Шариковая втулка петухова п.з. для вращательного и возвратно-поступательного движений

 

Использование: в машиностроении для грузоподьемных кранов, колесные опоры которых требуют продольных перемещений вдоль их осей. Сущность: шариковая втулка выполнена из коаксиально расположенных двух труб с гнездами для размещения в них шариков. Со стороны торцов втулки гнезда выполнены полуотк; рытыми. При этом наружная труба выполнена из двух продольных частей, каждый стык которых скреплен посредством ласточкина хвоста. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 F 16 С 33/38

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4721006/27 (22) 19.07.89 (46) 07.05,92. Бюл. N 17 (71) Уральский политехнический институт им.С.М.Кирова (72) П.3. Петухов (53) 621.822 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 806919, кл. F 16 С ЗЗ/38, 1977. (54) ШАРИКОВАЯ ВТУЛКА ПЕТУХОВА П,З.

ДЛЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО И ВОЗВРАТНОПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЙ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к грузоподьемным кранам, колесные опоры которых иногда требуют продольных перемещений вдоль их осей.

Для закрепления KpBHOBblx колес в опорах кранов обычно используются шариковые или роликовые подшипники, которые жестко закрепляют ходовые колеса вдоль их осей вращения, В результате этого при перекосе крана (забегание одной стороны крана относительно другой, например, из-за нахождения груженой тележки на противоположной стороне крана) возникает распор диагональных колес моста, вызывающий изменение силы трения между ребордами колес и головок подкрановых рельсов, дополнительный расход мощности привода механизма моста, усиленный износ реборд колес и головок рельсов и другие вредные явления (образование трещин в буксовых частях балок и металлоконструкций моста).

Известны конструкции опор крановых колес, предлагаемых для устранения Ж « 1732043А1 (57) Использование: в машиностроении для грузоподьемных кранов, колесные опоры которых требуют продольных перемещений вдоль их осей. Сущность: шариковая втулка выполнена из коаксиально расположенных двух труб с гнездами для размещения в них шариков. Со стороны торцов втулки гнезда выполнены полуотк-, рытыми. При этом наружная труба выполнена. из двух продольных частей, каждый стык которых скреплен посредством ласточкина хвоста. 5 ил. перекоса мостов мостовых и козловых кранов.Однако все они рассчитаны на применение опор, которые жестко крепят крановые ходовые колеса вдоль их осей.

Наиболее близким к изобретению явля- . и ется самосмаэывающийся сепаратор подшипника качения, состоящий из двух концентрических колец с гнездами под тела Ю качения и перемычками между ними, Э

Недостатком этого сепаратора является С) то, что он не может воспринимать осевые ф усилия во время вращения, а также совер- (Ъ шать возвратно-поступательные движения.

Целью изобретения является создание шариковой втулки, передающей большие радиальные усилия и осевые перемещения, и а также уменьшение радиальных размеров.

Поставленная цель достигается тем, что втулка, включающая сепаратор и шарики, о т л и ч а е т с я тем, что, с целью уменьшения радиального размера подшипника она не имеет наружной и внутренней втулок (колец), а сепаратор ее дополнительно снаб1732043 жен наружной втулкой, причем внутренняя и наружная втулки сделаны в виде труб, наружная из которых выполнена из двух продольных половин, скрепленных соединением в виде ласточкиного хвоста, шарики между указанными трубами размещены в сферических гнездах с отверстиями, наибольший размер которых меньше диаметра шариков.

Шариковая втулка радиально-осевого типа передает радиальные нагрузки от вращающейся детали (например, ходового колеса крана) на вал только через шарики, помещенные в сепараторе, выполненном в виде двух труб, охватывающих эти шарики по бокам. Сепаратор не воспринимает радиальных нагрузок. Торцовые радиальные ряды шариков выступают наружу от торцов труб сепаратора и поэтому при соприкосновении с невращающимися (или вращающимися) деталями, насаженными на ось (или вал), могут вращаться. Поэтому втулка может легко перемещаться вдоль своей оси.

При работе втулка вращается вокруг своей оси (или sana) и одновременно легко перемещается по оси или валу при соприкосновении с деталями, насаженными на последний. Радиально-осевая шариковая втулка не создает значительных сил трения при осевом перемещении опоры мостового или козлового крана Но время перекоса мос а (забегание с од гой ст:.>роны моста относительно дру -ой) и те.:l l,реня гсгвуст образовани;., 6о,l.s!и:: г.ерекось,ых нагрузок во время заклинивания ходовьlx колес крана, На фиг, 1 изображена втулка, вид спереди; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3— сечения Б — Б и В-В на фиг, 1; на фиг. 4 — узел

1 на фиг. 1; на фиг, 5 — сечение  — В на фиг.2.

Втулка выполнена из сепаратора и шариков. Сепаратор имеет вну;реннюю 1 и наружную 2 трубы (фиг,3). Наружная труба сделана из двух продольных половин, скрепленных между собой двумя соединениями в виде ласточкиного хвоста 3, Шарики 4 размещены в сферических гнездах 5 (фиг.4), отштамповгнных в наружной 1 и внутренней 2 трубах сепаратора. Вал опирается на высту ы шариков 6, а втулка (например, ходового колеса крана) — на выступы шариков 7. Шарики торцовых ради, альных рядов шариков соприкасаются с деталями, насаженными на вал выступами 8 (фиг.5).

Втулка- имеет диаметр снаружи D u внутри d, а длину l. Шаг между двумя радиальными рядами шариков равен t.

Втулка работает следующим образом.

Допустим, что втулка вставлена в с-,упицу ходового колеса крана. Диаметр отверстия ступицы должен быть равен DÄ г

15 как радиальная нагрузка на нее может быть весьма большой, поскольку она может

55 диаметр вала d Наружные точки 9 выступов

7 (фиг.4) шариков втулки воспринимают нагрузку от ступицы ходового колеса крана, а точки 10 выступов 6 шариков передают эту нагрузку на вал ходового колеса, Следовательно, радиальную нагрузку воспринимают только шарики 4, а трубы 1 и 2 сепаратора ее не воспринимают.

Осевую нагрузку воспринимают шарики торцовых радиальных рядов. Эта нагрузка передается выступами 8 шариков (фиг,5).

Поскольку втулка радиально-осевая, то она под действием небольшой осевой силы будет легко перемещаться по валу, в то время иметь несколько радиальных рядов шариков. Для соединения в вире ласточкиного хвоста 3 (фиг.4) соединяют две половины наружной трубы 2 сепаратора. Сферические гнезда 5 шариков 4 не восринимают радиальных нагрузок.

Технико-зкономический эффект и редлагаемой втулки состоит в том, что ее радиальный размер по полонине сечения меньше радиального размера аналогичного сечения обычного шарика или роликоподшипника в

1,25 — 2 раза. Вал, вставляемый во втулку, меньше внутреннего диаметра отверстия де али, которая надевается на данную втулку на величину двух толщин наружного и внутреннегоо колец. Кроме того, конструкция втулки позволяет нагру>кать ее шарики большими радиальными нагрузками.

Нагрузка предлагаемой втулки больше расчетной радиальной нагрузки однорядного радиального подшипника примерно в

m раз, где m — число радиальных рядов данной втулки.

Преимущество предлагаемой втулки— это способность ее перемещаться вдоль своей оси по валу (или оси), на который она насажена, Эта особенность втулки требуется в ряде констукций сборочных единиц, например, в опорных узлах ходовых краноВЫХ КОЛЕС МОСТОВ MOCTOSblX, КОЗЛОВЫХ, rlOP тальных и перегрузочных кранов.

Формула изобретения

Шариковая втулка для вращательного и возвратно-поступательного движений, содержащая шарики и выполненный из коаксиально-расположенных двух труб корпус с гнездами для размещения в них шариков, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, со стороны торцов втулки гнезда выполнены дополнительно полуоткрытыми, при этом наружная труба выполнена из двух продольных частей, каждый стык которых скреплен посредством ласточника хвоста, 1732043

1732043

Составитель П.Петухов

Редактор В,Бугренкова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Л.Палий

Заказ 15б8 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Шариковая втулка петухова п.з. для вращательного и возвратно-поступательного движений Шариковая втулка петухова п.з. для вращательного и возвратно-поступательного движений Шариковая втулка петухова п.з. для вращательного и возвратно-поступательного движений Шариковая втулка петухова п.з. для вращательного и возвратно-поступательного движений 

 

Похожие патенты:

Сеператор // 1696772

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в опорах валов, работающих в условиях повышенных динамических нагрузок, запыленности и температур

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для обеспечения свободного вращения валов и осей в режимах сухого трения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниках качения, работающих в криогенных средах

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использован в пневмопрядильных машинах

Изобретение относится к машиностроению, к подшипникам качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниках качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах валов, работающих в условиях повышенных динамических нагрузок, высокой температуры и запыленности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах валов, работающих в условиях повышенных динамических нагрузок, высокой температуры и запыленности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении подшипников качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шарикоподшипникам

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно - к подшипниковым узлам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к комбинированным подшипникам

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности к подшипникам качения

Подшипник // 2262015
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниках качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения, работающим в узлах машин и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения, работающим в узлах машин и механизмов
Наверх