Устройство для испытания на трение и изнашивание сопряжений типа вал-втулка

 

Изобретение касается испытаний материалов на трение и изнашивание, применительно к сопряжением вал-втулка при возвратно-вращательном движении. Целью изобретения является повышение достоверности результатов испытания за счет устранения перекосов элементов узла испытания. В ходе испытания вала 5 и втулки 6 нагружение осуществляют через самоустанавливающийся промежуточный элемент 4. Момент трения и износ узла испытания регистрируют с помощью тензобалок 11 и 22 в процессе поворота обоймы 7 и обкатывания подшипника 20 по цилиндрической поверхности одного из плеч коромысла 18. Со вторым плечом взаимодействует тензобалка 22. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з G 01 и 3/56

ГОСУДАРСТВЕН Ый КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ действует тензобалка 22. 2 ил.

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4648929/28 (22) 09.02,89 (46) 15.12,91. Бюл. N. 46 (71) Институт машиноведения им.А.А. Благонравова (72) В,И,Клочихин и Ю.Н,Дроздов (53) 620.178.162 (0&8.8) (56) Заводская лаборатория, 1967, т. 33, гя 8, с. 1021-1022. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НА

ТРЕНИЕ И ИЗНАШИВАНИЕ СОПРЯЖЕНИЙ ТИПА ВАЛ-ВТУЛКА (57) Изобретение касается испытаний материалов на трение и изнашивание, примениИзобретение касается испытания материалов на трение и изнашивание, в частности, применительно к сопряжениям вал-втулка и цилиндрическим шарнирам при возвратно-вращательном движении.

Цель изобретения — повышение достоверности результатов испытания за счет устранения перекосов и колебаний элементов узла испытания.

На фиг. 1 представлено устройство для .испытания материалов на трение и изнашивание; на фиг, 2 - сечение А-А на фиг, 1, Устройство содержит станину 1, привод возвратно-вращательного движения 2, узел нагружения, выполненный в виде силового механизма 3 и промежуточного элемента 4, узел испытания, выполненный в виде вала 5 и втулки 6, обойму 7, подшипники 8, фиксатор 9 втулки 6, фиксатор 10 вала 5, узел измерения момента трения, выполненный в виде тензобалки 11 и упоров 12 с наконеч Ж 1698698 А1 тельно к сопряжением вал-втулка при возвратно-вращательном движении. Целью изобретения является повышение достоверности результатов испытания за счет устранения перекосов элементов узла испытания. В ходе испытания вала 5 и втулки 6 наг ружение осуществляют через самоустанавливающийся промежуточный элемент 4. Момент трения и износ узла испытания регистрируют с помощью тензобалок 11 и 22 в процессе поворота обоймы 7 и обкатывания подшипника 20 по цилиндрической поверхности одного из плеч коромысла 18. Со вторым плечом взаимониками 13. Цапфа 14 с кронштейном 15 установлена в направляющей 16 и имеет возможность фиксированного перемещения в ней с помощью фиксатора 17, Коромысло 18 установлено с возможностью поворота на оси 19. Механизм передачи перемещения выполнен в виде радиального подшипника качения 20, установленного с помощью оси

21 в обойме 7. Механизм преобразования перемещения выполнен в виде консольно закрепленной тензобалки 22 и стяжного элемента 23. Взаимодействующая с подшипником 20 поверхность плеча коромысла

18 выполнена по радиусу R - L + r, где 1.— расстояние между осями вала и подшипника 20, г — радиус внешнего кольца подшипника 20. Промежуточный элемент 4 выполнен в виде двухрядного . радиального подшипника качения или сферйческого шарнирного подшипника. Упоры 12 выполнены в виде стержней. Устройство снабже1

1698698

20

35

50 но регистрирующей аппаратурой (не показана) для измерения и записи момейта трения, износа и других параметров, Ось 21 в исходном положении находится в одной плоскости с валом 5 и приложенной нагрузкой Q; Предусмотрен вариант исполнения устройства, когда обойма 7 снабжена второй парой упоров 12, симметричных относительно линии действия нагрузки, и с ними взаимодействует вторая тензобалка 11, На балках 18 и 22 наклеены тензометрические датчики (не показаны), Устройство работает следующим образом.

Узел испытания устанавливается в рабочую обойму 7, при этом вал 5 опирается на две опоры — два подшипника 8 и крепится фиксатором 10 привода возвратно-вращательного движения 2, а втулка 6 фиксатором 9, установленным в рабочей обойме 7. Нагрузка Q прикладывается к обойме 7 через силовой механизм 3 и самоустанавливающийся промежуточный элемент 4, выполненный в виде двухрядного радиального подшипника качения или сферического шарнирного подшипника. После приложения к рабочей обойме 7 нагрузки Q и ее самоустановки относительно линии действия нагрузки к радиальному подшипнику 20, закрепленному по двухопорной 30 схеме на оси 21 в рабочей обойме 7, подводится в плотный контакт с ним плечо коромысла 18, поверхность которого выполнена по радиусу R, Цапфа 14 кронштейна 15,на которой консольно на оси 19 закреплено коромысло 18, фиксируется в направляющей 16 с помощью фиксатора 17, Другим своим плечом коромысло 18 связано через стяжной элемент 23 с тензобалкой 22, которая консольно крепится в. верхней части кронштейна 15. Для измерения момента трения в процессе эксперимента рабочая обойма 7 имеет возможность соприкасаться с тензобалкой 11 через два упора,расположенных с одной из сторон узла испытания соосно друг с другом по обе стороны тензобалки 11. Причем упоры 12 выполнены в виде стержней с наконечниками 13, взаимодействующими с тензобалкой 11.

При включении привода 2 возвратновращательного движения вал 5 начинает совершать колебательные движения относительно неподвижной втулки 6, жестко через фиксатор 9, связанной с обоймой 7, При фрикционном взаимодействии вала 5 с втулкой 6 обойма 7 начинает колебаться относительно линии действия нагрузки Q, тем самым передавая линейные деформации тензометрических датчиков, закрепленных на тензобалке 11 на регистрирующую аппаратуру, показывая величину изменения момента (коэффициента) трения. При трении имеется износ менее иэносостойкого материала, например втулки 6, в результате чего зазор в зоне трения увеличивается, в результате чего обойма 7 под действием нагрузки 0 имеет линейные перемещения, направленные по линии действия силового механизма 3, В результате такого смещения обойма 7 через подшипник 20 давит на плечо коромысла 18, имеющее вогнутую поверхность с радиусом В,.сдвигая ее вверх на величину смещения обоймы 7, одновременно сдвигая .вниз противоположное (относительно оси 19 кронштейна 15) плечо коромысла 18, Последнее тянет вниз стяжной элемент 23, а через него и тензобалку

22 с закрепленными на ней тенэометрическими датчиками, сигналы с которых также передаются на регистрирующую аппаратуру, показывая величину линейного износа материала.

Формула изобретения

Устройство для испытания на трение и изнашивание сопряжений типа вал-втулка, содержащее станину, предназначенную для установки на ней с помощью двух опор ис- пытуемого сопряжения вал-втулка, обойму, предназначенную для размещения в ней втулки испытуемого сопряжения, узел нагружения сопряжения, выполненный в виде силового механизма и и ромежуточного элемента, привод возвратно-вращательного перемещения вала, узел измерения момента трения, выполненный в виде консольно закрепленной на станине тенэобалки и закрепленного на обойме упора, и узел измерения износа, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что,. с целью повышения достоверности результатов, оно. снабжено вторым упором, закрепленным на обойме по другую сторону тензобалки относительно первого упора, закрепленной на станине направляющей, размещенной в ней с возможностью поступательного перемещения цапфой с кронштейном, коромыслом, установленным на кронштейне с возможностью поворота в плоскости, проходящей через продольную ось опор вала, механизмом передачи перемещения от обоймы к узлу измерения момента трения, выполненным в виде радиального подшипника качения, установленного с помощью двух дополнительных опор в обойме и взаимодействующего с поверхностью одного иэ плеч коромысла, механизм передачи перемещения от обоймы к узлу измерения износа, выполненный в виде установленного на втором плече коромысла стяжного элемента и консольно

1698698

Ц ие. Z

Составитель B,Äàíèëoâ

Редактор В,Фельдман Техред М.Моргентал КоРРектоР Т.Малец

Заказ 4388 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 закрепленной на кронштейне второй тензобалки, взаимодействующей свободным концом со стяжным элементом, поверхность первого плеча коромысла выполнена по радиусу R = L + r; где L — расстояние между 5 осями опор вала и радиального подшипника качения, r — радиус внешнего кольца этого подшипника, промежуточный элемент выполнен самоустанавливающимся, а упоры— в виде стержней с наконечниками, предназначенными для взаимодействия с первой тензобалкой,

Устройство для испытания на трение и изнашивание сопряжений типа вал-втулка Устройство для испытания на трение и изнашивание сопряжений типа вал-втулка Устройство для испытания на трение и изнашивание сопряжений типа вал-втулка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для испытаний и контроля на износоустойчивость электрического соединения

Изобретение относится к общему машиностроению , в частности к способам формирования износостойких поверхностей трения

Изобретение относится к исследованию физико-механических свойств материалов, в частности абразивного изнашивания материалов в запыленных потоках, и может быть использовано при проектировании воздуховодов и систем газоочистки

Изобретение относится к триботехническим испытаниям материалов при воздействии газоабразивной струи

Изобретение относится к испытаниям материалов на изнашивание применительА но к элементам почвообрабатывающих рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к испытаниям материалов на трение

Изобретение относится к испытаниям материалов, в частности к испытаниям материалов на износ

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх