Болтовое срезное соединение деталей

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к самолетостроению, и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных болтовых соединений . Цель изобретения - повышение надеж- ; ности соединения. В болтовом соединении деталей резьбовые элементы выполнены с элементами выравнивания нагрузки в виде витков резьбы переменной высоты, уменьшающейся от торца болта к его головке, со стороны прилагаемой на деталь нагрузки, и увеличивающейся к головке болта с диаметрально противоположной стороны болта. Использование изобретения позволяет снизить уровень напряжений смятия по стенке отверстия под болт на внешней поверхности листа. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 F 16 В 5/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4677196/27 (22) 11,04.89 (46) 07,02,92, Бюл. ¹ 5 (71) Харьковский авиационный институт им, Н, Е, Жуковского (72) Э.Н.Румянцев, А.Г.Шаманов, В.Н.Стебенев и В.Г. Бабичев (53) 621.88(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1603086, кл. F 16 В 5/02, 1989, (54) БОЛТОВОЕ СРЕЗНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

ДЕТАЛ ЕЙ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению, и моИзобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению. и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных болтовых соединений.

Известна конструкция многорядных срезных болтов соединений. Усталостная долговечность известных соединений определяется уровнем напряжений смятия по стенкам крайних рядов отверстий под болты. Для уменьшения нагру>кенности крайних рядов болтов и, соответственно. уменьшения величины напряжений смятия применяют соединения переменной жесткости или соединения с уменьшенным диаметром болтов первого ряда. Эффективным путем уменьшения уровня напряжений смятия является применение предварительно напряженных соединений, Наиболее близким по техническому решению и достигаемому результату к изобре>

„„SU ÄÄ 1710877 А1 жет быть использовано при изготовлении многорядных срезных болтовых соединений, Цель изобретения — повышение надежности соединения. В болтовом соединении деталей резьбовые элементы выполнены с элементами выравнивания нагрузки в виде витков резьбы переменной высоты, уменьшающейся от торца болта к его головке, со стороны прилагаемой на деталь нагрузки, и увеличивающейся к головке болта с диаметрально противоположной стороны болта, Использование изобретения позволяет снизить уровень напряжений смятия по стенке отверстия под болт на внешней поверхности листа. 5 ил, тению является соединение деталей посредством нескольких рядов болтов, первый ряд которых выполнен в виде наклонной головки болта. Однако, наклон головки требует применения дополнительной шайбы под головкой болта, и высокой точности изготовления болта.

Цель изобретения — повышение надежности соединения деталей.

Поставленная цель достигается тем, что болтовое срезное соединение деталей содержит установленные в отверстиях соединяемых деталей ряды цилиндрических болтов с гайками и шайбами, размещенными на них. При этом болты первого ряда в направлении нагрузки выполнены с элементами выравнивания нагрузки. Элементы выравнивания нагрузки выполнены B виде витков резьбы переменной высоты, уменьшающейся от торца болта к его головке со стороны прилагаемой на деталь нагрузки и

:

О

1 (1710877

10 т

<>CM1 = < СМ1 СМ увеличивающейся к головке болта с диаметрально противоположной стороны болта.

Существенным отличием предлагаемого технического решения является конструкция элемента разгрузки стенки отверстия от эксплуатационных напряжений смятия, выполненного в виде витков резьбы переменной глубины, что позволяет повысить надежность болтового соединения по критерию его усталостной долговечности.

На фиг. 1 представлена конструкция многорядного односрезного болтового соединения листовых деталей виц сбоку; на фиг, 2 — то же, фрагмент крайнего ряда болтов до их осевой затяжки; на фиг. 3 — то >ке фрагмент и параметры напряженного состояния в соединяемых листах после осевой затяжки болтов крайнего ряда; на фиг. 4 — то же, после приложения на соединение нагрузки; на фиг. 5 — конструкция элемента разгрузки болтов крайнего ряда.

Предлагаемое болтовое срезное соединение деталей состоит из соединяемых листов 1 и 2, а также нескольких рядов крепежных элементов, состоящих из цилиндрических болтов 3, шайб 4 и гаек 5. Местом вероятного усталостного разрушения соединяемых листов являются сечения по крайним рядам отверстий под болты: сечение

А — А для листа 1 и сечение Б-Б для листа 2.

Болты, установленные в этих сечениях, будем считать, относительно прикладываемой на лист эксплуатационной нагрузки, первыми. Другим источником вероятного усталостного разрушения листов является фреттинг-коррозия, возникающая в местах повышенных контактных напряжений от изгиба болта, например, место В для листа 1.

Первый относительно нагрузки, ряд болтов имеет элемент выравнивания напря>кений смятия на стенке отверстия, в которое он установлен, Элемент выравнивания нагрузки выполнен в виде витков резьбы переменной глубины, причем глубина витков уменьшается от торца стержня болта к его головке со стороны прилагаемой на деталь нагрузки и увеличивается к головке болта с диаметрально противоположной стороны болта (фиг. 5), С точки зрения технологии изготовления соединения целесообразно первоначально установить внутренние ряды болтов и затянуть их, после чего установить крайние ряды болтов (фиг. 2). При осевой затя>кке болта гайкой в соединяемых листах возникают напряжения смятия: по стенке отверстия — о, и напряжения смятия на поверхности листа о<>. Направление предварительно созданных напряжений смятия

ЗО

n", противоположно направлению предстоящего действия эксплуатационных напряжений смятия (PcM (фиг. 3). После приложения на соединение эксплуатационной нагрузки Рэ изменяются параметры напряженного состояния по месту усталостного разрушения. Результирующая величина напряжений смятия по стенкам отверстия уменьшается на величину предварительно созданных. Так, например, влисте 1: где (gM< — величина напряжений смятия в соединении без применения элементов разгрузки, В листе 2 величина напряжений смятия увеличивается на величину предварительно созданных, но это не опасно с точки зрения усталостного разрушения, поскольку лист 2 в этом месте не разрушается. При действии эксплуатационной нагрузки Р> происходит и более равномерное, распределение нагрузки по внешней поверхности листа о,, что позволяет уменьшить как величину, так и неравномерность контактных напряжений под головкой болта, снизив повреждающее действие фреттинг-коррозии. Таким образом. предлагаемое техническое решение по сравнению с прототипом позволяет создать предварительные напря>кения смятия по месту вероятного усталостного разрушения листа, уменьшающие эксплуатационные напря>кения по стенке отверстия и уменьшить повре>кдающее действие фреттинг-коррозии, что повышает усталостную долговечность соединяемых листов.

Для самолетостроения характерно применение дюралевых сплавов типа Д!6Т и

В95 для соединяемых листов и сталей типа

ЗОХГСА, ЗОХГСНА, 16ХСН для болтов. При этом, отношение диаметра болтов d к толщине соединяемого листа S находится в диапазоне S/d=2,5-4, Для этого соотношения рекомендуется угол наклона профиля резьбы на стер>кне болта к поверхности стержня йр==8-15". Более точно угол гф можно определить расчетом, исходным условием которого является то, чтобы в нагруженном состоянии крайний болт занимал вертикальное положение.

Предлагаемое техническое решение позволяет на ЗΠ— 50 снизить уровень напря>кений смятия по стенке отверстия под болт на внешней поверхности листа, повысив в 1,3-2,5 раза усталостную долговечность соединения и на 8-20 ресурс соединения

1710877 и его надежность, что принесет при эксплуатации изделия экономический эффект.

Формула изобретения

Болтовое срезное соединение деталей, содержащее установленные в отверстиях соединяемых деталей ряды цилиндрических болтов с гайками и шайбами, размещенными на них, при этом болты первого ряда в направлении прилагаемой на деталь нагрузки выполнены с элементами выравнивания нагрузки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности соединения, элементы выравнивания нагрузки вы5 полнены в виде витков резьбы переменной высоты, уменьшающейся от торца болта к его головке со стороны прилагаемой на деталь нагрузки и увеличивающейся к головке болта с диаметрально противоположной

10 стороны болта.

Болтовое срезное соединение деталей Болтовое срезное соединение деталей Болтовое срезное соединение деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к сдвигоустойчивым болтовым соединениям деталей

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к разъемным и неразъемным соединениям деталей из легких сплавов, пластмасс и древесины

Изобретение относится к машиностроению и касается срезных соединений деталей

Изобретение относится к машиностроению , в частности к соединениям деталей с односторонним доступом

Изобретение относится к машиностроению , в частности к способам получения многорядного соединения деталей

Изобретение относится к машиностроению , к соединениям деталей с требованиями к минимальному весу и надежности стопорения

Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано при изготовлении многорядных средних болтовых и заклепочных соединений тонколистовых деталей

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, и может применяться в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в конструкции стыков рам газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для стыковки агрегатов, например центроплана и отъемной части крыла, фюзеляжа с килем, стыковки частей пилона между собой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей, обладающих большой усталостной прочностью

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных строительных элементов

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к крепежной системе, содержащей резьбовую крепежную деталь, имеющую признак преобладающего крутящего момента

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали
Наверх