Узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала

 

Использование: в общем машиностроении , в частности для фиксации деталей на валу, в коробках передач транспортных средств с цепной передачей Осевая фиксация детали 4 на шлицевом участке вала 3 осуществляется двумя шайбами1 фиксирующей 6 и стопорной 7, выполненными со шлицевыми посадочными отверстиями 10 8 Фиксирующая шайба 6 установлена в кольцевой канавке вала со смещением шлиц посадочного отверстия на половину шага шлиц вала. Обе шайбы размещены с одного торца детали 4 и связаны между собой разрезным пружинным кольцом 8. Для этого на образующей каждой шайбы выполнены радиальные равномерно размещенные по окружности пазы с образованием радиальных выступов 9 и 10. Радиальные выступы 9 и 1C шайб имеют наклонные у основания и прямолинейные на конце участки и расположены каждый в противолежащем пазу другой шайбы. При этом наклонные участки двух соседних выступов шайб встречно направлены и образуют канал под указанное пружинное кольцо. Прямолинейные участки выступов стопорной шайбы размещены в торцовой кольцевой выемке фиксируемой детали.4 ил. fe VI СО ND о fcb VI

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

О 4

Рог. S

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4768903/27 (22) 10.11.89 (46) 07.05.92, Бюл. N-. 17 (71) Производственное обьединение "Завод им, B.À.Äåãòÿðåâà" (72) А. В,Канчук (53) 621,88(088,8) (56) Каталог "Suzuki GT 250 N Parts

Catalogue" Suzuki Motor СО, LTD, 1978, с 10, фиг.10. (54) УЗЕЛ ОСЕВОЙ ФИКСАЦИИ ДЕТАЛИ

НА ШЛИЦЕВОМ УЧАСТКЕ ВАЛА (57) Использование: в общем машиностроении, в частности для фиксации деталей на валу, в коробках передач транспортных средств с цепной передачей. Осевая фиксация детали 4 на шлицевом участке вала 3 осуществляется двумя шайбами. фиксирующей 6 и стопорной 7, выполненными со шпицевыми посадочными отверстиями. Ы, 1732047 А1 (я)з. F 16 D 1/00; F 16 B 21/00

Фиксирующая шайба 6 установлена в кольцевой канавке вала со смещением шпиц посадочного отверстия на половину шага шпиц вала, Обе шайбы размещены с одного торца детали 4 и связаны между собой разрезным пружинным кольцом 8. Для этого на образующей каждой шайбы выполнены радиальные равномерно размещенные по окружности пазы с образованием радиальных выступов 9 и 10. Радиальные выступы 9 и 1С шайб имеют наклон н ые у основания. и и рямолинейные на конце участки и расположены каждый в противолежащем пазу другой шайбы. При этом наклонные участки двух соседних выступов шайб встречно направлены и образуют канал под указанное пружинное кольцо. Прямолинейные участки выступов стопорной шайбы размещены в торцовой кольцевой выемке фиксируемой детали. 4 ил.

1732047

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств с цепной передачей.

Известен узел осевой фиксации детали 5 на шлицевом участке вала в коробке передач, содержащий звездочку задней передачи, которая шлицевым соединением связана с шестерней основной в сборе и закреплена на ней гайкой звездочки задней 10 передачи. Стопорение деталей осуществлено через шайбу звездочки задней передачи, расположенную на шлицах шестерни между звездочкой и гайкой путем отгиба краев шайбы на грани гайки, 15

Недостатками известной конструкции являются нарушение стопорения при длительных знакопеременных вращательных движениях, звездочки вследствие разгиба краев шайбы звездочки, большие осевые ra- 20 бариты, а также ограниченное число стопорений, связанных с живучестью шайбы в местах перегиба, Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предла- 25 гаемому является узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала в коробке передач, содержащий шлицевый вал, расположенную в нем звездочку, кольцевую канавку, выполненную на валу глубиной, 30 равной глубине шлицевых канавок вала. и фиксируемую шайбу с шлицевым посадочным отверстием, которая вставлена через шлицы вала в кольцевую канавку, повернута в ней на половину шага шлиц и прикреплена 35 в этом положении вместе со стопорной отгибной шайбой, находящейся на наружном диаметре вала, к звездочке двумя болтами.

Стопорение деталей осуществлено путем отгиба краев стопорной шайбы на грани го- 40 ловок болтов.

Недостатками известной конструкции являются увеличение времени на срочную замену звездочки вследствие большого числа застопоренных крепежных деталей, а 45 также необходимость замены стопорной отгибной шайбы при каждом монтаже новой звездочки, так как отгибные шайбы. в основном — стопоры разового применения.

Указанные недостатки особенно видны 50 в мотоциклетных соревнованиях, где общие передаточные числа трансмиссии приходится подбирать в зависимости от трассы путем постановки звездочек с разным числом зубьев. 55

Цель изобретения — повышение удобства монтажа-демонтажа, долговечности и снижения осевых габаритов соединения.

Указанная цель достигается тем, что в узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала. содержащем фиксирующую шайбу с шлицевым посадочным отверстием, стопорную шайбу и элемент соединения шайб, при этом на валу выполнена кольцевая канавка глубиной, равной глубине шлицевых канавок вала, обе шайбы установлены в контакте друг с другом и размещены с одного торца фиксируемой детали, а фиксирующая шайба установлена в кольцевой канавке вала со смещением шлиц посадочного отверстия на половину шага шлиц вала и связана со стопорной шайбой элементов соединения, на торце фиксируемой детали со стороны размещения шайб выполнена кольцевая выемка, стопорная шайба выполнена с шлицевым посадочным отверстием, а элемент соединения шайб выполнен в виде разрезного пружинного кольца, на образующей каждой шайбы выполнены радиальные равномерно размещенные по окружности пазы, расположенные между пазами радиальные выступы выполнены с наклонными у основания и прямолинейными на конце участками, при этом радиальные выступы одной шайбы расположены в противолежащем пазу другой шайбы, причем наклонные участки двух соседних радиальных выступов шайб встречно направлены и образуют канал, в котором установлено укаэанное пружинное кольцо. а прямолинейные участки радиальных выступов стопорной шайбы размещены в кольцевой выемке фиксируемой детали, На фиг.1 изображена коробка передач с узлом осевой фиксации детали на шлицевом участке вала, разрез; на фиг,2 — сечение А-А на фиг.1. на фиг.3 и 4 — запорная и фиксируемая шайбы, Узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала содержит установленный в подшипник 1 картера 2 шлицевый вал 3, звездочку 4, расположенную на шлицах вала, кольцевую канавку 5, выполненную гэ валу у торца звездочки глубиной. равной глубине шлицевых канавок вала, распсложенную в кольцевой канавке фиксирующую шайбу 6. установленную на шлицах вала в контакте с шайбой 6 стопорную шайбу 7 и элемент соединения этих шайб, выполненный в виде разрезного пружинного кольца

6, Посадочные отверстия шайб выполнены шлицевыми, а на образующей каждой шайбы относительно шлиц выполнены радиальные равномерно размещенные по окружности пазы и расположенные между пазами радиальные выступы 9 и 10, которые выполнены с наклонными у основания и прямолинейными на концах участками. Различие шайб между собой состоит в том, что посадочное шлицевое отверстие одной из 1732047

55 них имеет угловое смещение относительно другой, равное половине шага шлиц. Прямолинейные участки радиальных выступов стопорной шайбы размещаются в кольцевой выемке 11, выполненной на торце звездочки 4.

Узел осевой работает следующим образом, На шлицы вала 3 до упора в подшипник

1 надевается звездочка 4, Затем одна из шайб, к примеру 6, через шлицы вала вставляется в кольцевую канавку 5, причем радиальные выступы 9 фиксируемой .шайбы 6 должны быть наклонными участками сориентированы в направлении от звездочки, В кольцевой канавке 5 фиксируемая шайба 6 поворачивается наполовину шага шлиц, вследствие чего зубья шлицевого OTBBpc f vl$I шайбы заходят за зубья шлицев вала и фиксируют звездочку в осевом направлении, Для сохранения этого положения фиксируемой шайбы 6 на шлицы вала надевается стопорная шайба 7с радиальными выступами 10, наклонные участки которых сориентированы в направлении к звездочке, при этом радиальные выступы одной шайбы располагаются в противолежащем пазудругой шайбы, а наклонные участки двух соседних радиальных выступов шайб, встречно направленные друг у другу, образуют канал, в которых устанавливается разрезное пружинное кольцо 8. Прямолинейныеучастки радиальных выступов 10 стопорной шайбы 7 размещаются в кольцевой выемке 11.

Таким образом, фиксируемая шайба 6 оказывается связана через радиальные выступы 9 и 10 и стопорную шайбу 7 со шлицами вала 3 и не имеет возможности повернуться в кольцевой канавке 5, а разрезное пружинное кольцо 8 предотвращает разъединение этих шайб.

Технико-зкономическое преимущество предлагаемого устройства заключается в повышении удобства монтажа-демонтажа звездочки на валу, долговечности фиксируемых и стопорных деталей за счет исключения крепежных болтов и отгибной шайбы, а также снижение осевых габаритов соединения за счет размещения прямолинейных

5 участков радиальных выступов стопорной шайбы в кольцевой выемке звездочки, Формула изобретения

Узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала, содержащий фиксирую10 щую шайбу со шлицевым посадочным отверстием, стопорную шайбу и элемент соединения шайб, при этом на валу выполнена кольцевая канавка глубиной, равной глубине шлицевых канавок вала, обе шайбы уста15 новлены в контакте друг с другом и размещены с одного торца фиксируемой детали. а фиксирующая шайба установлена в кольцевой канавке вала со смещением шлиц посадочного отверстия на половину шага

20 шлиц вала и связана со стопорной шайбой элементом соединения, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения удобства монтажа-демонтажа. долговечности и снижения осевых габаритов соединения, на

25 торце фиксируемой детали со стороны размещения шайб выполнена кольцевая выемка, стопорная шайба выполнена со шлицевым посадочным отверстием, а элемент соединения шайб выполнен в виде

30 разрезного пружинного кольца, на образующей каждой шайбы выполнены радиальные равномерно расположенные по окружности пазы, расположенные между пазами радиальные выступы выполнены с

35 наклонными у основания и прямолинейными на конце участками, при этом радиальные выступы одной шайбы расположены в противолежащем пазу другой шайбы, причем наклонные участки двух соседних ради40 альных выступов шайб встречно направлены и образуют канал, в котором установлено указанное пружинное кольцо, а прямолинейные участки радиальных выступов стопорной шайбы размещены в торцовой

45 кольцевой выемке фиксируемой детали, 1732047

Составитель А.Канчук

Редактор В.Бугренкова Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Заказ 15б9 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР . 113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала Узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала Узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала Узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть исполыовано в дисковых фрикционных сцеплениях, в частности транспортных средств, с одним или двумя дисками и мембранными пружинами

Изобретение относится к общему машиностроению , в частности к упругим муфтам, предназначенным для соединения валов машин и механизмов в труднодоступных местах при повышенных требованиях к надежности муфт

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, а также может быть использовано в других поршневых устройствах и позволяет упростить технологию и снизить трудоемкость изготовления поршня

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к амортизатору крутильных колебаний, в частности, для автомобиля, в состав фрикционного сцепления которого он входит

Изобретение относится к машиностроению , а именно к торсионным демпферным устройствам для фрикционных сцеплений

Изобретение относится к муфтам сцепления

Изобретение относится к машиностроению , а именно к конструкциям муфт кулачкового типа, и может быть использовано в различных зажимных устройствах,в частности в тисках, зажимные патроны и т.п

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к закрепительным устройствам деталей на валах и к инструментам для их закрепления

Изобретение относится к устройствам для закрепления и соединения конструктивных элементов в приборах и устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в сельхозмашиностроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, требующих частой сборки и разборки

Изобретение относится к машиностроению , в частности к безрезьбовым крепежным изделиям

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для соединения деталей машин, сопрягаемых по цилиндрическим поверхностям

Изобретение относится к устройствам для удержания предметов и может быть использовано для крепления предметов с магнитным основанием к магнитной поверхности

Изобретение относится к машиностроению , в частности к быстроразъемным соединениям , и может найти применение для крепления поворотных лопаток осевых вентиляторов , а также смесителей
Наверх