приведены на фиг,1 и 2, 45

Для определения относительных изменений диэлектрических потерь в диапазоне частот от 100 Гц до 1 M Гц измеряется сквозная проводимость (проводимость на постоянном токе) исследуемых образцов. 50

Целесообразно проводить измерение сквозной проводимости при фиксированном времени воздействия напряжения, чтобы исключить поляризацию электродов и осаждение на них загрязняющих примесей.

Зная значение сквозной проводимости, определяют относительные изменения диэлектрических потерь по следующим формулам:

Для измерения значений С и R цепи компенсации применен измеритель цифрового типа Е7 — 8, Цепь компенсации R, С представляет собой экранированные блоки комбинаций из постоянных и переменных резисторов и конденсаторов с минимальными паразитными параметрами (индуктивность и емкость для R и индуктивность и tg потерь для

С).

Способ осуществляется следующим образом.

На выбранной частоте измерений добиваются баланса по активной и реактивной составляющим обоих параллельных цепей устройства путем изменения сопротивления и емкости 3 нижней, Баланс определяется по мипи луму показаний на экране осциллографа СΠ— 12, Величины С и R, удовлетворяющие условию баланса на заданной частоте,.замеряются измерителем Е7 — 8 при снятии тестирующего сигнала со входа схемы. Процедура измерения повторяется для других частот тестирующего сигнала, задаваемого генератором 1. Определение активной проводимости работающего масла осуществляется в диапазоне частот от 100 Гц до 1 МГц, Далее аналогичная операция производится для масла, не бывшего в эксплуатации, но той же марки, и определятюся относительные изменения по следующей формуле;А(Ф)— бн где Gi — активная проводимость работающего смазочного масла на определенной частоте;

6н — активная проводимость масла, не бывшего s эксплуатации на той же частоте.

По полученной зависимости определяют значения частот, где относительные изменения максимальны, по величине

35 г Q — Go шСо

lg где е — диэлектрические потери (компонента диэлектрической проницаемости);

G — активная проводимость масла;

Go — сквозная проводимость; в — частота тестирующего поля;

Co — емкость измерительной ячейки при воздушном заполнении (собственная емкость).

II lI где B(f) — зависимость относительных изменений диэлектрических потерь от частоты, lf

Ei — значение диэлектрических потерь на определенной частоте работающего масла; и

cн — значение диэлектрических потерь на той же частоте для той же марки масла, не бывшего в эксплуатации.

По полученным зависимостям определяют значения частот, на которых относительные изменения максимальны, по величине которых судят о качестве смазочного масла и причинах его изменения.

Относительные изменения тангенса потерь определяют по следующим формулам: тд— ж где 6 — активная проводимость масла;

ШЕЕ- реактивная проводимость масла;

Co — собственная емкость измерительной ячейки; в — частота тестирующего поля. где C(f) — зависимость относительных изменений тангенса потерь от частоты; таад — тангенс потерь работающего масла; судн — тангенс потерь неработавшего масла той же марки на той же частоте.

По полученным зависимостям определяют значения частот, на которых относительные изменения максимальны, по величине которых судят о качестве смазочного масла и причинах его изменения, Формула изобретения

1, Способ оценки состояния смазочного масла двигателя внутреннего сгорания, включающий воздействие на масло переменными током заданной частоты и измерение электрической характеристики масла, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения

16б3541 точности, в качестве электрической характеристики используют активную проводимость масла, причем измерения осуществляют при частоте переменного тока 100 Гц — 1 МГц, затем определяют значения частот, на которых относительное изменение активной проводимости масла максимально и сравнивают их с эталоном.

2. Способ по п.1, от л и ч а ю шийся тем, что в качестве электрической характе5 ристики используют диэлектрические потери масла, 1663541

1663541

f,0

-1,О

Составитель А.Аристов

Техред М,Моргентал Корректор И.Муска

Редактор К,Крупкина

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2263 Тираж 414 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5

Способ оценки состояния смазочного масла двигателя внутреннего сгорания Способ оценки состояния смазочного масла двигателя внутреннего сгорания Способ оценки состояния смазочного масла двигателя внутреннего сгорания Способ оценки состояния смазочного масла двигателя внутреннего сгорания Способ оценки состояния смазочного масла двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике определения склонности моторных масел к образованию отложений

Изобретение относится к химмотологии, в частности к определения качества смазочного масла

Изобретение относится к исследованию масел, в частности к определению совместимости моторных масел, и может быть использовано в соответствующем производстве

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к определению термической стабильности смазочного масла

Изобретение относится к физико-химической механике трения и может быть использовано для оценки и прогнозирования триботехнических свойств смазочных материалов на стадии лабораторных испытаний

Изобретение относится к области исследования смазочных материалов, используемых при обработке давлением

Изобретение относится к технике оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности

Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел
Наверх