Способ определения коэффициента трения в цепных шарнирах

 

Изобретение относится к трибологии. Целью изобретения является повышение достоверности результата определения коэффициента трения. Исследуемый участок цепи закрепляют концами в неподвижный и ПОДВИЖНЫЙ в горизонтальном направлении шарниры так, чтобы цепь имела стрелу прогиба по вертикали. Прикладывают к цепи через подвижный шарнир и динамометр растягивающее усилие, величину которого вначале ступенчато уменьшают от значения, обеспечивающего минимальную стрелу прогиба цепи, а затем ступенчато увеличивают до достижения стрелой прогиба цепи минимального значения. Измеряют на каждой ступени изменения усилия его значения, а также соответствующие значения стрелы прогиба и перемещения подвижного конца по отношению к положению, соответствующему минимальной стреле прогиба. Производят усреднения на стадиях уменьшения и увеличения растягивающего усилия значений коэффициента трения, а результирующий коэффициент трения находят как среднее арифметическое полученных усредненных величин. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 G 01 N 19/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4806729/28 (22) 28.03.90 (46) 23.02.92. Бюл. М 7 (71) Харьковский политехнический институт им.В.И.Ленина (72) B.Ï.Àâðàìîå, В.B.Eïèôàíîâ и В.Н.

Трушкин (53) 620.178.16 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1460680, кл. G 01 N 19/02, 1989. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ В ЦЕПНЪ|Х ШАРНИРАХ (57) Изобретение относится к трибологии.

Целью изобретения является повышение достоверности результата определения коэффициента трения. Исследуемый участок цепи закрепляют концами в неподвижный и подвижный в горизонтальном направлении шарниры так, чтобы цепь имела стрелу проИзобретение относится к методам.оценки трибологических свойств, а именно коэффициента трения в подшипниковых узлах цепей.

Известен способ определения коэффициента трения в цепных шарнирах, заключающийся в том, что один конец:цeпи закрепляют неподвижно, а другой — с возможностью перемещения.в горизонтальном направлении так, чтобы цепь имела стрелу прогиба по вертикали, прикладывают к подвижному концу цепи горизонтальное растягивающее усилие, величину которого вначале ступенчатого уменьшают от значения, обеспечивающего минимальную стрелу прогиба цепи, а затем ступенчато увеличивают до достижения стрелой прогиба цепи.ЫХ 1714468 А1 гиба по вертикали. Прикладывают к цепи через подвижный шарнир и динамометр растягивающее усилие, величину которого вначале ступенчато уменьшают от значения, обеспечивающего минимальную стрелу прогиба цепи, а затем ступенчато увеличивают до достижения стрелой прогиба цепи минимального значения, Измеряют на каждой ступени изменения усилия его значения, а также соответствующие значения стрелы прогиба и перемещения подвижного конца по отношению к положению, соответствующему минимальной стреле прогиба.

Производят усреднения на.стадиях уменьшения и увеличения растягивающего усилия значений коэффициента трения, а результи- Я рующий коэффициент трения находят как среднее арифметическое полученных усредненных величин. 1 ил. минимального значения, измеряют на каждой ступени изменения усилия его значение и соответствующее значение стрелы прогиба и учитывают их приопределении коэффициента трения.

Недостатком известного способа является то, что при определении коэффициента трения не учитывается (не измеряется) перемещение подвижного конца цепи. Это снижает достоверность результата определения коэффициента трения.

Цель изобретения — повышение достоверности.

Согласно способу один конец цепи закрепляют неподвижно, а другой — с возможностью перемещения в горизонтальном направлении так, чтобы цепь имела стрелу

1714468

4Е,Т Ь -М п(8о-V>.1

12Е, ЕеТн >

25 где j u s — число ступеней разгружения и нагружения цепи; 30

Т»,Тм и h», Ьм — соответственно растягивающее усилие и стрелы прогиба цепи, соответствующие к-й ступени раэгружения и

m-й ступени нагружения;

4 — максимальное расстояние между 35 концами цепи;

n — число звеньев цепи;

r - радиус поверхности трения в шарнирах;

G — вес звена цепи; 40

V» и VM — перемещения подвижного конца цепи по отношению к положению; соответствующему минимальной стреле прогиба цепи для к-й ступени разгружения и m-й ступени нагружения; 45

«Х «1- — „ М-O5)l

l=1

A=1

Е2

На чертеже изображена схема реализации способа.

Баланс работ сил, действующий на 55 цепь, имеет вид — A.1, Ae» AT-O. (1) где Атя — работа сил трения во всех шарнирах цепи;

Аа — работа сил веса всех звеньев; прогиба по вертикали, прикладывают к подвижному концу цепи горизонтальное растягивающее усилие, величину которого вначале ступенчато уменьшают от значения, обеспечивающего минимальную стре- 5 лу прогиба цепи, а затем ступенчато увеличивают до достижения стрелой прогиба минимального значения, измеряют на каждой ступени изменения усилия его значение и соответствующее значение стрелы 10 прогиба и.учитывают их при определении коэффициента трения; Кроме того, на каждой ступени разгружения и нагружения цепи измеряют перемещение ее подвижного конца по отношению к положению, соответ- 15 ствующему минимальной стреле прогиба цепи, а коэффициент f трения определяют по формуле

З п (о- »1-4Е, T»h» к-1 2Е, БеТ»1

f =0,5

Ат — работа растягивающего усилия.

Верхний знак соответствует уменьшению растягивающего усилия, нижний — увеличению.

Иэ (1) следуют такие выражения для коэффициента трения

3 Оп 4-Н -4 Е1 Тк Ьк

12 Е1 Е2Тк r при уменьшении растягивающего усилия, 12Е1 Е2ТП1 г при увеличении растягивающего усилия.

Способ осуществляют следующим образом.

Исследуемый участок цепи 1 закрепляют концами в неподвижный 2 и подвижный

3 в горизонтальном направлении шарниры так, чтобы цепь имела стрелу прогиба по вертикали. Прикладывают к цепи. 1 через шарнир 3 и динамометр 4 растягивающее усилие, величину которого вначале ступенчато уменьшают от значения, обеспечивающего минимальную стрелу прогиба цепи 1, а затем ступенчато увеличивают до достижения стрелой прогиба цепи 1 минимального значения. Измеряют,на каждой ступени изменения усилия его значение, а также соответствующие значения стрелы прогиба и перемещения подвижного конца цепи 1 по отношению к положению, соответствующему минимальной стреле прогиба.

Производят усреднения на стадиях уменьшения и увеличения растягивающего усилия значений коэффициента трения, вычисленных по формулам соответственно (2)ut (3). Результирующий коэффициент трения находят как среднее арифметическое полученных усредненных величин.

Формула изобретения

Способ определения коэффициента трения в цепных шарнирах, заключающийся в том, что один конец цепи закрепляют неподвижно, а другой — с возможностью перемещения в горизонтальном направлении так, чтобы цепь имела стрелу прогиба по вертикали, прикладывают к подвижному концу цепи горизонтальное растягцвающее усилие, величину которого вначале ступенчато уменьшают до значения, обеспечивающего минимальную стрелу прогиба цепи, а затем ступенчато увеличивают до достижения стрелой прогиба цепи минимального значения, измеряют на каждой ступени изменения усилия его значение и соответствующее значение стрелы прогиба и учитывают их при определении коэффициента трения, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности. на каждой ступени разгружения и нагружения цепи изме1714468

4Е,Т 6 -SGn(g у,„)

+,.((йЕ, Е Т,„v

E>—

15 где J u s — число ступеней разгружения и нагружения;

Т», Тл) и и», h — соответственно растягивающие усилия и стрелы прогиба цепи, со20 п — 1

Ez

Составитель B.Аврамов

Техред М.Моргентал Корректор Э.Лончакова

Редактор И.Шулла

Заказ 687 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ряют перемещение ее подвйжного конца по отношению к положению, соответствующему минимальной стреле прогиба цепи, а коэффициент 1 трения определяют по формуле

35 и (о - У к) - Ф Е, Т» h ) к- «2Е Е Тк

f -0,5

Ф

) л ответствующие к-й ступени разгружения и

m-й ступени нагружения;

4 — максимальное расстояние между концами цепи;

5 n — число звеньев цепи; г — радиус поверхности трения в шарнирах;

G — вес звена в цепи;

V» и Ча - перемещения подвижного кон10 ца цепи nd отношению к положению, соответствующему минимальной стреле прогиба цепи для к-й ступени разгружения и m-й ступени нагружения;

Способ определения коэффициента трения в цепных шарнирах Способ определения коэффициента трения в цепных шарнирах Способ определения коэффициента трения в цепных шарнирах 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике испытаний материалов на трение и износ для определения коэффициента трения преимущественно поверхности с покрытием без разрушения последнего

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к приборам для контроля состояния дорог

Изобретение относится к исследованиям взаимодействия материалов с газовым потоком

Изобретение относится к исследованию механических характеристик эластичных материалов и может быть использовано в машиностроении и приборостроении

Изобретение относится к области трибологии

Изобретение относится к технике измерений коэффициента трения и может быть использовано при исследованиях коэффициентов трения в контакте заклинивающихся тел механизмов свободного хода

Изобретение относится к методам определения силы трения материалов

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх