Способ контроля вписывания обводов агрегатов типа механизации в обводы несущего агрегата

 

Изобретение относится к контрольно - измерительной технике и может быть использовано при производстве летательных аппаратов. Цель изобретения - расширение технологических возможностей и повышение производительности процесса контроля вписывания обводов агрегатов типа механизации крыла летательного аппарата в обводы несущего агрегата. На внешний обвод вписываемого агрегата механизации крыла, например предкрылка 4, наносят дополнительную опорную точку 5 в каждом контролируемом сечении, определяют теоретические размеры между основными 2, 3 и дополнительной 5 опорными точками по линии контура обводов несущего 1 и вписываемого 4 агрегатов. Охватывают вписываемый агрегат 4 совместно с частью несущего агрегата 1 гибкой связью 6 с отсчетными устройствами 7, закрепляя ее в опорных точках 2, 3, 5, и по отклонениям действительных размеров l1, l2 между опорными точками 2 и 5, 3 и 5 от теоретических L1,L2 определяют вписывание агрегата 4. 1 ил.

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и может быть использовано, в частности, для контроля вписывания обводов секций предкрылков, закрылков, элеронов и др. в обводы несущего крыла при сборке летательных аппаратов. Известен способ контроля вписывания агрегатов типа механизации крыла летательного аппарата, в обводы несущего агрегата с использованием эквидистантных шаблонов, изложенный в книге "Технология самолетостроения" под ред. проф. Абибова А.Л. М. Машиностроение, 1982, с. 377-378. По этому способу с помощью подъемно-транспортных средств устанавливают эквидистантный шаблон с базой на опорные точки в каждом контролируемом сечении. Затем с помощью регулировочных элементов добиваются вписывания обводов агрегатов механизации в обводы несущего агрегата, измеряя при этом зазоры между эквидистантным шаблоном и вписываемым агрегатом коническим щупом или специальным измерительным приспособлением. Недостатками способа является низкая производительность процесса контроля и большая металлоемкость контрольных средств. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому решению является способ по авт. св. N 34765. По этому способу устанавливают на концах измеряемой трубы неподвижные упоры, между которыми на определенной высоте, в зависимости от разности диаметров концов трубы, натягивают по прямой линии гибкое тело, например металлическую ленту, с базой, от которого производят измерения отклонений от прямолинейности контролируемой образующей трубы с помощью измерительной линейки, соединенной с ползуном, перемещаемым по гибкому телу. Недостатками указанного способа являются невозможность осуществления контроля криволинейность образующих обводов изделий и низкая производительность процесса контроля. Целью изобретения является расширение технологических возможностей и повышение производительности контроля вписывания агрегатов. Указанная цель достигается тем, что гибкую связь закрепляют между опорными точками в дополнительной опорной точке, нанесенной на вписываемом агрегате, охватывая вписываемый агрегат совместно с несущим агрегатом, при этом измеряют расстояния по контуру агрегатов вдоль гибкой связи от опорных точек до дополнительной опорной точки и по отклонениям их от теоретических значений определяют вписывание агрегата. На чертеже показана принципиальная схема контроля вписывания обводов секции предкрылка в обводы несущего крыла в сечении. Способ осуществляют следующим образом. На математической модели или теоретическом плазе контролируемого сечения на линии внешнего контура несущего агрегата крыла 1 задают базовые опорные точки 2 и 3, а на линии внешнего контура вписываемого агрегата типа механизации крыла, например секции предкрылка 4, задают одну дополнительную опорную точку 5. При этом секция предкрылка 4 расположена в строительной плоскости крыла в убранном положении относительно несущего крыла 1 с заданным равномерным зазором h между ними. Измеряют теоретические расстояния L1 и L2 между базовыми 2, 3 и дополнительной 5 опорными точками по кривым образующим линиям совместного контура сечения несущего крыла 1 и с секции вписываемого предкрылка 4. Переносят базовые 2, 3 и дополнительную 5 опорные точки соответственно на несущее крыло 1 и вписываемую секцию предкрылка 4 по кондукторам стапелей их сборки, выполненным с координатами, согласованными с теоретическими плазмами агрегатов. При этом вписываемая секция предкрылка 4 должна быть расположена в том же убранном положении относительно несущего крыла 1. Охватывают с двух сторон несущее крыло 1 совместно с вписываемой секцией предкрылка 4 гибкой нерастяжимой связью 6, например измерительной лентой с тарированным натяжением Р 3 Н, с встроенными в нее отсчетными устройствами 7, расположенными с обеих сторон агрегатов. Закрепляют гибкую связь 6 в базовых 2, 3 и дополнительной 5 опорных точках на несущем крыле 1 и вписываемой секции предкрылка 4. При этом отсчетные устройства 7 имеют заданные, фиксированные в процессе измерений положения относительно базовых опорных точек 2 и 3. В качестве отсчетных устройств 7 могут быть использованы, например, пластинчатые устройства цифровой индикации, выполненные по схеме растрового измерителя перемещений нониусного типа на базе применения ленточного индуктосина. По отсчетным устройствам 7 фиксируют в памяти ЭВМ 8 величины двух измеренных теоретических расстояний L1 и L2 между каждой из основных 2, 3 и дополнительной 5 опорными точками. Измеряют действительные расстояния L1 l1 и L2 l2 между теми же опорными точками 2, 3, 5 по общему контуру несущего крыла 1 и вписываемой секции предкрылка 4 вдоль гибкой связи 6, которые также фиксируются в памяти ЭВМ 8 и сравниваются с теоретическими значениями расстояний L1 и L2. Результаты отображаются на дисплее 9. По величине отклонений l1 и l2 двух действительных расстояний от теоретических делают выводы о направлении и величине требуемых перемещений секции предкрылка 4 с помощью его регулировочных элементов, т.е. о его вписывании в общие теоретические обводы несущего крыла 1.

Формула изобретения

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ВПИСЫВАНИЯ ОБВОДОВ АГРЕГАТОВ ТИПА МЕХАНИЗАЦИИ В ОБВОДЫ НЕСУЩЕГО АГРЕГАТА, преимущественно крыла летательного аппарата, заключающийся в том, что на поверхности несущего агрегата в контролируемых сечениях в опорных точках закрепляют гибкую связь с измерительными устройствами и проводят измерения, результаты которых сравнивают с теоретическими значениями, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей и повышения производительности, гибкую связь закрепляют между опорными точками в дополнительной опорной точке, нанесенной на вписываемом агрегате, охватывая вписываемый агрегат совместно с несущим агрегатом, при этом измеряют расстояния по контуру агрегатов вдоль гибкой связи от опорных точек до дополнительной опорной точки и по отклонениям их от теоретических значений определяют вписывание агрегата.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству летательных аппаратов и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к строительству, реконструкции и техническому переустройству сооружений ангарного типа

Изобретение относится к очистке щетками, может быть использовано для очистки криволинейных поверхностей транспортных средств и направлено на повышение качества очистки

Изобретение относится к производству авиационной техники, а именно к сборке агрегатов планера самолета

Изобретение относится к конструкциям сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к монтажу сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к способам изготовления несущих винтов вертолетов

Изобретение относится к технологии авиастроения и касается разработки способов сборки фюзеляжа самолетов

Изобретение относится к авиации и касается устройств наземного электроснабжения летательных аппаратов

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях машиностроения, производящих сложные объемные агрегаты

Изобретение относится к машиностроению преимущественно для закрепления навесных конструкций, например, панелей солнечных батарей, антенн и т.п., расположенных на спутнике статически определяемой системой связей
Изобретение относится к области авиации и касается ремонта летательных аппаратов

Изобретение относится к способам сборки крыла летательных аппаратов и может быть использовано в самолетостроении
Наверх