Вентилятор электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - уменьшение габаритов и расширение возможностей автоматического регулирования интенсивности вентиляции. Вентилятор электрической машины содержит ступицу 3 с лопатками, связанными с регулятором перемещения лопаток. Благодаря тому, что указанный регулятор снабжен элементами 11 из материала с обратимой памятью формы обеспечивается достижение поставленной цели. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИНГСКИХ

Pf=.ÑÏÓÁËÈÊ (19) (I1) (si)s Н 02 К 9/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИ ГЕ Г

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4738117/07 (22) 13.09.89 (46) 15.08.91. Бюл. ¹ 30 (71) Научно-исследовательский проектноконструкторский и технологический институт электрических машин постоянного тока

Прокопьевского завода "Электромашина" (72) А,8. Лучков (53) 621,313. 713{088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 425270, кл, Н 02 К 9/04. 1974, Авторское свидегельство СССР

¹ 1159115, кл. H 02 К 9/06. 1985. (54) ВЕНТИЛЯТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения — уменьшение габаритов и расширение воэможности автоматического регулирования интенсивности вентиляции. Вентилятор электрической машины содержит ступицу 3 с лопатками, связанными с регулятором перемещения лопаток. Благодаря тому, что указанный регулятор снабжен элементами 11 из материала с обратимой памятью формы обеспечивается достижение поставленной цели. 2 ил.

1670747

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам с воздушной вентиляцией.

Целью изобретения является уменьшение габаритов и расширение возможностей автоматического регулирования интенсивности вентиляции, На фиг. 1 показан предлагаемый центробежный вентилятор с угловым поворотом лопаток; на фиг, 2 — пример конкретного выполнения вентилятора с радиальным перемещением лопаток.

Вентилятор содержит передний диск 1, задний диск 2, жестко связанные со ступицей 3, между дисками размещены лопатки вентилятора 4, закрепленные посредством штифтов 5 в пазах 6 дисков с возможностью их радиального перемещения и поворота. Нижние кромки лопаток 4 посредством шарниров 7 соединены с тонким кольцом8,два диаметрально противоположных внутренних выступа 9 которого фиксируются стальными пружинами 10 и параллельно включенными элементами 11, одни концы которых зафиксированы на диске 1, а вторые упираются в выступы 9, уравнивая пружины 10, Лопатки 4 могут быть (фиг. 2) размещены в радиальных направляющих 12 дисков и связаны с кольцом 8 посредством гибких связей 13, например тонких тросов, огибающих шпильки 14, а для облегчения перемещения лопаток вверх служат пружины 15.

Вентилятор работает следующим образом.

В исходном состоянии при низкой температуре охлаждающего воздуха элементы

11 уравновешены пружинами 10, положение лопаток 4 наклонное (фиг, 1) или утопленные внутрь(фиг. 2), в данном положении лопаток вентиляторы обеспечивают минимальную производительность и лучшие акустические характеристики. При повышении температуры охлаждающего воздуха. например. эа счет увеличения нагрузки либо внешней температуры до величины, являющейся критической для одного из параллельных элементов 11 происходит ступенчатое изменение его формы в соответствии с заданной при предварительной обработке, чем достигается поворот кольца 8 и соответственно лопатки 4, либо перемещение лопатки 4 вверх (фиг. 2), что обеспечивает повышение производител ьности вентил ятора, При дальнейшем увеличении температуры управление перемещением лопаток осуществляется поочередно другими элементами 11, включенными параллельно и имеющими большую собственную деформацию в сравнении с первыми элементами

55 из группы привода. При снижении температуры продуваемого воздуха элементы с обратимой памятью формы поочередно приобретают первоначальную форму и под действием пружин 10 лопатки вентилятора занимают исходное положение, обеспечивая снижение его производительности и уровня шума.

Конкретные исполнения форм силовых элементов 11 и элементов связи их с лопатками могут быть различными, так кольцо 8, связывающее лопатки, рационально располагать в непосредственной близости к диску

1, а элементы 11 и пружины 10 с внешней стороны диска 1, Количество параллельно включенных элементов 11 выбирается исходя из требуемой точности ступенчатого регулирования производительности вентилятора.

Выполнение привода управления положением лопаток в виде параллельных элементов из материалов с обратимой памятью формы позволяет обеспечивать эффективное регулирование производительности вентилятора в зависимости от температуры продуваемого воздуха, т.е. непосредственно позволяет обеспечить автоматическую связь между режимом нагрузки, внешней температурой и уровнем шума, при этом устройство просто по исполнению и практически не требует увеличения габаритов.

Крепление лопаток вентилятора с воэможностью изменения угла их наклона и одновременно с изменением внешнего диаметра вентилятора расширяет возможности регулирования производительности вентилятора и позволяет достигнуть сниженных уровней шума в некритичных длительных режимах эксплуатации, что важно, например, для вентиляционных установок и для электрических машин, эксплуатируемых с запасом по мощности или с широким регулированием скорости вращения, а также при значительных колебаниях внешних температур воздуха.

Формула изобретения

Вентилятор электрической машины, содержащий ступицу с дисками и подвижно закрепленными лопатками, связанными с регулятором перемещения лопаток, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью уменьшения габаритов и расширения воэможностей автоматического регулирования интенсивности вентиляции, регулятор перемещения лопаток выполнен в виде параллельно включенных силовых элементов из материалов с обратимой памятью формы, связанных через переходные тяги с внутренними кромками лопаток, закрепленных с возможностью изменения угла атаки и радиального перемещения, 1670747 РоГ2

Составитель Л. Карцева

Редактор Н. Каменская Техред М.Моргентал Корректор A. Осауленко

Заказ 2755 Тираж 319 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Вентилятор электрической машины Вентилятор электрической машины Вентилятор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к капсульным гидрогенераторам

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике , точнее к закрытым электрическим машинам с переменной частотой 7 58 д 20 вращения

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к тяжелому электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей электрической машины, увеличить ее коэффициент полезного действия путем снижения потерь на вентиляцию

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры электрических машин, например тяговых электрических машин локомотивов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и средствам охлаждения асинхронных электрических машин с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей способа охлаждения вращающейся электрической машины с воздушным охлаждением и открытым охлаждающим контуром, в которой отфильтрованный механическим путем атмосферный воздух попадает через установленные по обеим сторонам вала ротора вентиляторы посредством охлаждающих каналов в статор, ротор и воздушный зазор машины, а затем снова отдается в атмосферу

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов
Наверх