Способ пассивной оценки качества управления автомобилем

 

Изобретение относится к эксплуатации автотранспорта. Цель изобретения -уменьшение трудоемкости и стоимости оценки качества управления автомобилем. Для этого используется критерий в виде отношения суммарного износа тормозных колодок к пробегу за оцениваемый период, который сравнивают с нормативами, найденными экспериментально-статистическим путем для данных условий 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (м)з G 09 В 9/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4636989/11 (22) 05.11.88 (46) 30.05.91. Бюл. М 20 (71) Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт (72) B.À.Êîðíåâ и А.Г.Завалко (53) 629.113-59(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1376112, кл. G 07 С 5/08, 1988. (54) СПОСОБ ПАССИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

Изобретение относится к технике эксплуатации автотранспорта и может быть использовано для оценки качества вождения автомобилей.

Цель изобретения — уменьшение трудоемкости и стоимости оценки качества управления автомобилем.

Способ осуществляют следующим образом.

В момент i-го обслуживания автомобиля производят измерение толщины Я каждой тормозной накладки колес автомобиля. Измерения производят известными измерительными инструментами.

Затем с учетом толщины Si-1 каждой накладки при предыдущем, (i-1)-м, обслуживании вычисляют величину износа Ик каждой накладки за пробег Li между двумя 1-ми (I-1)-м техническими обслуживаниями:

Ик = Sl-1 — Яь

После этого рассчитывают удельный средний износ Иа накладок автомобиля на единицу пробега автомобиля:

„„Ж„„1652989 А1 (57) Изобретение относится к эксплуатации автотранспорта. Цель изобретения — уменьшение трудоемкости и стоимости оценки качества управления автомобилем.

Для этого используется критерий в виде отношения суммарного износа тормозных колодок к пробегу за оцениваемый период, который сравнивают с нормативами, найденными экспериментально-статистическим путем для данных условий, 1 табл. и

Иа= Ик, Ь k=1 где и — общее число тормозных накладок колес автомобиля, и производят сравнение фактического среднего удельного износа с нормативным значением, установленным для соответствующих условий работы экспериментальностатистическим методом. В случае превышения норматива делают заключение о низком качестве управления автомобилем.

Разность между фактическим удельным износом и его нормативным значением характеризует экономичность управления автомобилем, Чем ниже квалификация водителя, тем чаще он совершает неоправданно интенсивные и длительные торможения, При этом существенная часть кинетической энергии автомобиля, накопленной при разгоне за счет работы двигателя, используется нерационально(на совершение работы по преодолению сил трения в тормозных механизмах), что приводит к повышенным

1652989

Толщина тормозных накла ок, мм

Суммарный износ за пробег меж- ду двумя обслуживаниями Ис, мм

Износ накладки И», мм колеК при первом обслуживании Я«« при втором обслуживании S«

3,8

3,2

И ="« . И

k=«

3,7

3,3

3,5

Ис= 3,2+

+3,3+3,3 +

+3,1+ 3,6+

+3,5=20,2 мм

3,9

3,1

3,4

3,6

/ нагрузкам и износам деталей и узлов автомобиля, причем износ тормозных накладок пропорционален работе тормозных механизмов.

После обработки данных информацию о качестве вождения по каждому водителю передают начальникам автоколонн, которые организуют обучение водителей, имеющих низкую квалификацию.

Пример. При эксплуатации автомобиля, например, КамАЗ-5511 в условиях города с населением свыше 100 тыс, жителей, расположенного в местности со слабохолмистым и равнинным рельефом, и при управлении этим автомобилем водителем высокой квалификации средняя для всех накладок величина износа тормозных накладок на единицу пробега должна составить не более 1,2 мм/1000 км. Эта величина определена экспериментально-статистическим методом и является нормативным значением для указания условий работы автомобиля.

Выбирают подконтрольный автОмобиль

КамАЗ вЂ” 5511 с закрепленным водителем, эффективность вождения которого необходимо оценить. При очередном техническом обслуживании подконтрольного автомобиля (ТО-2) снимают колеса и ступицы с тормозными барабанами для контрольнорегулировочных, очистительных и смазочных работ согласно технологии обслуживания. При этом открывается свободный доступ к тормозным механизмам.

Производят измерение толщины всех тормозных накладок каждого из колес. Результаты измерения по одному автомобилю приведены в таблице.

Измерение толщины накладок производят стандартными средствами измерения с ценой деления не более 0,1 мм, например штангенциркулем, При расчете средних значений учитывают толщины верхней и нижней накладок по каждому колесу. Далее осуществляют расчет величины износа накладок за пробег между двумя последова5 тельными обслуживаниями, который составил, например, 4 = 1000 км. После этого определяют удельный износ тормозных накладок на единицу пробега И = Ис/«« =

20,2 мм/1000 км = 2,02 мм/1000 км.

10 Полученная величина удельного износа на единицу пробега значительно превышает указанный норматив, составляющий .

1,2 мм/1000 км, что свидетельствует о низком качестве управления автомобилем.

15 Использование предлагаемого способа позволяет осуществить контроль качества управления автомобилем на предприятиях общего пользования и организовать обучение водителей, имеющих низкую квалифи20 кацию, что, в сво«о очередь. способствует повышению ресурса автомобиля и его агрегатов, а также снижению расхода топлива.

Формула изобретения

Способ пассивной оценки качества управления автомобилем, заключающийся в измерении параметров, характеризующих интенсивность торможений и величину про30 бега, о т л и ч а «о шийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости и стоимости оценки качества управления автомобилем, при заменах тормозных накладок измеряют их фактический износ, находят отношение

35 суммарного износа замененных тормозных накладок к.пробегу автомобиля за оцениваемый период и сравнивают полученное отношение с нормативным для данных условий, установленным эксперименталь40 но-статистическим путем, и в случае превышения норматива делают заключение о низком качестве управления автомобилем.

1652989

Продолжение таблицы

Составитель С. Макаров

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М. Максимишинец

Редактор А. Огар

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1713 Тираж 294 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ пассивной оценки качества управления автомобилем Способ пассивной оценки качества управления автомобилем Способ пассивной оценки качества управления автомобилем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажерам для обучения водителей транспортных средств

Изобретение относится к средствам контроля и оценки мастерства вождения транспортных средств, а точнее к средствам контроля и оценки мастерства вождения автомобиля на автодроме

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения водителей землеройных машин

Изобретение относится к тренажерам транспортных средств и может быть использовано при обучении и контроле деятельности операторов-водителей

Изобретение относится к техническим средствам обучения, а именно к тренажерам транспортных средств

Изобретение относится к устройствам обучения и может найти применение в автомобильных и им подобных тренажерах при подготовке и проверке квалификации водителей

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению транспортных средств и может быть использовано для обучения управлению транспортными средствами при его боковом заносе и снижении устойчивости на скользких дорогах

Изобретение относится к техническим средствам моделирования и обучения управлению дорожным движением и может быть использовано для исследования режимов и характеристик движения транспортных средств на улично-дорожной сети в условиях светофорного регулирования

Изобретение относится к техническим средствам обучения и обеспечивает повышение надежности тренажера

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх