Соединение деталей

 

Использование: машиностроение, а именно в многорядных срезных болтовых соединениях деталей. Сущность изобретения: соединяемые листы установлены внахлестку и скреплены рядами болтов с гайками и шайбами. Болты среднего ряда установлены с наклоном в сторону, противоположную направлению действия эксплуатационной нагрузки,5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5 F 16 В 5/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4782307/27 (22) 16,01,90 (46) 15.05.92. Бюл, ¹ 18 (71) Харьковский авиационный институт им. Н,Е. Жуковского (72) Э.Н. Румянцев, А.Г. Шаманов, А.Е. Новожилов и В,Г, Бабичев (53) 621.882 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1548540, кл. F 16 В 5/02, 1988.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных болтовых соединений.

Известна конструкция многорядных срезных болтовых соединений.

Усталостное разрушение известных соединений происходит по сечениям под крайние ряды крепежных элементов, что объясняется высоким уровнем напряжений растяжения в соединяемых деталях и уровнем напряжений смятия по стенкам отверстий под болты, Для снижения силонагруженности крайних рядов болтов применяют ступенчатые или усовидные стыки.

Однако эффективность известных соединений по критерию усталостной долговечности невысока.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является многорядное соединение деталей посредством болтов, имеющее первый .ряд болтов, установленных с наклоном в сторону от нагрузки на болт. Наклон первого относитель(54) СО ЕДИ Н Е Н И Е Д Е ТАЛ Е Й (57) Использование: машиностроение, а именно в многорядных срезных болтовых соединениях деталей. Сущность изобретения: соединяемые листы установлены внахлестку и скреплены рядами болтов с гайками и шайбами. Болты среднего ряда установлены с наклоном в сторону, противоположную направлению действия эксплуатационной нагрузки, 5 ил. но нагрузки ряда болтов позволяет при их осевой затяжке получить по стенке отверстия под болт и по опорной поверхности головки болта благоприятные технологические напряжения смятия, уменьшающие уровень эксплуатационных, что приводит к повышению усталостной долговечности соединяемых деталей.

Однако получение полезных напряжений смятия по стенкам первых рядов отверстий приводит к догрузке второго ряда отверстий, что снижает эффективность и надежность известного соединения деталей, Цель изобретения — повышение долговечности соединяемых деталей путем обеспечения равномерности распределения напряжений смятия по стенкам всех рядов болтов.

Поставленная цель достигается тем, что соединение деталей содержит установленные рядами в отверстия соединяемых внахлесткулистов болты с размещенными на них шайбами и гайками, причем болты среднего ряда установлены с наклоном в сторону, 1733732 противоположную действию эксплуатационной нагрузки на болт.

На фиг, 1 изображена конструкция соединяемых листов до установки болтов; на фиг. 2 — конструкция соединения деталей после установки и осевой затяжки крайних рядов болтов; на фиг. 3 — характер предварительного напряжения крайних рядов болтов после установки внутреннего ряда; на фиг. 4 — конструкция болтового соединения после установки всех рядов болтов, гаек и шайб; на фиг, 5 — конструкция и характер напряженного состояния в соединении в месте вероятного усталостного разрушения соединения после приложения на соединение эксплуатационной нагрузки, Разработанное соединение деталей состоит из соединяемых листов и нескольких рядов болтов, гаек и шайб. Местом вероятного усталостного разрушения соединяемых внахлестку листов являются сечения по крайним рядам отверстий под болты: сечение А — А для первого листа и сечение Б — Б для второго листа. Средством предварительного напряжения соединяемых листов является средний ряд болтов, установленный в пакет соединяемых деталей с предварительным наклоном в противоположную сторону от направления действия эксплуатационной нагрузки Рэ.

Техпроцесс сборки разработанного соединения деталей следующий:, сборка в пакет соединяемых листов, сверление крайних и среднего ряда отверстий под болты, причем средний ряд отверстий сверлят под углом к поверхности листа с4р (фиг. 1); установка в пакет и осевая затяжка крайних рядов болтов (фиг. 2); установка и осевая затяжка среднего ряда болтов (фиг. 3); после осевой затяжки среднего ряда болтов происходит смещение соединяемых листов в сторону эксплуатационной нагрузки, но поскольку пакет скреплен на крайние ряды болтов, то это смещение ими парируется и на стенках отверстий под крайние ряды болтов возникают технологические напряжения смятия о м, противоположные эксплуатационным; сверление остальных рядов болтов, установка в них и осевая затяжка всех болтов (фиг. 4); после приложения на соединение эксплуатационной нагрузки Рз происходит перераспределение напряжений смятия по крайним рядам отверстий под болты, в результате чего суммарные напряжения смя50

Формула изобретения

Соединение деталей, содержащее установленные рядами в отверстия соединяемых внахлестку листов болты с размещенными на них шайбами и гайками, при этом болты одного из рядов установлены с наклоном в сторону, противоположную направлению действия эксплуатационной нагрузки, отличающееся тем,что,с целью повышения долговечности путем тия по разрушаемому сечению меньше на величину предварительно созданных сечение А — А, первый лист: о;.Б1 =

= О см. Б1 - О см, Е

5 сечение Б — Б, второй лист; cTcм.Б2 =

= 0 см.Б1 — 0 см.

Догрузка вторых листов в сечении А-А не опасна, как и догрузка первого листа по сечению Б — Б, поскольку листы по этому се10 чению не разрушаются.

По сравнению с известным соединением распор крайних рядов отверстий под болты не приводит к догрузке соседних рядов отверстий, поскольку распор болтов

15 всех рядов идет за счет догрузки только внутренних рядов. Поэтому снижение нагруженности рядов отверстий следует ожидать практически у всех, за исключением среднего, отверстий. Это обеспечивает тех20 нический эффект разработанного соединения деталей по критерию усталостной долговечности по сравнению с известным соединением, поскольку снижение напряжений смятия по стенкам отверстий приво25 дит к снижению концентрации напряжений на кромке отверстия и повышению усталостной долговечности локальной зоны усталостного разрушения.

Величину предварительного напряже30 ния целесообразно выбрать такой, чтобы предварительные напряжения смятия были бы равны эксплуатационным. В этом случае техническая эффективность разработанного соединения деталей наибольшая, В само35 летостроении нашли широкое применение соединения листов из дюралевых сплавов типа Д16Т, В95 стальными болтами из

30ХГСНА, 16ХСН, 40ХНМЮ и т. и, Для этих пар сочетаний можно рекомендовать угол установки внутреннего ряда cgр = 3 6, Диаметр внутреннего ряда для повышения эффективности распора целесообразно увеличить на 20 — 40 .

Разработанное соединение деталей позволяет повысить усталостную долговечность соединения на 25 — 40о, повысить ресурс соединения на 5 — 10 либо снизить его массу.

1733732 обеспечения равномерности расп ределения напряжений смятия на стенках отверФИГ.4 стий крайних рядов, в нем с наклоном установлены болты среднего ряда.

Соединение деталей Соединение деталей Соединение деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для соединения деталей, имеющих односторонний доступ

Изобретение относится к машиностроению , в частности к разъемным соединениям узлов и деталей с односторонним доступом

Изобретение относится к резьбовым крепежным средствам, устанавливаемым с односторонним доступом

Изобретение относится к машиностроению , в частности к самолетостроению, и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных болтовых соединений

Изобретение относится к машиностроению , а именно к сдвигоустойчивым болтовым соединениям деталей

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, и может применяться в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в конструкции стыков рам газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для стыковки агрегатов, например центроплана и отъемной части крыла, фюзеляжа с килем, стыковки частей пилона между собой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей, обладающих большой усталостной прочностью

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных строительных элементов

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к крепежной системе, содержащей резьбовую крепежную деталь, имеющую признак преобладающего крутящего момента

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали
Наверх