Система заправки вертолета топливом в полете

 

Изобретение относится к авиационной технике и касается систем заправки летательных аппаратов топливом в полете. Целью изобретения является повышение безопасности и надежности заправки при одновременном снижении энергозатрат за счет обеспечения возможности заправки от заправщика, располагаемого над заправляемым вертолетом. У системы заправки вертолета топливом, имеющего полый вал несущего винта, включающей выдвижную штангу 2 стопливоприемным наконечником 3, имеющим замок для сцепления со шлангом 4 топливозаправщика, а также привод выдвижения и уборки, штанга 2 установлена в полости вала 6 несущего винта заправляемого вертолета, а система снабжена зеркалом 21 для обзора наконечника 3 штанги 2 в выдвинутом ее положении так, что при заправке заправщик располагается над заправляемым вертолетом, его шланг 4 захватывается наконечником 3 и топливо передается по шлангу 12 в топливный бак 13 вертолета. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. СО С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 64 О 39/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ВСЕСЯЩффУ ЛАЩТфф ° = ".

И399ЯЩфф (9Мь„., ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4739497/33 (22) 25.09.89 (46) 23.04.92. Бюл. ¹ 15 (75) А.А.Таранцев (53) 629.7.063.6(088.8) (56) Лещинер Л.Б„Ульянов И.Е, Проектирование топливных систем самолетов, — М.: Машиностроение, 1975, с. 208, рис. 7.29. (54) СИСТЕМА ЗАПРАВКИ ВЕРТОЛЕТА

ТОПЛИBOM В ПОЛЕТЕ (57) Изобретение относится к авиационной технике и касается систем заправки летательных аппаратов топливом в полете.

Целью изобретения является повышение безопасности и надежности заправки при одновременном снижении энергозатрат за счет обеспечения возможности заправки от

„„5U„„1728087 А1 заправщика, располагаемого над заправляемым вертолетом. У системы заправки вертолета топливом, имеющего полый вал несущего винта, включающей выдвижную штангу 2 с топливоприемным наконечником

3, имеющим замок для Сцепления со шлангом 4 топливозаправщика, а также привод выдвижения и уборки, штанга 2 установлена в полости вала 6 несущего винта заправляемого вертолета, а система снабжена зеркалом 21 для обзора наконечника 3 штанги 2 в выдвинутом ее положении так, что при заправке заправщик располагается над заправляемым вертолетом, его шланг 4 захватывается наконечником 3 и топливо передается по шлангу 12 в топливный бак 13 вертолета. 1 з.п, ф-лы, 4 ил, 1728087

20

30

40

50

Изобретение относится к авиационной технике и касается систем заправки летательных аппаратов топливом в полете.

Известна система заправки вертолета топливом в полете, включающая выдвижную телескопическую штангу, рэсполэгаемую на заправляемом вертолете и соединяемую при заправке с топливопередающим шлангом летательного аппаратазаправщика. Штанга снабжена приводом ее выдвижения и расположена в носовой части вертолета.

Известная система обладает повышенйой ойасностью при коротких длинах выдвижной штанги, а также по причине наличия в области, ометаемой несущим винтом заправляемого вертолета, свободного конца шланга заправщика, который при неудачном маневре или при порывах атмосферного потока может быть задет винтом.

Кроме того, такая система заправки требует расположения при заправке летательных аппаратов в кильватер, следовательно, необходимы нагнетающие агрегаты для подачи топлива в заправляемый бак, в результате чего увеличиваются энергетические затраты. При длинных штангах ухудшается их устойчивость и появляются связанные с этим трудности контактирования, которые также приводят к длительным маневрам при стыковке и соответствующим энергозатратам при этом.

Целью изобретения является повышение безопасности и надежности заправки при одновременном снижении энергозатрат за счет обеспечения возможности заправки от заправщика, располагаемого над заправляемым вертолетом.

Цель достигается тем, что у системы заправки вертолета топливом, имеющего полый вал несущего винта, включающий выдвижную телескопическую штангу с топливоприемным наконечником, имеющим замок для сцепления со шлангом топливозаправщика, а также привод выдвижения и уборки штанги, последняя установлена в полости вала несущего винта, а система снабжена расположенным в кабине управления заправляемого вертолета устройством для обзора наконечника штанги в выдвинутом ее положении, выполненным, например, в виде зеркального отражателя, На фиг.1 приведена принципиальная схема системы заправки; на фиг.2 — схема размещения выдвижной штанги в полости винта вертолета и ее связей с агрегатами вертолета; на фиг.3 — принципиальное устройство телескопической штанги, на фиг.4узел стыковки топливоприемного наконечника штанги со шлангом топливозаправщика, общий вид.

Система заправки вертолета 1 топливом в полете включает выдвижную штангу 2 с топливоприемным наконечником 3, к которому подсоединяется шланг 4 топливозаправщика 5.

Выдвижная штанга 2 установлена в полости вала 6 несущего винта 7 вертолета 1 и имеет топливоприемный наконечник 3 с крышкой 8, приводом 9 для открывания крышки 8 и с замком, выполненным в виде обхватов 10, обеспечивающих удержание топливоподающего шланга 11 до достижения усилия саморасцепления, и магистраль

12 для подачи топлива в бак 13 заправляемого вертолета 1.

Для выдвижения штанги 2 она выполнена в виде пневмоцилиндра, соответствующие полости которого пневмомагистралями 14 через редукторы 15 соединены с источником 16 давления и через вентили 17 — с атмосферой.

Штанга 2 может быть также выполнена телескопической, При этом один конец выдвижного звена штанги 2 с наконечником 3 тросиком 18 соединен с барабаном лебедки

19, обеспечивающей складывание штанги в исходное положение после окончания заправки. К этой же лебедке подсоединен тросик 20, связанный со шлангом 12. Для наблюдения за процессом стыковки шланга 4 со штангой 2 система снабжена зеркалом 21.

Система заправки работает следующим образом.

В исходном состоянии штанга 2 находится в полости вала 6 во втянутом положении, крышка 8 и вентили 17 закрыты, редукторы 15 разгружены. Вертолет 1 совершает полет.

При необходимости пополнить запас горючего вертолет 1 сближается с запрэвщиком 5, который предварительно привел шланг 4 в рабочее положение, Затем выдвигается штанга 2, для чего открывается соответствующий вентиль 17 и нагружается редуктор 15 соответствующей ветви пневмомагистрали 14, открывается крышка 8 и осуществляется маневрирование с целью захвата шланга 4 заправщика. Контроль за стыковкой шланга с наконечником 3 ведется с помощью зеркала 21. По шлангу через наконечник 3 и штангу 2 топливо из заправщика 5 поступает в топливный бак 13 заправляемого вертолета.

По окончании заправки обхваты 10 освобождают шланг 5, крышка 8 и вентиль в магистрали 12 закрываются. Затем разгружается соответствующий редуктор 15, открывается вентиль 17, соответствующей

1728087 ветви пневмомагистрали 14, а другой ее вентиль закрывается и нагружается второй редуктор 15, после чего шланг 2 втягивается в полость вала 6, а редуктор 15 вновь разгружается, 5

При телескопическом исполнении выдвижной штанги 2 втягивание ее производится путем намотки троса 18 на барабан лебедки 19 при разгруженном редукторе 15 и открытом вентиле 17. При этом тросик 20 10 втягивает магистраль 12, предотвращая ее контакт со стенками вала 6.

Формула изобретения

1. Система заправки вертолета топли- 15 вом в полете, имеющего полый вал несущего винта, включающая выдвижную штангу с топливоприемным наконечником, имеющим.замок для сцепления со шлангом топливозаправщика, а также привод выдвижения и уборки штанги, отл ича юща я с ятем, что, с целью повышения безопасности и надежности заправки при одновременном снижении энергозатрат за счет обеспечения заправки от заправщика, располагаемого над заправляемым вертолетом, выдвижная штанга установлена в полости вала несущего винта, а система снабжена располагаемым в кабине управления заправляемого вертолета устройством для обзора наконечника штанги в выдвинутом ее положении.

2. Система по п,1, отличающаяся тем, что устройство для обзора выполнено в виде зеркального отражателя.

17 14 18 79

uz5

1728087

35

45

Составитель В.Финченко

Техред М.Моргентал Корректор Н.Ревская

Редактор О.Хрипта

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1370 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Система заправки вертолета топливом в полете Система заправки вертолета топливом в полете Система заправки вертолета топливом в полете Система заправки вертолета топливом в полете 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам для присоединения и отсоединения заправочных шлангов от летательных аппаратов при дозаправке их топливом в полете

Изобретение относится к гидромашиностроению, в частности к телескопическим гидро(пневмо)цилиндрам управления конусом воздухозаборника подвесного агрегата заправки топливом в полете, и может быть использовано в авиационной технике

Изобретение относится к системам выработки топлива на самолете - заправщике

Изобретение относится к авиационному оборудованию, в частности к топливным системам подвесных агрегатов заправки топливом в полете

Изобретение относится к области авиационной техники и касается устройства агрегатов системы заправки топливом в полете, в частности конструкции приемника конуса агрегата заправки

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам передачи топлива от одного летательного аппарата к другому в полете

Изобретение относится к области авиации, а именно к конструкциям самолетов-заправщиков, обеспечивающих дозаправку летательных аппаратов топливом в полете

Изобретение относится к авиации, а более конкретно к оборудованию, обеспечивающему заправку топливом самолетов в полете, и может быть использовано в системе самолетов-танкеров и дозаправляемых самолетов с целью повышения эффективности их применения

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам заправки самолетов топливом в полете, и может быть использовано для обеспечения летчику заправляемого самолета возможности контролировать взаимное расположение заправочного конуса и топливоприемника и скорость их сближения в процессе контактирования при заправке как в ручном, так и автоматическом режиме

Изобретение относится к устройствам для транспортирования жидкого топлива для заправки летательных аппаратов на стоянке и направлено на обеспечение безаварийной заправки летательных аппаратов без снижения производительности

Изобретение относится к средствам заправки топливом в полете и предназначено для реализации на самолете-заправщике, оборудованном подвесным агрегатом заправки

Изобретение относится к авиационной технике, a именно к конструкциям самолетов-заправщиков

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для измерения массового запаса топлива на борту маневренного самолета

Изобретение относится к стабилизирующим тормозным устройствам, которые применяются для стабилизации заправочных шлангов, отходящих примерно горизонтально от самолета-заправщика

Изобретение относится к стабилизирующим тормозным устройствам, которые применяются для стабилизации заправочных шлангов, отходящих примерно горизонтально от самолета-заправщика

Изобретение относится к аэродромным автотопливозаправщикам, предназначенным для заправки летательных аппаратов (ЛА)
Наверх