Способ сварки стальных конструкций

 

Использование: в конструкциях из ферритных сталей, работающих в условиях повышенного коррозионно-эрозионного износа, динамических и циклических нагрузок при низких температурах. Сущность изобретения: сварку выполняют низколегированным ферритным материалом. Облицовочный шов аустенитным материалом. Аустенитная сталь облицовки имеет критическую температуру хрупкости Ткзо на 100- 120°С ниже ферритной основы шва. Электрохимический потенциал облицовки по водороду на 400...500 мВ более электроположительный , чем свариваемой стали. Облицовка имеет следующий химический состав, мас.%: углерод 0,01...0,12; кремний 0,2..,2,2; марганец 1.0...2.3: хром 15.0...23,0; никель 9,0...26,0; молибден 0,1...7,0; ванадий 0,05...1,6; титан 0,10...0,35; азот 0,02..,0,20; железо - остальное. 2 табл. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (II) (51) s В 23 К 9/23, 35/30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ . К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4844791/27 (22) 16.05.90 (46) 07.06.92. Бюл. М 21 (71) Центральный научно-исследовательский институт КЬнструкционных материалов

"Прометей" (72) И, В. Горынин, Ю. Л. Легостаев, Л. В. Грищенко, О. Г. Соколов, В. В. Бусыгин и В.А. Малышевский (53) 621.791.92(088.8) (56) Искра Е. В., Курцевалова Е. П. Технология окраски судов. — Л.: Судостроение, 1981.

Люблинский Е, Я. Электрохимическая защита от коррозии. — М.: Металлургия, 1987.

Дрейзеншток 3. В., Лушков М. Л.Справочник сварщика судостроителя — Л.: Судостроение, 1977.

Авторское свидетельство СССР

М 712210, кл. В 23 К 9/23, 18.11.77.

Изобретение относится к сварке, а именно к сварке стальных конструкций, например корпусов судов ледового плавания и ледоколов, которые эксплуатируются в условиях повышенного коррозионно-эрозион ного износа от воздействия морской воды и содержащего песок льда, одновременно корпуса подвергаются значительным динамическим и циклическим нагрузкам в сочетании с низкими (до — 40 — 500C) температурами, в результате чего возникает опасность хрупкого разрушения, особенно в зоне сварного шва.

Для защиты от коррозии широко используют различные лакокрасочные и ме(54) СПОСОБ СВАРКИ СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ (57) Использование: в конструкциях иэ ферритных сталей, работающих в условиях повышенного коррозионно-эрозионного износа, динамических и циклических нагрузок при низких температурах. Сущность изобретения: сварку выполняют низколегированным ферритным материалом. Облицовочный шов аустенитным материалом.

Аустенитная сталь облицовки имеет критическую температуру хрупкости Ткз0 на 100—

120 С ниже ферритной основы шва, Электрохимический потенциал облицовки по водороду на 400...500 мВ более электроположительный, чем свариваемой стали.

Облицовка имеет следующий химический состав, мас,%; углерод 0,01...0,12; кремний

0,2...2,2; марганец 1,0...2,3; хром 15,0...23,0; никель 9,0...26,0; молибден 0,1...7,0; ванадий 0,05...1,6; титан 0,10...0,35; азот

0,02„,0,20; железо — остальное. 2 табл. таллизационные покрытия. Однако опыт эксплуатации атомных ледоколов типа "Сибирь" и "Таймыр" показывает, что все покрытия, даже наилучшее известное финское

"Инерта — 160", не выдерживают одной навигации при плавании в тяжелых зимних льдах

Северного морского пути. B результате часть корпуса, лишенная защитных покрытий, подвергается усиленному коррозионно-эрозионному износу.

Системы электрохимической защиты также недостаточно устойчивы в условиях ледового плавания и не гарантируют надежной защиты сварных швов.

