Устройство защиты электродвигателя от повреждений при ненормальных режимах

 

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите электродвигателей . Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение быстродействия. При заклинивании ротора сигнал на выходах фильтров 4, 5 и пороговых элементов 6, 7 отсутствует, реле 13 времени через At Д tyi срабатывает и на выходе исполнительного органа является сигнал отключения выключателя. На индикаторе появляется сигнал Заклинивание ротора. При затяжном пуске фронт сигнала с выхода порогового элемента 6 производит сброс элемента 9 и реле 13 времени и установку элемента 10 в единичное состояние. Запускается реле 14 времени и если за время At Aty2 ротор не разгоняется до скорости, соответствующей частоте на выходе датчика f MB, где fB - частота настройки фильтра 5, то реле 14 времени срабатывает и выключатель 3 отключается. В случае успешного пуска сигнал с выхода порогового элемента 6 останавливает работу реле 13 времени и запускается реле 14 времени, а поступивший позднее сигнал с выхода порогового элемента 7 производит сброс памяти 10 Память и реле 14 времени. Сигнал на отключение двигателя при этом не подается, а счетчики 11 и 12 переключаются в нулевое состояние. В случае неполного опрокидывания двигателя ротор замедляет свое вращение , на выходе фильтра 5 и порогового элемента 7 появляется сигнал, что приводит к переключению счетчика 12 и появлению сигнала на вчыходе элемента И 17. Реле 15 времени срабатывает и через элемент ИЛИ 18 и исполнительный орган 19 воздействует на отключающую цепь выключателя 3. Если снижение частоты вращения ротора будет продолжаться и дальше, то фронт сигнала с выхода порогового элемента 6 переключит счетчик 11 в единичное состояние и сигнал, появившийся на выходе элемента И 16, мгновенно отключит выключатель 3. 4 ил. СО с о о ел 4 N N

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s Н 02 Н 7/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4730971/07 (22) 22.08.89 (46) 30.11.91, Бюл. М 44 (71) Павлодарский индустриальный институт (72) М. Я. Клецель, И, Н. Солодухин, А.В.Мэнуковский, А. Н. Новожилов, Н. П. Савонькин и В, П. Швецов (53) 621.316.925(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 543083, кл. Н 02 Н 7/08, опублик, 1977.

Авторское свидетельство СССР

М 1387093, кл. Н 02 Н 7/08, опублик. 1988. (54) УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ НЕ НОРМАЛЬНЫХ РЕЖИМАХ (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите электродвигателей. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и повышение быстродействия. При заклинивании ротора S = 1 сигнал на выходах фильтров 4, 5 и пороговых элементов 6, 7 отсутствует, реле 13 времени через At =

= Ь ty> срабатывает и на выходе исполнительного органа является сигнал отключения выключателя. На индикаторе появляется сигнал "Заклинивание ротора".

При затяжном пуске фронт сигнала с выхода порогового элемента 6 производит сброс элемента 9 и реле 13 времени и установку

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите электродвигателей.

Цель изобретения — повышение быстродействия и расширение функциональных возможностей устройства.

„„Я „„1695444 А1 элемента 10 в единичное состояние. Запускается реле 14 времени и если за время

At = At s ротор не разгоняется до скорости, соответствующей частоте на выходе датчика f > fs, где 4 — частота настройки фильтра

5, то реле 14 времени срабатывает и выключатель 3 отключается. В случае успешного пуска сигнал с выхода порогового элемента

6 останавливает работу реле 13 времени и запускается реле 14 времени, а поступивший позднее сигнал с выхода порогового элемента 7 производит сброс памяти 10»Память" и реле 14 времени, Сигнал на отключение двигателя при эТом не подается, а счетчики 11 и 12 переключаются в нулевое состояние. В случае неполного опрокидывания двигателя ротор замедляет свое вращение, на выходе фильтра 5 и порогового элемента 7 появляется сигнал, что приводит к переключению счетчика 12 и появлению сигнала на выходе элемента И 17. Реле 15 времени срабатывает и через элемент ИЛИ

18 и исполнительный орган 19 воздействует на отключающую цепь выключателя 3. Если снижение частоты вращения ротора будет продолжаться и дальше, то фронт сигнала с выхода порогового элемента 6 переключит счетчик 11 в единичное состояние и сигнал, появившийся на выходе элемента И 16, мгновенно отключит выключатель 3. 4 ил.

На фиг. 1 показана блок-схема устройства; нэ фиг. 2 — характеристики вращающего момента и моментов сопротивления вращения; на фиг. 3 — временные диаграм- мы сигналов на выходах пороговых элемен.тов и реакция на них устройства защиты в

1695444, .различных режимах работы двигателя; на

; фиг. 4 — временные диаграммы напряжений в характерных точках схемы (фиг. 1), Устройство содержит датчик 1 магнитного поля, встроенный в электродвигатель

2, который подключается к сети через выключатель 3, два полосно-пропускающих фильтра 4 и 5, два пороговых элемента 6 и

7, элемент 8 ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, два элемента 9 и 10 ПАМЯТЬ, два двоичных счетчика 11 и 12, три реле 13-15 времени, два элемента 16 и 17 И, элемент 18 ИЛИ„ исполнительный орган 19 и индикатор 20 вида ненормального режима. Входы обоих фильтров подсоединены к выходу датчика. выход каждого фильтра — ко входу порого, вого элемента, выход по рогового элемента 6 подключен ко входу сброса элемента 9

ПАМЯТЬ, счетному входу двоичного счетчи .. ка 11 и установочному входу элемента 10

ПАМЯТЬ, выход порогового элемента 7 — к счетному входудвоичного счетчика 12 и пер вому входу элемента 8 NCIOllO×ÀÞÙÅE

ИЛИ, второй вход последнего, вход сброса индикатора 20 вида ненормального режима и установочные входы обоих двоичных счет-. чиков и элемента 9 ПАМЯТЬ соединены между собой и подключены через нормально разомкнутый блок-контакт выключателя

3 к положительному полюсу блока питания логической части устройства, выход элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ подключен ко входу сброса элемента 9 ПАМЯТЬ, прямые выходы элементов 9 и 10 ПАМЯТЬ подключены соответственно к входам реле 13 и 14 времени, инверсные выходы этих элементов — к первым входам элементов 16 и 17 И, вторые входы последних — к выходам счетчиков 11 и 12, выход элемента 17 И подключен ко входу реле 15 времени, выход элемента 16 И и выходы реле времени подключены к информационным входам индикатора вида ненормального режима и одновременно — ко входам элемента 18

ИЛИ, выход последнего — ко входу исполнительного органа 19, который подключен к отключающей цепи выключателя 3, Фильтр 4 настроен на частоту зубцовой гармоники ротора при скольжении Яд =

0,95-0,9, а фильтр 5 — при скольжении О < Яц <

< 0,1-0,2.

Пороговые элементы 6 и 7 реагируют на огибающую амплитуды сигнала и выдают логическую единицу при величине огибающей; превышающей порог, В противном случае на их выходе сохраняется напряжение логического нуля, В устройстве применены элементы l1AIVIRTb и двоичные счетчики с прямым динамическим входом, Они воспринимают информацию только в момент поступления на вход импульса положительной полярности (срабатывают по фронтам импульсов).

Спады импульсов не вызывают изменения

5 их состояния, Реле 13 — 15 времени имеют уставки

Л ty t, Л tp и Л tya, где Л tyt — выдержка времени при отключении по причине заклинивания ротора, Л ty2 — при отключении за l0 тяжного пуска; а Л tyz- — при неполном опрокидывании ротора. Величины A ty1 зависят от конкретного типа двигателя, например, для А 02 — 41-4 Л ty< может быть взята равной 0,5 с, Aty2 = 4 с, втуз = 5 с. Индикатор

15 20 вида ненормального режима высвечивает и запоминает сигнал, поступивший на один из информационных входов первым и не реагирует на последующие, Гашение индикатора осуществляется положительным

20 импульсом, подаваемым на вход сброса.

Работу устройства защиты рассмотрим на примере электропривода вентилятора.

Кривые моментов сопротивления вращению при этом могут иметь вид, показанный

25 на фиг, 2. Кривая Мс>-соответствует изменению момента сопротивления в номинальном режиме работы вентиляторной установки, при этом двигатель легко разгоняется до номинальной скорости; Мср — по30 вышенному аэродинамическому сопротивлению тракта или встречному ветру; Мсз— закрытой заслонке, в последних случаях затягивается пуск двигателя или происходит его неполное опрокидывание; МС4 имеет ме35 сто в случае повышенного трения, например при разрушении подшипника вентилятора— при этом происходит опрокидывание двигателя. Попытка повторного пуска двигателя при Мс4 > Мдуск окажется безуспешной, бу40 дет иметь место заклинивание ротора.

При включении электродвигателя в сеть замыкающий блок-контакт выпрямителя 3 (фиг. 1) устанавливает счетчики 11, 12 и элемент 9 ПАМЯТЬ в единичное, в элемент 10

45 ПАМЯТЬ через элемент 8 ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ

ИЛИ вЂ” в нулевое состояние. Индикатор вида ненормального режима при этом гаснет и реле 13.и 15 времени запускаются на отсчет выдержки (см. фиг. 4, точки 21 — 36). Токи, 50 протекающие по лобовым частям обмотки статора, наводят в датчике 1 ЭДС, частота которой зависит от скольжения S по закону

f - (— +. 1) (1-S); где P — число пар полюсов

Р

55 машины, Zg количество зубцов ротора; fc— частота сети.

При заклинивании ротора S - -1 сигнал на выходах фильтров и пороговых элементов отсутствует (режим М 3 на фиг. 3 и 4), 40

50

55 реле 13 и 15 времени продолжают работу, через ht =- Лту на выходе исполнительного органа появляется сигнал отключения выключателя. Так как реле 13 срабатывает быстрее. чем реле 15, то на индикаторе вида повреждения высвечивается сигнал "Заклинивание ротора".

При-затяжном пуске (режим М 2, фиг. 3 и 4) фронт сигнала с выхода порогового элемента 6 производит сброс элемента 9 и реле

13 времени и установку элемента 10 в единичное состояние. Запускается реле 14 времени. Если за время Л t = Л tyz ротор не разгонится до скорости, соответствующей частоте на выходе датчика f > fg (где fg— частота настройки фильтра 5), то реле 14 времени доработает, выключатель 3 отключится, а на индикаторе вида ненормального режима высветится надпись "Затяжной пуск". В случае успешного пуска (режим N.

1, фиг. 3 и 4) сигнал с выхода порогового элемента 6 останавливает работу реле 13 времени и запускает.в работу реле 14, а поступающий позднее сигнал с выхода порогового элемента 7 производит сброс элемента 10 ПАМЯТЬ и реле 14 времени.

Сигнал на отключение двигателя при этом не подается, а счетчики 11 и 12 переключаются в нулевое состояние.

В случае неполного опрокидывания двигателя (режим N 4, фиг. 3 и 4).ротор замедляет свое вращение, например, до частоты, соответствующей точке 3 на фиг. 2, на выходе фильтра 5 и порогового элемента

7 опять появляется сигнал, что приводит к переключению счетчика 12 и появлению сигнала на выходе элемента 17 И. Реле 15 запускается и после отработки выдержки через элемент ИЛИ 18 и исполнительный орган 19 воздействует на отключающую цепь выключателя 3, На индикаторе 20 появится сообщение "Неполное опрокидывание".

Если снижение частоты вращения ротора будет продолжаться и дальше (режим М

5 на фиг. 4), то фронт сигнала с выхода порогового элемента 6 переключит счетчик

11 в единичное состояние и сигнал, появившийся на выходе элемента 16 И, мгновенно отключит выключатель 3, а на индикаторе 20 высветится сообщение "Опрокидывание двигателя".

Формула изобретения

Устройство защиты электродвигателя от повреждений при ненормальных режи5

35 мах, содержащее датчик, пороговый элемент, реле времени и выключатель, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения быстродействия, дополнительно введены два полосно-пропускающих фильтра, второй пороговый элемент, элемент ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, два элемента ПАМЯТЬ, два двоичных одноразрядных счетчика, два реле времени, два элемента И, элемент

ИЛИ, исполнительный орган и индикатор вида ненормального режима, причем входы обоих фильтров подключены к выходу датчика, выход каждого фильтра — к входу своего порогового элемента, выход первого порогового элемента подключен к входу сброса первого элемента ПАМЯТЬ, счетному входу первого двоичного счетчика и установочному входу второго элемента

ПАМЯТЬ; выход второго порогового элемента — к счетному, входу второго двоичного счетчика и первому входу элемента ИСКЛ ЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, второй вход последнего, вход сброса индикатора вида ненормального режима и установочные входы обоих двоичных счетчиков и первого элемента

ПАМЯТЬ соединены между собой и подключены к замыкающему блок-контакту выключателя, выход элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ

ИЛИ подключен к входу сброса второго элемента ПАМЯТЬ, прямые выходы первого и второго элементов ПАМЯТЬ подключены к входам соответственно первого и второго реле времени, их инверсные выходы — к первым входам первого и второго элементов И, вторые входы последних — к выходам своих двоичных счетчиков, выход второго элемента И подключен к входу третьего реле времени, выход первого элемента И и выходы реле времени подключены к своим информационным входам индикатора вида ненормального режима и одновременно к входам элемента ИЛИ, выход последнего подключен к входу исполнительного органа, а выход исполнительного органа — к отключающей цепи выключателя электродвигателя, при этом датчик выполнен в виде кольца из витков изолированного провода и закреплен внутри электродвигателя напротив лобовых частей статорной обмотки так, что центр кольца находится на продольной оси электродвигателя, а плоскость кольца перпендикулярна этой оси, первый фильтр настроен на частоту з бцовой гармоники при скольжении ротора 0,95-0.90, а второй— при 0,2 — 0,1.

1695444

1695444

1695444 "ъ «г

54 N 0ц Ь

Составитель С,Евдокимов

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Н,Король

Редактор Н.Горват

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4170 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4(5

Устройство защиты электродвигателя от повреждений при ненормальных режимах Устройство защиты электродвигателя от повреждений при ненормальных режимах Устройство защиты электродвигателя от повреждений при ненормальных режимах Устройство защиты электродвигателя от повреждений при ненормальных режимах Устройство защиты электродвигателя от повреждений при ненормальных режимах Устройство защиты электродвигателя от повреждений при ненормальных режимах 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к з.мес.гроюхмике и предназнзчено для защиты от псрсгр..- зок реверсивных механизмов с асинхронными электродвигателям -,, lie;;:-- изобретения - повышение эксплултаципьной надежности

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в схемах релейной защиты и автоматики

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в релейной защите трехфазных электроустановок и источников питания

Изобретение относится к электротехни ке, в частности к устройствам защиты Цель изобретения - повышение надежности защиты за счет реверсирования полярности напряжения возбуждения При достижении углом нагрузки значения 40 эл град сраба тывает схема совпадения 13 которая блоки рует запоминающее уггрпйпво 8 При этом двоично-десятичный код на первом входе ЦАП 19, соответствующий значению 90 эл град , не изменяется при

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты от коротких замыканий, а также дугового замыкания, для защиты асинхронных электродвигателей от опрокидывания, перегруза, затянувшегося или несостоявшегося пуска, в частности для защиты асинхронного электропривода шахтных машин и механизмов от аварийных токов

Изобретение относится к защите электрических машин, в частности трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике , в частности к управлению и защите электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к электротехнике , а именно к средствам защиты машин постоянного тока от перегрева и может найти применение в системах электроприг вода общепромышленных механизмов

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх