"настольная игра-головоломка "пуговичный лабиринт"

 

Изобретение относится к настольным играм-головоломкам и позволяет повысить занимательность Настольная игра-головоломка содержит основание, планки, соединенные между собой коммуникативные стержни, расположенные параллельно один относительно другого, и игровой элемент, установленный на стержнях с возможностью .перемещения вдоль стержня и перехода с одного стержня на другой„ Планки соединены с основанием посредством опорных стержней о Игровой элемент выполнен в виде пластины с двумя сквозными отверстиями0 При этом часть коммуникативных стержней закреплена одними из своих концов в основании с образованием между их свободными концами и плоскостью планок прохода для игрового элемента, а другая часть коммуникативных стержней закреплена одними из своих концов в планках с образованием прохода для игрового элемента между их свободными концами и плоскостью основания, причем расстояние между осями коммуникативных стержней равно расстоянию между осями отверстий в игровом элементе, диаметр отверстий равен диаметру стержней Смещая пуговицу вдоль стержней и последовательно поворачивая ее вокруг стержней, переводят пуговицу с одного стержня на . другой„ 2 з.п ф-лы, 8 ило i (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (191 (111 (51)5 A 63 F 9/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4740706/12 (22) 25,09.89 (46) 07.04.92. Бюл. Р 13 (75) Н.М. Салахов (53) 685.853(088.8) (56) Патент СП!А - 4497489, кл. А 63 F 9/08, 1985. (54) НАСТОЛЬНАЯ ИГРА-ГОЛОВОЛОМКА

"ПУГОВИЧНЫЙ ЛАБИРИНТ" (57) Изобретение относится к настольным играм-головоломкам и позволяет повысить занимательность, Настольная игра-головоломка содержит основание, планки, соединенные между собой коммуникативные стержни, расположенные параллельно один относительно другого, и игровой элемент, установленный на стержнях с возможностью .перемещения вдоль стержня и перехода с одного стержня на другой. Планки соединены с основанием посредством опорных стерИзобретение относится к логическим играм.

Цель изобретения — повьппение занимательности.

На фиг. 1 изображена игра-головоломка, общий вид; на фиг. 2 — то же, виды спереди и сбоку; на фиг„ 3 — основание, планки и стержень; на фиг,4— схема перемещения игрового элемента по стержням; на фиг, 5 — варианты расположения стержней, закрепленных в основании и планках; на фиг. 6— игра-головоломка, вариант, общий вид и вид сбоку; на фиг„ 7 — карта-схема для установки стержней на основании

2 жней. Игровой элемент выполнен в виде пластины с двумя сквозными отверстиями. При этом часть коммуникативных стержней закреплена одними из своих концов в основании с образованием между их свободными концами и плоскостью планок прохода для игрового элемента, а другая часть коммуникативных стержней закреплена одними из своих концов в планках с образованием прохода для игрового элемента между их свободными концами и плоскостью основания, причем расстояние между осями коммуникативных стержней равно расстоянию между осями отверстий в игровом элементе, диаметр отверстий равен диаметру стержнеи, Смещая пуго9 вицу вдоль стержней и последовательно говорачивая ее вокруг стержней, переводят пуговицу с одного стержня на другой. 2 з.п, ф-лы, 8 ил. и планках; на фиг, 8 — игровой элемент в виде пуговицы.

Игра-головоломка содержит основание 1 с закрепленными на нем стержнями 2 (нижними), планка 3 со стержнями

4 (верхними), установленные над основанием в плоскости, параллельной основанию, игровой элемент 5, выполненный в виде пластины-пуговицы овальной или круглой формы с двумя сквозными отверстиями 6. Стержни 2,. одними из своих концов закрепленные в основании

1, образуют между свободными концами и плоскостью планок 3 проходы для игрового элемента 5. Стержни 4 одними

17242 из своих концов закреплены в планках

3 с образованием проходов для игрового элемента 5 между свободными концами и плоскостью основания 1. Расстояние

5 между продольными осями ближайших коммуникативньгх стержней 2 и 4 равно расстоянию между осями отверстий 6 в игровом элементе 5, причем диаметр отверстий 6 равен диаметру стержней

2 и 4. Основание 1 и планки 3 соеди.нены между собой посредством опорных стержней 7.

Принцип передвижения в головоломке представляет собой попеременное надевание пуговицы 5 на стержни 2 и 4, закрепленные параллельно один другому в разных горизонтальных плоскостях.

Последних две и пуговица располагаются между ними, Чтобы, например, пуговица попала с нижнего отверстия 2, на который надета, на верхний 4, необходимо повернуть ее так, чтобы второе отверстие оказалось под верхним стержнем. Затем нужно сместить пуговицу вверх. При этом она снимается с нижнего и надевается на верхний. Аналогичный поворот и смещение вниз посадят пуговицу на один из нижних стержней 2. Таким образом, пуговица 30 . может передвигаться по цепочке попеременно нижних 2 и верхних 4 стержней при условии, что расстояние между ближайшими стержнями равно расстоянию между отвеРстиями в пуговицу, а диа- 35 метр последних должен соответствовать диаметру поперечного сечения стержней.

В указанном движении пуговица имеет следующие степени свободы; смещение вдоль стержней; повороты вокруг них; переходы на соседние стержни. В эти движения при подходящей конструкции такого лабиринта мож- 4 но легко приводить пуговицу тремя пальцами одной руки, другой при необходимости придерживая саму игру.

На двух плоскостях игры, жестко связанных между собой, закреплено множество коммуникативных стержней, выступающих в пространство между ними.

Среди них может оказаться группа, составляющая взаимопересекающиеся цепочки-маршруты для пуговицы. Остальные же, будучи в поле зрения, могут или мешать передвижению, не давая вращаться пуговице в некоторых местах, или же пассивно усложнять картину

96 4 при обзорном поиске в таком частоколе стержней необходимых звеньев-стержней искомой цепочки. При этом возможны следующие сочетания соседствующих стержней (не обязательно на одной плоскости): пара стержней 2 и 4 противостоящих в разных плоскостях (а); пара стержней, расположенных на одной плоскости (6); любой из стержней в паре с таким, который соединяет обе плоскости (основание и планки) или концы которого находятся на укаэанных плоскостях (E).

В каждом из этих слу гаев возможны два варианта. Один из них как необходимый элемент движения пуговицы, а второй является тупиковым, поскольку сумма длин противолежащих по соседству стержней меньше расстояния между плоскостями. И попытка в последнем случае сместить пуговицу с одного стержня на другой выводит его в свободное между стержнями пространство. Таким образом, становится очевидным одно из необхо- димых условий игры: необходима занятость какого-либо иэ отверстий пуговицы любым из стержней В случае 8 оба варианта (пара верхних и пара нижних стержней) являются тупиковыми: при расположении пуговицы на более длинной из них перевод ее на соседнюю блокирует движение пуговицы, при расположении на короткой поворот предмета передвижения ограничивается длинными стержнями. Аналогичное ограничение имеется и в случаях о, причем здесь большой стержень 7 только и имеет ограничительные функции. Этот же большой стержень может .одновременно служить и одним из двух крепления планки к основанию.

Возможен еще один, но тривиальный вариант(2): стержни располагаются прямо противоположно, образуя зазор . между свободными концами.

Две плоскости, на которых держатся стержни, строятся так, что получаемая конструкция позволяет легко без препятствий манипулировать пуговицей. Для этого нижняя выполняется перфорированной с отверстиями 8 под сечение стержней. Толщина такой доски, например, из пластика подбирается так, что продетые в его отверстия стержни фиксируются. Верхняя плоскость представляет собой ряд параллельных к доске и одна к другой планок с про45

5 1724? 9 дольной перфорацией. Концы стержней 7 устанавливаются в основном в крайних отверстиях на планках 3 и, соответст- венно, в основании 1. Крепежные стерж" ни служат и в качестве рабочих. Число

5 и положение отверстий на планках и в самом основании и соответственно число и длины стержней, закрепляемых в этих отверстиях, соответствуют схеме лабиринта. Эту схему придумывает разработчик так, чтобы она не была тривиальной, требовала смекалки при решении задачи головоломки, поэтому желательно, чтобы в ней имелись все указанные пары (а,E,о,2), разнообразящие игру.

Эту же игру можно представить в виде "Конструктора, в котором имеются указанные детали в разнообразном виде, Стержни можно взять одинаковой длины, не менее предусмотренного расстояния между планками и основанием.

В таком случае, продевая их в отверстия на установленных планках и основании, можно продвигать их до любого уровня игрового поля„ Отверстия при этом должны фокусировать, но не держать их жестко. А чтобы выбираемая схема лабиринта при заданной площади 30 игрового поля имела по возможности большое число маршрутов, отверстия в основании и на планках располагаются так, чтобы в каждой из плоскостей

; получались соответствующие один дру гому по вертикали узоры с симметрией плотно упакованных на плоскости шаров. Расстояние между соседними узлами в таком узоре равно расстоянию между отверстиями пуговицы„ 40

Таким образом, при сборке игры стержень достаточной длины, продетый в любое отверстие в одной плоскости (например, плоскости планок), может пройти и через отверстие в другой плоскости (основания). Это позволяет собрать любую из указанных пар (0,о, 5, e) в любом месте, кроме того, при такой симметричной перфорации каждый продетый стержень может иметь макси- 50 мальное число коммуникативных соседей (их шесть). А если на стандартных стержнях сделать в равных интервалах некоторое число насечек 8, то можно составлять различные карты-схемы всевозможных лабиринтов 9 с учетом дискретного перемещения стержней по высоте. Этими картами могут служить схемы вида сверху, в которых на основе

6 6 матрицы отверстий в плоскостях в небольших кружках на местах отверстий

10 указываются цифры с определенными символами 11„ Эти символы укажут на расположение стержней 2 и 4 в той илн иной плоскости.

Например, если такие символы черточки, то их расположение над числом в кружке 12 может обозначать расположение стержня в верхней плоскости, а под числом 13 — в нижней. Сами же числа обозначат, на сколько насечек выдвигается стержень в межплоскостное пространство. Например, символ 4 в кружке обозначит, что в этом месте штырек свисает с верхней плоскости (планки) на четыре единицы. Единицей длины служит расстояние между насечками, Символ 4 обозначит то же,, только с нижней плоскости (основания).

Символ Р-2 обозначает стержень, концы которого располагаются в обоих плоскостях. Здесь число Р— число единиц длины в коммуникативном стержне. Оно на единицу больше числа насечек. Значит, межплоскостное расстояние должно равняться Р-2 единицам. Оно устанавливается опорными стержнями 7. В случае (Z) в кружке можно указать дробь двух чисел, отражающих положение верхнего и нижнего стержней, Таким образом можно разработать и закодировать любой лабиринт на основе матрицы отверстий, расположенных в симметричном порядке, А.чтобы прямоугольные (квадратные) карты ориентировались правильно по отношению к полю игры, можно один из углов основания игры и карты срезать. В таком

"Конструкторе" отличительным является и то, что в силу его особенностей плоскость-основание крепится на опорных ножках 14.

Габариты игры определяются удобствами манипуляции (с возможностью легко просовывать пальцы между планок) с одной стороны и с разумно достаточными для составления нетривиальных лабиринтов размерами игрового поля при этом с другой стороны.

Следует определить размеры пуговицы и положение отверстий в ней. Их и диктуют габариты игры, Расстояние между отверстиями в пуговице задается расстоянием между ближайшими стержнями цепочек-маршрутов, а их расположение — симметрией пуговицы. Особое значение имеет степень ее эллипсо1724296 идальности. В случае, когда пуговица имеет овальную форму (вытянутого эллипса), будучи надетой на какой-либо стержень, она может свободно располагаться между двумя ближайшими соседними. Игра, логическая связь между ее элементами-стержнями упрощается: исчезают имеющиеся в противном случае неявные тупики. Эти тупики возможны вследствие условной логической связи в указанных вариантах пар стержней (а,b,g,g), выделяемых на игровом поле, т.е., некоторые пары, принципиально допускающие сообщение в них и при обзоре поля игры кажущиеся звеньями возможных маршрутов, на самом деле таковыми быть не могут, так как при повороте круглой или эллипсной пуговицы другие соседние стержни закрывают2п сообщение в этой паре. В таком случае звеньевая связь возможных маршрутов в лабиринте при пользовании круглой или эллипсной пуговицей не является линейной, возможность реализации этой 25 связи передвижением пуговицы определяется характером распределения ближайших к этой связи — паре соседних стержней.

Для обеспечения удобства .перемеще- gp ния пуговицы торцовая ее часть должна иметь косой срез 15 так, что один из углов 16 острый, а другой 17 тупой.

При расположении пуговицы в поле игры

ocTpbIM углом вверх (В сторону oIIopHblx 35 планок) можно легко захватить ее в лежащем на основании положении, поддев ногтями снизу, для этого толщина пуговицы должна быть не очень малой, например 3,2 мм. Эту особенность пуговицы нужно учитывать при составлении карты-схемы лабиринта, так как такая толщина пуговицы позволяет ей переходить со стержня на стержень, когда между ними имеется небольшой 45 зазор, меньший этой толщины. Пуговица может быть сделана из пластифицирован. ного полистирола молочного цвета, легко поддающегося обработке. В ее габаритах допустимы некоторые отклоне-5О ния, не имеющие принципиального характера,. Она может быть и круглой, но легче управлять между планок эллиптической.

При изготовлении игрушки-голово55 ломки можно использовать отходные вырезки пластин из оргстекла (ПИМА) и полистирола серийных производств и отходные вырезки стальной проволоки.

Ф о р и у л а изобретения

1. Настольная игра-головоломка, содержащая соединенные между. собой стержни, расположенные параллельно один относительно другого, и игровой элемент, установленный на стержнях с возможностью перемещения вдоль стержня и перехода с одного стержня на другой, отличающаяся тем, что, с целью повышения занимательности, она имеет основание и установленные над основанием в плоскости, параллельной основанию, планки, а игровой элемент выполнен в виде пластины с двумя сквозными отверстиями, при этом одна часть стержней закреплена одним из своих концов в основании с образованием между их свободными концами и плоскостью планок проходов для игрового элемента, другая часть стержней закреплена одними из своих концов в планках с образованием проходов для игрового элемента между .их свободными концами и плоскостью основания, а третья часть стержней обоими концами закреплена в основании и планках, причем расстояние между осями ближайших один к другому коммуникативных стержней равно расстоянию между осями отверстий в игровом элементе, диаметр отверстий равен диаметру стержней.

2. Игра-головоломка по и. 1, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что основание и планки имеют сквозные установочные отверстия для стержней, а стержни одинаковой длины установлены с возможностью перестановки из одного установочного отверстия в другое и с возможностью дискретного перемещения и фиксации в вертикальной плоскости, при этом основание имеет опорные ножки.

3. Игра-головоломка, по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что игровой элемент выполнен в виде пластины круглой или овальной формы.

1724296

1724296

1724296

/2 fS

Rue. 7 е-2

Составитель Н, Бочарова

Техред А.Кравчук Корректор С. Щекмар

Редактор И, Шулла

Заказ 1131 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101

5 !

l !

f5

настольная игра-головоломка пуговичный лабиринт настольная игра-головоломка пуговичный лабиринт настольная игра-головоломка пуговичный лабиринт настольная игра-головоломка пуговичный лабиринт настольная игра-головоломка пуговичный лабиринт настольная игра-головоломка пуговичный лабиринт настольная игра-головоломка пуговичный лабиринт 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к логическим играм и позволяет повысить занимательность

Изобретение относится к объемным логическим играм и позволяет повысить занимательность, Игра содержит, цилиндрическую опору, состоящую из двух полуцилиндров 2, шарнирно соединенных между собой с возможностью вращения относительно оси, перпендикулярной оси опоры, На боковой и торцовых поверхностях опоры выполнено по меньшей мере по два боковых 3 и концентричных торцовых 4 кольцевых паза, соосных оси опоры

Изобретение относится к занимательным играм-головоломкам и позволяет повысить занимательность

Изобретение относится к занимательным играм-головоломкам и позволяет повысить занимательность о Объемная логическая игра содержит игровые элементы с метками, последовательно соединенные между собой с помощью соединительного стержня с возможностью взаимного поворота каждого игрового элемента относительно оси, соединяющей центры этих элементов„ При этом каждый игровой элемент состоит из опорного узла и формообразующих элементов , установленных на нем посредством пазов и выступов с образованием групп слоев и с возможностью послойного поворота этих слоев одного относительно других .Поворачивая игровые элементы относительно оси, соединяющей центры этих элементов, а также послойно вращая формообразующие элементы игровых элементов, добиваются упорядочивания меток

Изобретение относится к логическим играм и позволяет повысить занимательность и пространственное воображение

Изобретение относится к логическим играм и позволяет повысить занимательность

Изобретение относится к играм-головоломкам и позволяет повысить занимательность

Изобретение относится к игрушкам-головоломкам и позволяет повысить занимательность

Изобретение относится к занимательным играм-головоломкам и позволяет повысить занимательность

Изобретение относится к играм и развлечениям, в частности к занимательным и обучающим играм

Изобретение относится к области игр

Изобретение относится к строительству объемных сооружений, преимущественно к области игр

Изобретение относится к устройствам для развлечений и может быть использовано в качестве головоломки, игрушки-упаковки

Изобретение относится к занимательным играм, а именно к логическим головоломкам, и позволяет повысить занимательность

Изобретение относится к разряду логических игрушек, игрушек-головоломок и запорных устройств

Изобретение относится к игрушкам, образующим геометрические формы без дополнительных вспомогательных элементов, а также может использоваться в медицинских целях как психологический стимулятор
Наверх