Устройство для оценки мастерства вождения транспортных средств

 

Изобретение относится к средствам контроля и оценки мастерства вождения транспортных средств. Цель изобретения - расширение возможностей устройства и повышение качества оценки мастерства вождения транспортных средств. Устройство имеет переднее табло 1 световой индикации , которое содержит блок световых индикаторов положения рулевого колеса, два световых индикатора 8 и 9 положения педали акселератора, блок световых индикаторов команд. Устройство содержит также шестой и седьмой элементы И, третью группу командных выходов блока коммутации, два датчика положения педали акселератора . 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (! 9) (! !) (s!)s G 09 В 9/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

В

22

Puz.1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1622889 (21) 4778867/11 (22) 05,01.90 (46) 07.02.92. Бюл, N. 5 (72) Г.И.Котлов, В.В.Дмитриев, В.Н.Миронов.и В.А.Савченко (53) 681.3.071(088.8)(56) Авторское свидетельство СССР

М 16228ф9, кл. G 09 В 9/04, 21.02.89. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ МАСТЕРСТВА ВОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к средствам контроля и оценки мастерства вождения транспортных средств. Цель изобретения— расширение возможностей устройства и повышение качества оценки мастерства вождения транспортных средств, Устройство имеет переднее табло 1 световой индикации, которое содержит блок световых индикаторов положения рулевого колеса, два световых индикатора 8 и 9 положения педали акселератора, блок световых индикаторов команд. Устройство содержит также шестой и седьмой элементы И, третью группу командных выходов блока коммутации, два датчика положения педали акселератора. 3 ил.

1711223

Изобретение относится к средствам контроля и оценки мастерства вождения транспортных, средств и является усовершенствованием устройства по авт.св. М 1622889.

30

Цель изобретения — расширение возможностей устройства и повышение качества оценки мастерства вождения транспортных средств.

На фиг. 1 изображена схема расположения датчиков и переднего блока световой индикации в кабине автомобиля; на фиг. 2— схема расположения боковых табло световой индикации на автомобиле; на фиг. 3— структурная схема устройства, 1

Устройство для оценки мастерства вождения транспортных средств (фиг. 1) содержит установленное перед водителем s кабине автомобиля переднее табло 1 свето- . вой индикации, на котором размещены световые индикаторы; 2 — команд поворота автомобиля, 3 — положения рулевого колеса команд "Вперед" 4. "Стоп" 5, "Назад" 6, 4Ф

"Движение с постоянной скоростью 7 и два световых индикатора 8 и 9 положения педали акселератора, На педали 10 сцепления установлен магнит 11. образующий с магнитоуправляемым элементом 12 датчик выключения сцепления. На педали 13 тормоза закреплен магнит 14, образующий с магнитоуправляемым элементом 15 датчик включения тормоза. Магнит 16, установленный на педали 17 акселератора, образует. с магнитоуправляемыми элементами 18 и 19 датчик скорости. На рычаге 20 переключения передач закреплен магнит

21, который при перемещениях рычага образует с магнитоуправляемым элементом

22 датчик включения передачи заднего хода, а с магнитоуправляемыми элементами

23 — датчик включения передач переднего хода. На ключе 24 замка зажигания закреплей магнит 25, который образует с магнитоуправляемым элементом 26 датчик положения ключа зажигания. Магнитоуправляемые элементы 12, 15, 18, 19, 22, 23 и 26 формируют сигналы положения органов управления автомобилем., Магнитоуправляемые элементы 27, размещенные на педали 28, круглый диск 29 с магнитом 30, связанный со. ступицей обода

: рулевого колеса 31, образуют датчик положения рулевого колеса, который формирует сигналы ПБ=П5 и регистрирует, таким образом, угол поворота передних колес автомобиля.

На автомобиле 32 закреплены два боковых табло 33 и 34 световой индикации, которые расположены перед зеркалами 35 и

36 заднего вида. На боковых табло размещены световые индикаторы: команд "Bneред" 37, "Стоп" 38, команд поворота автомобиля направо 39 и налево 40, положения рулевого колеса 41 (фиг. 2).

Табло световой индикации представляют собой панели, на которых размещены электролампочки (светодиоды) и подсвечивающиеся трафареты для индикации команд "Стоп", "Вперед". "Назад" и "Движение с постоянной скоростью"

Регистратор положения транспортного средства (фиг. 3)-состоит из элементов 12, 15, 22, 23 и 27. В состав устройства также входят: блок 42 оценки положения органов управления, блок 43 коммутации. задатчик

44 программ, блок 45 регистрации нерегрузок, датчики 46 габаритов, датчики 47 вертикальных и 48 горизонтальных перегрузок, счетчики 49-52, блоки 53 и 54 сравнения, блок 55 выдержки времени, задающий генератор 56, сумматор 57, звуковой сигнализатор 58, цифровые индикаторы 59 и блок 60 питания.

Блок 42 оценки органов управления имеет информационные входы а, информационные выходы б, командные входы в и выход сигнала ошибок г. блок 43 коммутации содержит первую д, вторую е и третью и группы командных выходов, первую з и вторую ж группы информационных входов, программные входы к, выход сигналов временных интервалов л и информационные выходы м.

Выходы элементов 18 и 19 датчика скорости подключены е первым входам элементов И 61 и 62.Вторые входы элементов 61 и

62 соединены с одним из выходов третьей группы командных выходов и блока 43. На этом выходе формируется сигнал ДПС—

"Движение с постоянной скоростью", представляющий собой уровень логической единицы.

Выходы элементов 61 и 62 подключены к двум информационным входам а блока 42 и входам световых индикаторов 8 и 9 положения педали акселератора.

Выходы магнитоуправляемых элементов 27 соединены с соответствующими световыми индикаторами 3 и 41 положения рулевого колеса, входящими в состав блока световой индикации положения рулевого колеса 63.

Блок 64 световых индикаторов команд включает световые индикаторы; команд поворота автомобиля 2,39 и 40; команд "Вперед" 4 и 37; команд "Стоп" 5 и 38; команды

"Назад" 6; команды "Движение с постоянной скоростью" 7. Индикаторы 4, 37 и 6 подключены к соответствующим выходам второй группы командных выходов е Глох

1711223

43 коммутации. Индикаторы 2,39, 40,5 и 38 подключены к соответствующим выходам третьей группы командных выходов и бло* ка 43.

Работа элементов и блоков 10-15, 20- 5

31 и 42-60 осуществляется в той последовательности и в соответствии с теми же командами и сигналами, что и в известном устройстве для оценки мастерства вождения транспортных средств. 10

Устройство работает следующим обра-зом.

Перед началом проверки водителей на автомобиле устанавливаются датчики и таб-; ло индикации. Колеса автомобиля вывеши- 15 ваются (например, с помощью домкратов).

Для полноприводных автомобилей достаточно установить только передние колеса на опорные диски и выключить раздаточную коробку. 20

Таким образом, на неподвижном учебном автомобиле, оборудованном дополнительными устройствами, моМно моделировать деятельность водителя при управлении автомобилем. 25

В соответствии с программой, записанной в задатчике 44 программ, включаются определенные световые индикаторы команд 2,4-7, 37 — 40. Водитель выполняет эти команды, действуя соответствующими орга- 30 нами управления автомобилем, т.е. производит запуск двигателя, вращает рулевое колесо, переключает передачи, воздействует на педали. В конце каждого такта программы в блоках устройства произво- 35 дится, как и в известном устройстве,,сравнение записанных команд и ответных сигналов действий водителя. Результаты выполнения заданной программы отображаются на цифровых индикаторах 59, а 40 ошибки также регистрируются звуковым. сигнализатором 58.

При действии команды "Вперед" включается индикатор 4 и работают световые индикаторы переднего табло 1, а также све; 45 товые индикаторы 37 боковых табло 33 и 34.

По этой команде водитель производит соответствующую последовательность дейст-вий,органами управления. По команде

"Поворот", поступающей на блок 64 с выхо- 50 дов и блока 43, включается один из индикаторов 2, и водитель, вращая рулевым колесом, добивается включения на табло 1 . того. светового индикатора 3, который соответствует высветившейся команде на пово-. 55 рот.

При действии. команды "Назад" включается индикатор 6 и все световые команды отображаются на боковых табло 33 и 34; В этом случае водитель должен выполнить команды по управлению автомобилем, пользуясь зеркалами 35 и 36 заднего вида.

При действии команды "Стоп" включаются индикаторы 5 и 38.

Для проверки навыков водителя по поддержанию постоянной скорости автомобиля, координации его движений и действий педалью акселератора в устройстве формируется команда ДПС вЂ” "Движение с постоянной скоростью". В этом случае включается световой индикатор 7 и сигнал уровня логической единицы с выхода и блока 43 поступает на входы элементов И 61 и

62, давая таким образом разрешение на прохождение сигналов от элементов 18 и 19 в блок оценки положения органов 42 управ- ления и на световые индикаторы 8 и 9.

По команде ДПС, при одновременном выполнении заданных действий рулевым колесом, водитель должен ногой фиксировать одно определенное положение педали акселератора. Если положение педали будет изменяться, то под дейст вием магнита

16 замыкаются магнитоуправляемые элементы 18 и 19, и сигнал ошибки через элементы 61 и 62 поступает на световые индикаторы 8 или 9 и на входы элемента

ИЛИ блока 42 и регистрируется элементами

50 и 58 как ошибка. Звуковой сигнализатор

58 и световые индикаторы 8 и 9 предупреждают водителя об изменении заданного положения педали акселератора.

Введение в известное устройство новых элементов расширяет его возможности и повышает качество оценки мастерства вождения транспортных средств. Предлагаемое устройство позволяет. перед началом практического вождения оценить уровень сформированных навыков и умений водите-., ля по действию органами управления того же автомобиля, на котором он будет затем выполнять упражнение на атодроме. Подобная оценка уменьшает вероятность повреждения автомобиля и учебного оборудрвания автодрома вследствие недостаточного уровня управляющих действий водителя, а в процессе практического вождения позволяет достоверно определить причины его ошибочных действий.

Устанавливаемая инструктором временная последовательность и длительность задаваемых водителю команд по тактам программы, реальное оборудование рабочего места, а также необходимость пользования водителем всеми органами управления автбмобилем и имитаторами переднего и заднего вида позволяют оценить те действия водителя, которые являются основой техники управления автомобилем и должны бь ть освоены им до автоматизма.

1711223

37

Устройство позволяет программно имитировать перед водителем различные модели .дорожных ситуаций и оценивать быстроту и точность его действий при экстренной остановке, обгоне, появлении неожиданных препятствий, заносах и т.п.

Таким образом, в безопасных условиях (неподвижном автомобиле) можно прогнозировать и оценивать качество управляющих действий водителя, которые проявляются только в сложных ситуациях, требующих его быстрых и точных ответных реакций.

Введение в устройство-датчика скорости и соответствующих элементов световой индикации позволяет производить оценку комплексных действий водителя всеми органами управления автомобиля, в том числе и действий педалью акселератора. При этом исключается возможность облегчения водителем своих действий по вращению рулевого колеса за счет изменения заданного положения педали акселератора и увеличения оборотов двигателя, что при реальном двйжении автомобиля и прохрждении им поворотов не производится.

Кроме проверки и оценки действий водителя, предлагаемое устройство может быть использовано и как тренажер. В этом случае оно позволяет с заданным програм,мой темпом, пооперационно или комплексно отрабатывать технику действий водителем органами управления реального автомобиля. Результаты действий водителя (количество ошибок, моменты их совершеЛ ния и скорость выполнения заданий) отображаются на цифровых индикаторах и фиксируются звуковым сигнализатором.

5 Формула изобретения

Устройство для оценки мастерства вождения транспортных средств по авт.св. М 1622809, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения возможностей ус10 тройства и повышения качества оценки мастерства вождения, в него введены блок световых индикаторов положения рулевого колеса, два световых индикатора положения педали акселератора, блок световых ин15 дикаторов команд, шестой и седьмой элементы И, третья группа командных вьйодов блока коммутации.и два датчика положения педали акселератора, выходы которых подключены к первым входам шес20 того и седьмого элементов И, выходы которых соединены с индикаторами положения педали акселератора и с двумя информационными входами блока оценки положения органов управления, а вторые входы этих

25 элементов И соединены с одним из выходов третьей группы командных выходов блока коммутации, другие выходы которой соединены с соответствующими входами блока световых индикаторов команд, два входа ко30 торого подключены к второй группе командных выходов блока коммутации, первая. группа информационных входов которого подключена к блоку световых индикаторов положения рулевого колеса.. 1711223

3ь ) Фт" > Ч 4

Ф4 С 4 <4 СМ

Устройство для оценки мастерства вождения транспортных средств Устройство для оценки мастерства вождения транспортных средств Устройство для оценки мастерства вождения транспортных средств Устройство для оценки мастерства вождения транспортных средств Устройство для оценки мастерства вождения транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для тренировки водителей транспортных средств

Изобретение относится к обучающим устройствам и может найти применение, в частности, при профессиональной подготовке и проверке квалификации водителей

Изобретение относится к эксплуатации автотранспорта

Изобретение относится к тренажерам для обучения водителей транспортных средств

Изобретение относится к средствам контроля и оценки мастерства вождения транспортных средств, а точнее к средствам контроля и оценки мастерства вождения автомобиля на автодроме

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения водителей землеройных машин

Изобретение относится к тренажерам транспортных средств и может быть использовано при обучении и контроле деятельности операторов-водителей

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх