Способ определения вертикальной координаты центра масс транспортного средства относительно опорной горизонтальной поверхности

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 M 17/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4823337/11 (22) 11.04,90 (46) 23.03.92. Бюл. М 11 (71) Московский автомеханический институт (72) И.В.Балабин, О.И.Балабин и Д.И.Верещак (53) 629.113 (088.8) (56) Методика определения координат центра масс легкового автомобиля, РД 37.052.20789, Н ИЦИАМТ, Московская обл., r. Дмитров. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬН О Й КООРДИНАТЫ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА МАСС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

ОТНОСИТЕЛЬНО ОПОРНОЙ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при испытании и исследовании транспортных средств, для которых необходимо знание координаты его центра тяжести. Цель изобретения — повышение

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при испытании и исследовании транспортных средств, для которых необходимо знание координаты его центра масс.

Известен способ определения вертикальной координаты центра масс транспортного средства, заключающийся в том, что измеряют вертикальную нагрузку на заднюю (переднюю) ось транспортного средства при фиксированной передней (задней) оси транспортного средства при горизонтальном его расположении, а также при поднятии задней (передней) оси на минимальный угол 15, а затем определяют

„„ Ы„„1721461 А1 точности определения вертикальной координаты положения центра масс транспортного средства. Способ не связан с блокировкой элементов подвески и заклю.чается в том, что при фиксированной передней оси заднюю ось транспортного средства поднимают и опускают на величину, составляющую половину заданного угла, измеряя при этом нагрузку на его перемещаемую ось, подставляя полученные данные в формулу: hz- =1/2(L/19 а/2(G)

Gz)/G)1, где 61 — нагрузка транспортного средства на заднюю ось при ее поднятии на угол а /2, Gz — нагрузка транспортного средства на заднюю ось при ее опускании на угол а /2, hz — вертикальная координата положения центра тяжести транспортного средства, — база транспортного средства (мм), 6 — масса транспортного средства. 3 ил. вертикальную координату положения центра масс транспортного средства по формуле (Gi — 6

h —

Ъ с9а G где hz — вертикальная координата положения центра масс транспортного средства, мм;

G; G1 — вертикальные нагрузки транспортного средства на заднюю ось, соответственно при его горизонтальном расположении и при поднятии его относительно горизонтальной плоскости на минимал ьн ый угол а = 15, Н;

G — вес транспортного средства, Н;

i — база транспортного средства, мм, 1721461

По известному способу определения вертикальной координаты положения центра масс транспортного средства осуществляют измерение вертикальной нагрузки транспортного средства на его заднюю ось 5 при горизонтальном расположении и при поднятии ее на минимальный угол 15 относительно горизонтальной плоскости. По разности этих нагрузок, вызванных перераспределением масс транспортного сред- 10 ства, определяют вертикальную координату положения центра масс транспортного средства.

Однако при поднятии оси транспортного средства на минимальный угол 15 элемен- 15 ты подвески приходится блокировать ввиду их податливости для достижения соответствующей жесткости подвески транспортного средства, что связано с большими трудозатратами, связанными с необходимостью из готовления специальной блокирующей оснастки для каждой модели транспортного средства, которая к тому же не в состоянии осуществить полное блокирование упругих элементов подвески, что снижает точность измерения.

Цель изобретения — повышение точности определения вертикальной координаты центра масс транспортного средства, а так>ке снижение трудозатрат и упрощение способа определения вертикальной координаты положения центра масс транспортного средства.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу определения вертикальной координаты положения центра масс транспортного средства, заключающемуся в том, что фиксируют переднюю ось транспортного средства, задают угол поднятия задней оси, поднимают ее относительно горизонтальной плоскости на заданный угол и измеряют вертикальную нагрузку на заднюю ось, последнюю опускают относительно горизонтальной плоскости и дополнительно измеряют вертикальную нагрузку на эту ось, измерение вертикальной нагрузки на заднюю ось производят при поднятии и опускании задней оси на угол, равный половине заданного, вертикальную координату положения центра масс транспортного средства определяют в соответствии с зависимостью

1 L G1 — G2

"z—

2 а G 2 где hz — вертикальная координата центра масс транспортного средства относительно опорной горизонтальной плоскости;

6>, Gz — вертикальная нагрузка на заднюю ось от массы транспортного средства

55 соответственно в крайних верхнем и нижнем положениях задней оси;

G — вес транспортного средства;

1 — база транспортного средства; а — суммарный угол поворота транспортного средства в продольной вертикальной плоскости в прямом и обратном направлениях относительно опорной горизонтальной плоскости, На фиг. 1 изображена схема устройства для реализации предлагаемого способа; на фиг. 2 — схема поднятия транспортного средства относительно горизонтальной плоскости на половину заданного угла; на фиг. 3 — схема опускания транспортного средства относительно горизонтальной плоскости на половину заданного угла.

Транспортное средство 1 (фиг,1) размещают таким образом, что его заднюю ось 2 при неподвижной передней оси 3, находящуюся на опорной площадке 4, поднимают с помощью подъемного устройства относительно горизонтальной плоскости 0-0 на угол 7,5, при этом вертикальную нагрузку на эту ось определяют с помощью измерительной аппаратуры 5 (например, циферблатные рычажные весы), а затем опускают с помощью такого же устройства относительно горизонтальной плоскости 0-0 на угол

7,5 и измеряют вертикальную нагрузку транспортного средства на заднюю ось с помощью той же аппаратуры.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

Вначале определяют на горизонтальной площадке вертикальную нагрузку транспортного средства 1 на переднюю 3 и заднюю 2 оси (фиг.1). Затем определяют горизонтальную координату положения центра масс транспортного средства с помощью формулы

G 1 а— + И где а — горизонтальная координата положения центра масс транспортного средства;

G, G — вертикальные нагрузки трансI П портного средства соответственно на переднюю и заднюю оси при горизонтальном расположении транспортного средства;

L — база транспортного средства.

Далее фиксируют переднюю ось транспортного средства, а заднюю приподнимают относительно горизонтальной плоскости на угол 7,5, а затем опускают на тот же угол, при этом достигается значение минимального угла 15 в соответствии со стандартами, С помощью измерительной аппаратуры определяют вертикальную нагрузку на заднюю ось транспортного средства 1 на

1721461 опорную площадку 4 при ее перемещениях относительно горизонтальной плоскости.

Измеренные вертикальные нагрузки подставляются в формулу для определения вертикальной координаты центра масс 5 транспортного средства:

1 1 61 — 62

2 а G тц—

Таким образом, использование предла- 10 гаемого способа определения вертикальной координаты центра масс транспортного средства обеспечивает повышение точности определения вертикальной координаты центра масс транспортного средства и рез- 15 ко снижает трудозатраты, связанные с блокировкой элементов подвески транспортного средства.

Формула изобретения 20

Способ определения вертикальной ко-. ординаты центра масс транспортного средства относительно опорной горизонтальной поверхности, заключающийся в том, что фиксируют переднюю ось транспортного 25 средства, поворачивают транспортное средство в продольной вертикальной пло0 скости на угол, меньший 90, относительно опорной горизонтальной плоскости и в крайнем верхнем положении задней оси из- 30 меряют вертикальную нагрузку на эту ось от массы транспортного средства, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности определения вертикальной коор35 динаты центра масс транспортного средства, дополнительно поворачивают транспортное средство в продольной вертикальной плоскости в обратном направлении относительно опорной горизонтальной плоскости на угол, равный углу поворота транспортного средства в продольной вертикальной плоскости в прямом направлении относительно опорной горизонтальйой плоскости, и в крайнем нижнем положении задней оси измеряют вертикальную нагрузку на эту ось от массы транспортного средства, а вертикальную координату центра масс транспортного средства относительно опорной горизонтальной плоскости определяют по формуле

6 -6

4hz =2 т92 где hz — вертикальная координата центра масс транспортного средства относительно опорной горизонтальной плоскости;

G>, G2 — вертикальная нагрузка на заднюю ось от массы транспортного средства соответственно в крайнем и нижнем положении задней оси;

G — вес транспортного средства;

L — - база транспортного средства; а — суммарный угол поворота транспортного средства в продольной вертикальной плоскости в прямом, обратном направлениях относительно опорной горизонтальной плоскости.

1721461

Составитель О. Балабин

Техред М.Моргентал Корректор Т. Малец

Редактор Н. Гунько

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 947 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Способ определения вертикальной координаты центра масс транспортного средства относительно опорной горизонтальной поверхности Способ определения вертикальной координаты центра масс транспортного средства относительно опорной горизонтальной поверхности Способ определения вертикальной координаты центра масс транспортного средства относительно опорной горизонтальной поверхности Способ определения вертикальной координаты центра масс транспортного средства относительно опорной горизонтальной поверхности 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях транспортных средств, преимущественно колесныхтракторов

Изобретение относится к лесозаготовительным машинам

Изобретение относится к оборудованию для ресурсных испытаний узлов землеройных машин и транспортных средств, в частности рулевых механизмов, и может быть использовано в транспортном машиностроении

Изобретение относится к устройствам для испытания транспортных средств и, в частности, к устройствам для испытания подвески транспортного средства

Изобретение относится к средствам для проведения испытаний упругих элементов рессорного подвешивания, в частности, железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному .машиностроению и может быть использовано в шинной промышленности при испытании бортовых колец шины

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к стендам для испытания пневматических шин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и м.б

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к оборудованию для испытания пневматических шин и может быть использовано в автомобильной, авиационной промышленности, а также на предприятиях, производящих пневматические шины

Изобретение относится к способам определения эффективности подвески транспортных средств, а именно к способу определения эффективности действия амортизаторов в подвеске колесного автомобиля

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для определения положения колесной пары в рельсовой колее, измерения ширины рельсовой колеи непосредственно под подвижным составом (локомотивом, автомотрисой и т.д.), и может быть использовано для проведения исследований кинематического взаимодействия подвижного состава и пути в горизонтальной плоскости

Изобретение относится к динамометрии и может быть использовано для определения величины и направления динамической равнодействующей кинетической энергии, накопленной движущимся транспортным средством при воздействии на последнее внешних возмущающих сил в плане 360o плоскости дороги при изменениях режима равномерного движения транспортного средства, например, автомобиля, и торможении, ускорении, центробежных сил на поворотах, закруглениях и наклонах дорожного полотна, боковых порывов ветра, изменениях сил сцепления в пятне контакта колеса и дороги и других параметров, вызывающих рассогласование продольной оси автомобиля относительно продольной оси дороги, вызывающих необходимость корректирования ранее заданного водителем направления движения

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к устройствам для испытания шин транспортных средств в дорожных и полевых условиях

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного контроля уменьшения толщины реборды железнодорожных колес подвижных составов
Наверх