Коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств, в частности мотоциклов . Цель изобретения - расширение кинематическйх возможностей коробки 6. vпередач . Коробка передач транспортного средства содержит первичный вал I, вторичный вал, 2 промежуточный вал 3 и четыре ряда шестерен . Первая двусторонняя кулачковая шестерня 4 установлена во втором ряду на первичном валу 1, а вторая шестерня 5-в третьем ряду на промежуточном валу 3 с возможностью осевого перемещения. Шестерня 4 взаимодействует с помощью кулачков с шестернями 6 и 7, а шестерня 5 - с шестернями 8 и 9, установленными на валах с возможностью вращения. Шестерня 10 жестко установлена в первом ряду на промежуточном валу. Шестерня 11 вторичного вала 2 смонтирована i на нем с возможностью осевого перемещения и взаимодействует через кулачки с шестерней 7. 1 ил. # СО С

(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)s В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ р !

Ж

l 4

ЬЭ

С)

О

О Э (21) 4835506/11 (22) 07.06.90 (46) 23.03.92, Бюл. М 11 (71) Производственное объединение "И)КМАШ" им. Д. Ф. Устинова (72) А. В. Ефанов и В.Н.Таламанов (53) 629.113(088.8) (56) Писарев Г. Л. Устройство, эксплуатация и ремонт ижевских мотоциклов, Ижевск, 1974, с. 61. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств, в частности мотоциклов. Цель изобретения — расширение кинематических возможностей коробки передач. Коробка передач транспортного средства содержит первичный вал 1, вторичный вал, 2 промежуточный вал 3 и четыре ряда шестерен. Первая двусторонняя кулачковая шестерня 4 установлена во втором ряду на первичном валу 1, а вторая шестерня 5 — в третьем ряду на промежуточном валу 3 с возможностью осевого перемещения. Шестерня 4 взаимодействует с помощью кулачков с шестернями 6 и 7, а шестерня 5 — с шестернями 8 и 9, установленными на валах с возможностью вращения. Шестерня 10 жестко установлена в первом ряду на промежуточном валу. Шестерня 11 вторичного вала 2 смонтирована на нем с возможностью осевого перемещения и взаимодействует через кулачки с шестерней 7. 1 ил.

1720902

Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств, в частности мотоциклов.

Известны шестиступенчатые коробки передач, содержащие первичный вал, соосно установленный с ним вторичный вал, промежуточный вал, четыре ряда шестерен постоянного зацепления, установленных на этих валах, и кулачковую муфту, установленную на выходном валу с возможностью перемещения, предназначенную для связи соседних шестерен, установленных с возможностью вращения с выходным валом.

Недостатками таких коробок передач являются сложность и увеличенный осевой габарит из-за наличия кулачковой муфты; практическая невозможность использования всех шести ступеней при четырех рядах из-за невозможности получения нужного ряда передаточных отношений (для приемлемой динамики транспортного средства на практике используется только пять ступеней).

Известна также коробка передач, содержащая первичный вал, соосно установленный с ним вторичный вал, промежуточный вал и четыре ряда шестерен постоянного зацепления установленные на этих валах:, при этом одна из двух шестерен выполнена двусторонней кулачковой и установлена с возможностью осевого перемещения на первичном валу,-другая - — на промежуточном. Обе шестерни взаимодействуют своими кулачками с кулачками двух соседних шестерен, установленных на валах с возможностью вращения. Оставшиеся две шестерни установленны жестко на входном и выходном валах, Недостатком такой коробки передач является ее ограниченная кинематическая возможность: такая коробка реализует только четыре ступени.

Цель изобретения — расширение кинематических возможностей. указанная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства, содержащей первичный вал, соосно установленный с ним вторичный вал, промежуточный вал и четыре ряда шестерен постоянного зацепления, установленные на этих валах, две двусторонние кулачковые шестерни, первая из которых установлена на первичном, вторая — на промежуточном валах с возможностью осевого перемещения, при этом обе шестерни взаимодействуют своими кулачками двух соседних шестерен, установленных на валах с возможностью вращения, причем одна из оставшихся двух шестерен жестко установлена на своем валу, первая двусторонняя кулачковая шестерня установлена во

55 втором ряду, вторая — в третьем на указанных валах, при этом шестерня, установленная жестко, расположена в первом ряду на промежуточном валу, а шестерня вторичного вала установлена на нем с возможностью осевого перемещения и взаимодействия своими кулачками с кулачками шестерни третьего ряда, установленной с возможностью вращения на первичном валу.

На чертеже приведена кинематическая схема коробки передач.

Коробка передач транспортного средства содержит первичный 1, вторичный 2 и . промежуточный 3 валы и четыре ряда шестерен, установленных на этих валах. Две двусторонние кулачковые шестерни 4 и 5 установлены сответственно во втором ряду на первичном валу и в третьем ряду на промежуточном валу с возможностью осевого перемещения.

Шестерня 4 взаимодействует своими кулачками с кулачками шестерен 6 и 7, а шестерня 5 — с кулачками шестерен 8 и 9, установленных на валах с возможностью вращения. Шестерня 10 жестко установлена на промежуточном валу 3 и расположена в первом ряду.

Шестерня 11 вторичного вала 3 установлена на нем с возможностью осевого перемещения и взаимодействия своими кулачками с кулачками шестерни 7.

Коробка передач работает следующим образом.

1 передача. Шестерня 4 из нейтрального положения перемещается влево и через кулачки смыкается с шестерней 6, а шестерня 5 из нейтрального положения перемещается вправо и через кулачки смыкается с шестерней 9. В результате вращающий момент передается с первичного вала 1 и на вторичный вал 2 через зубчатые пары 6-10 и 9-11.

II передача. Шестерня 4 остается в левом положении, Шестерня 5 из правого положения возвращается в нейтральное, после чего шестерня 11 из нейтрального положения перемещается влево и через кулачки смыкается с шестерней 7. В результате вращающий момент передается с первичного вала 1 на вторичный вал 2 через зубчатые пары 6-10 и 5-7.

lll передача. Шестерня 11 из.левого положения возвращается в нейтральное.

Шестерня 4 из левого положения через нейтральное перемещается вправо и через кулачки смыкается с шестерней 7, после чего шестерня 5 из нейтрального положения перемещается вправо и через кулачки смыкается с шестерней 9. В результате вращающий момент передается с первичного вала

1720902 транспортного средства, тем самым сокращается расход топлива на 10 .

40

50

Составитель О. Мозжерин

Редактор А. Козориз Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М. Демчик

Заказ 919 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

1 на вторичный вал 2 через зубчатые пары

7-5 и 9-11.

lY передача. Шестерня 4 из правого положения возвращается в нейтральное, после чего шестерня 5 из правого положения через нейтральное перемещается влево и через кулачки смыкается с шестерней 8. Шестерня 11 из нейтрального положения перемещается влево и через кулачки смыкается с шестерней 7. Вращающий момент передается с первичного вала 1 на вторичный вал 2 через зубчатые пары 4-8 и 5-7.

Y передача (прямая). Шестерня 5 из левого положения возвращается в нейтральное. после этого шестерня 4. из нейтрального положения перемещается вправо и через кулачки смыкается с шестерней 7, при этом шестерня 11 находится в левом положении. В результате вращающий момент с первичного вала 1 непосредственно передается на вторичный вал 2.

Переключение "Вниз" обеспечивается в обратном порядке, изложенном выше.

Использование изобретения позволит увеличить кинематические возможности, т,е. вместо четырех ступеней коробки передач получить пять при том же количестве валов и шестерен.

Кроме того, при увеличении на одну ступень в коробке передач улучшается характеристика работы двигателя и динамика

Формула изобретения

5 Коробка передач транспортного средства, содержащая первичный вал, соосно установленный с ним вторичный вал, промежуточный вал и четыре ряда шестерен постоянного зацепления, установленные на

10 этих валах, две двусторонние кулачковые шестерни, первая из которых установлена . на первичном, вторая.— на промежуточном валах, с возможностью осевого перемещения, при этом обе шестерни взаимодейст15 вуютсвоими кулачками с кулачками двух соседних шестерен, установленных на валах с возможностью вращения, причем одна из оставшихся двух шестерен жестко установлена на своем валу, отличающаяся

20 тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, первая двусторонняя кулачковая шестерня установлена во втором ряду, вторая — в третьем на упомянутых валах, при этом шестерня, установленная

25 жестко, расположена в первом ряду на промежуточном валу, а шестерня вторичного вала установлена на нем с возможностью осевого перемещения и взаимодействия своими кулачками с кулачками шестерни

30 третьего ряда, установленной с возможностью вращения на первичном валу,

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к унифицированным трансмиссиям самоходных сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым в конструкциях самоходных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к транспортным средст* вам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым для изменения скорости :движения самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемых на таких транспортных средствах, как,тракторы.комбайны, бульдозеры, погрузчики и подобные самоходные машины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх