Способ получения многорядного срезного соединения деталей

 

Изобретение относится к машиностроению . Сущность изобретения; изготовливают соединяемые детали с рядами отверстий. Выполняют в каждой детали средства распора крепежных элементов крайнего ряда в виде углублений в зоне предпоследнего ряда отверстий относительно места приложения на деталь нагрузки с максимальной глубиной углубления на линии соединения осей отверстий. Затем устанавливают детали в пакет, устанавливают в отверстия пакета крепежные элементы и затягивают их. 4 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 В 5/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ V (л)

М ос,,М (л

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4837924/27 (22) 12,06,90 (46) 23,05.92. Бюл, ¹ 19 (71) Харьковский авиационный институт им.

Н.Е.Жуковского (72) Э.Н.Румянцев, А.Г.Гребеников, А,Г.Шаманов и В.Г.Бабичев (53) 621.882(088.8) (56) Ярковец А.И, и др, Технология выполнения высокоресурсных заклепочных и болтовых соединений в конструкциях самолетов. — М,: Машиностроение, 1987, с. 6, рис. 1,1,б.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1208335, кл. F 16 В 5/02, 1984, Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных болтовых и заклепочных соединений повышенной усталостной долговечности, Известна конструкция многорядных срезных болтовых соединений. Усталостная долговечность известных соединений во многом определяется уровнем напряжений смятия по стенкам крайних рядов отверстий под крепежные элементы.

Известны способы упругой сборки соединений, в которых за счет предварительного деформирования одной из соединяемых деталей производят разгрузку по напряжениям смятия крайних рядов отверстий.

Однако известные способы эйергоемки и технически затруднены, Известна конструкция многорядного соединения, в котором предварительное технологическое напряжение на стенке. Ы 1735625 А1 (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МНОГОРЯДНОГО СРЕЗНОГО СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к машиностроению. Сущность изобретения; изготовливают соединяемые детали с рядами отверстий.

Выполняют в каждой детали средства распора крепежных элементов крайнего ряда в виде углублений в зоне предпоследнего ряда отверстий относительно места приложения на деталь нагрузки с максимальной глубиной углубления на линии соединения осей отверстий. Затем устанавливают детали в пакет, устанавливают в отверстия пакета крепежные элементы и затягивают их, 4 ил. крайних рядов отверстий создается за счет самих крепежных элементов-болтов.

Однако известное соединение требует высокой точности взаимного изготовления отверстия и болта для него и применимо, в основном для односрезных соединений, Наиболее близким по техническому решению и достигаемому результату к изобретению является способ получения многорядного срезного соединения деталей, который предполагает установку между соединяемыми деталями предварительно изогнутой прокладки, которая при осевой затяжке крепежных элементов реализует распор крайних рядов крепежных элементов в сторону нагрузки на соединение, производя существенное уменьшение уровня напряжений смятия в условиях эксплуатации.

Однако известный способ значительно усложняет сборку соединения, так как требует применение дополнительной детали и

1i35625

Вр — — 2тр-2d, 55 ее точной увязки по параметрам с соединяемыми листами, а процесс установки крепежных элементов делает применение известного способа только для богатых соединений.

Цель изобретения — упрощение процесса получения соединения.

Для достижения поставленной цели способ получения многорядного срезного соединения деталей включает изготовление соединяемых деталей с рядами отверстий, выполнение на деталях средств распора крепежных элементов крайних рядов в виде углублений в соединяемой детали в зоне ее предпоследнего ряда отверстий относительно места приложения эксплуатационной нагрузки и максимальной глубиной углубления на линии соединения осей крайних отверстий, установку деталей со средствами распора в пакет, установку крепежных элементов в отверстия пакета деталей и их осевую затяжку, На фиг,1 показаны соединяемые детали в пакете для сборки в продольном сечении соединения; на фиг.2 — вид А на фиг.1; на

Фиг.3 — конструкция болтового соединения деталей, профильная проекция; на фиг.4— то же, характер его эксплуатационного нагружения.

Способ получения многорядного соединения деталсй 1 — 3 заключается в выполнеHail в них нескольких рядов 0768pcTI 4 под крепежные элементы 5. На соединяемых деталях выполняют средство распора крайних рядов крепежных элементов в виде углублений 6 и 7, Углубления имеют наибольшую глубину в зоне предпоследнего ряда относительно места приложения эксплуатационной нагрузки Рэ отверстий и HB линии соединения осей крайних отверстий. Соединяемые детали устанавливают в пакет (совмещают оси отверстий), а затем в совместные отверстия устанавливают крепежные элементы 5 (например, болты), и производят их осевую затяжку. Осевую затяжку крепежных элементов целесообразно производить сначала для внутренних и крайних рядов, а затем для предпоследних (по месту расположения средства распора) рядов. После осевой затяжки крепежных элементов на стенках крайних рядов отверстий возникают технологические напояжения смятия ик, направление которых в разрушаемой по этому сечению детали противоположно эксплуатационному. Разработанный способ получения соединения про5 ще при сборке соединения и имеет большую область применения и для заклепочных соединений. Углубления в деталях целесообразно производить на этапе изготовления детали (например, фрезеровкой), при этом

10 продольный, относительно нагрузки на соединение, размер углубления выбирают наибольшим из соотношения;

15 где В â€”; s!». — рядный шаг крепежных элементов; d — диаметр крепежного элемента.

Глубину углубления выбирают такую, 20 чтобы величина предварительно созданных напряжений смятия была бы равна эксплуатационным. В этом случае величина результирующих напряжений смятия оэ; равна или близка к нулю, а усталостная долговеч25 ность соединения равна усталостной долговечности полосы с незагруженным заполненным отверстием.

Разработанный способ получения многорядного соединения позволяет упростить

30 процесс сборки соединения, что приносит в условиях его изгэтоьления экономический эффект.

Формула изобретения

Способ получения многорядного срез35 ного соединения деталей, включающий изготовление соединяемых деталей с рядами отверстий, выполне чие средств распора крепежных элемеHT0 3 крайних рядов, установку деталей со средствами распора в па40 кет с расположением последних в зоне предпоследних рядов отверстий, установку крепежных элементов в отверстия пакета деталей и их затя:кку, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса пол45 учения соединения, средство распора крепежных элементов каждого крайнего ряда выполняют в виде углубления s соединяемой детали в зоне ее предпоследнего ряда отверстий относительно места приложения

50 эксплуатационно 1 пгрузки с максимальной глубиной углубления на линии соединения осей упомянутых отверстий.

1735625

8, (3 у

ЫГ. I

Е95 ib

Составитель Э,Румянцев

Редактор И,Ванюшкина Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор М,Демчик

Заказ 1806 Тираж Подписн зе

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород ул.Гагарина. 101

ГТ Г

Г l

Q ! !

Способ получения многорядного срезного соединения деталей Способ получения многорядного срезного соединения деталей Способ получения многорядного срезного соединения деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для соединения деталей, имеющих односторонний доступ

Изобретение относится к машиностроению , в частности к разъемным соединениям узлов и деталей с односторонним доступом

Изобретение относится к резьбовым крепежным средствам, устанавливаемым с односторонним доступом

Изобретение относится к машиностроению , в частности к самолетостроению, и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных болтовых соединений

Изобретение относится к машиностроению , а именно к сдвигоустойчивым болтовым соединениям деталей

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, и может применяться в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в конструкции стыков рам газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для стыковки агрегатов, например центроплана и отъемной части крыла, фюзеляжа с килем, стыковки частей пилона между собой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей, обладающих большой усталостной прочностью

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных строительных элементов

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к крепежной системе, содержащей резьбовую крепежную деталь, имеющую признак преобладающего крутящего момента

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали
Наверх