1738537

Известен и широко применяется способ сварки корпусных конструкций низколегированными (ферритными) сварочными материалами. Сварочный материал, обладая равной прочностью с основным металлом, имеет более низкий электрохимический потенциал по водороду. В результате при отсутствии надежной антикоррозионной защиты в условиях ледового плавания происходит повышенное, по сравнению с основным металлом, коррозионно-эрозионное разъедание металла шва. Это ведет к снижению конструктивной прочности корпуса, появлению концентраторов, повышающих опасность хрупкого разрушения при пониженных температурах и большому объему дорогостоящих восстановительных работ, выводящих суда из эксплуатации, Подбор ферритных сварочных материалов с близким к основному металлу электрохимическим потенциалом не дает должного эффекта. Это объясняется тем, что на практике при строительстве корпусов крупнотоннажных судов и ледоколов, имеющих большую протяженность сварных швов, невозможно подобрать партию сварочных материалов одного состава. Кроме того, ликвация легирующих элементов при кристаллизации шва приводит к разнице потенциалов между швом и основным металлом, когда шов становится протектором в электрохимической паре шов — основной металл. Применение более легированных ферритных сварочных материалов ограничено их меньшей сопротивляемостью хрупким разрушениям при пониженных температурах и худшей технологичностью при выполнении операций сварки.

Использование аустенитных сварочных материалов не обеспечивает равнопрочности сварного шва основному металлу для высокопрочных сталей, а также существенно удорожает конструкцию.

Наиболее близким к предлагаемому является способ дуговой сварки сталей, при котором сварка глубокоаустенитных сталей выполняется в два слоя, причем внешний слой наплавляется коррозионно-стойкой сталью, а внутренний — ферритными (низколегированными) сварочными материалами, что позволяет избегать горячих трещин при сварке глубокоаустенитных сталей.

Недостатком известного способа является то, что он разработан применительно к сварке глубокоаустенитных сталей и неприменим для сварки конструкций из ферритной стали, работающих в условиях коррозионно-эрозионного износа, по причине отсутствия ограничений в величине разности электрохимического потенциала между облицовкой и основным металлом, что определяется химическим составом аустенитного слоя. Кроме того, в известном способе не оговорена критическая темпера5 тура хрупкости облицовочного слоя, почему не гарантируется в сварном соединении сопротивляемость хрупким разрушениям при пониженных температурах на уровне основного металла, 10 Целью изобретения является повышение стойкости сварного шва против коррозионно-эрозионного износа и сопротивляемости сварной конструкции хрупким разрушениям при пониженных

15 температурах.

Цель достигается тем, что ферритные швы дополнительно облицовываются без нарушения сплошности сталью аустенитного класса с плавным перекрытием зоны тер20 мического влияния. При этом аустенитная сталь имеет химический состав, мас. /:

Углерод 0,01 — 0,12

Кремний 0.2-2,2

Марганец 1,0 — 2,3

25 Хром 15,0 — 21,0

Никель 9,0.— 26,0

Молибден 0,1 — 7,0

Ванадий 0,05 — 1,6

Титан 0,1 — 0,35

30 Азот 0,02 — 0,20

Железо Остальное и электрохимический потенциал по водороду на 400 — 500 м В более электроположител ьный, чем свариваемая ферритная сталь, 35 причем критическая температура хрупкости

TQ3Q аустен итной на плавки на 1 00 — 1 20 С ниже, чем у ферритной основы шва.

Соотношение характеристик (электрохимического потенциала и Ткано) определяет40 ся в первую очередь химическим составом аустенитной наплавки. Превышение разницы электрохимических потенциалов наплавки и .основного металла на большую величину приводит к появлению "ножевой"

45 коррозии. Нижний уровень потенциала аустенитной наплавки определяется химическим составом, гарантирующим отсутствие межкристаллитной коррозии, а также пассивностью аустенитной стали за счет созда50 ния защитной пленки.

Величина разности критических температур хрупкости Ткано определена исходя из необходимости обеспечения хладостойкости сварного шва на уровне основного ме55 талла.

Для определения оптимального состава аустенитной проволоки облицовки и величины разницы в злектрохимических потенциалах и критических температурах изготовлены стыковые пробы из судострои1738537

55 тельной стали типа 10ХСНД. Шов выполняли автоматической сваркой проволокой Сев

10ГН под флюсом 48АНК вЂ” 54 с облицовкой аустенитной проволокой, химический состав которой приведен в табл. 1.

Из полученных сварных проб изготавливали образцы для определения общей коррозии, причем соотношение площади аустенитной наплавки и основного металла выдерживали 1:100, что соответствует соотношению площадей швов и основного металла в составе корпуса. Образцы испытывали в среде синтетической морской воды, содержащей лед, при скорости вращения 450 об/мин. После испытаний в течение 1000 ч скорость коррозии, определенная по величине коррозионного износа образца, для всех соединений находилась в пределах 0,54 — 0,59 мм/г, что близко к результатам, полученным на корпусе атомного ледокола "Сибирь". На этих же образцах определяли подверженность околошовной зоны "ножевой" коррозии и величину электрохимических потенциалов по водороду различных участков сварного соединения.

Из аустенитной облицовки швов изготовлены образцы для определения склонности к межкристаллитной коррозии по методу АМУ.

Для определения стойкости против хрупких разрушений при пониженных температурах из ферритной основы шва и аустенитной облицовки изготовили образцы на ударный изгиб (тип I), которые испытывали при понижающихся температурах для определения критической температуры хрупкости Ткз, Ткз считается минимальная температура, ниже которой величина работы удара ниже 30 Дж. Разность критических температур, полученных для ферритной основы и аустенитной облицовки, приведена в табл, 2.

Для оценки хладостойкости сварных соединений изготовлены и испытаны образцы на двойное растяжение. Для сравнения изготовлены и-испытаны образцы из сварного соединения без облицовки и из основного металла.

Увеличение разности критических температур свыше 120 С не имеет практического смысла, так как в этом случае хладостойкость основного металла ниже.

При сохранении равнопрочности сварного соединения предлагаемый способ сварки обеспечивает повышенную сопротивляемость коррозионно-эрозионному износу и стойкость

5 против хрупкого разрушения при пониженных температурах.

Внедрение изобретения позволит получить значительный народно-хозяйственный эффект за счет снижения кор10 розионного износа сварных швов и продления сроков межремонтной эксплуатации корпусов судов ледового плавания и ледоколов; повышения работоспособности и надежности при пониженных температу15 рах; за счет снижения трудоемкости ремонтных работ, Предлагаемый способ сварки найдет широкое применение не только в судостроении, но и в различных отраслях народного

20 хозяйства.

Формула изобретения

Способ сварки стальных конструкций, 25 при котором используют низколегированные ферритные сварочные материалы, а с внешней подверженной воздействию коррозионной среды стороны шов наплавляют аустенитными сварочными материалами, 30 отличающийся тем, что, с целью повышения стойкости сварного шва против коррозионно-эрозионного износа и сопротивляемости хрупким разрушениям при низких температурах при сварке конструк35 ций из ферритных сталей, для облицовки применяют аустенитную сталь следующего состава, мас. :

Углерод 0,01 — 0,12

Кремний 0,2-2,2

Марганец 1,0 — 2,3;

Хром 15 — 23

Никель 9 — 26

Молибден 0,1 — 7,0

Ванадий 0,05 — 1,6

45 Титан 0,10 — 0,35

Азот 0,02 — 0,20

Железо Остальное имеющую критическую температуру хрупкости Ткз на 100 — 120 С ниже ферритной ос50 .новы шва и электрохимический потенциал по водороду на 400 — 500 мВ, более электроположительный, чем свариваемая сталь .

1738537

Cg

S х х

V +I

О с

S O

Охо

ФО о =т с о

CLI CO

1Х Cg о и

v о

6)

Cg

I х ц- S щ Х

Ф л ..«( о о < о

z о с

hC и а. о х

)Я о

С0

Ф

Б Ф . o

М щ z

z =

S

Ф о

)

Е

CQ

CCI

Ф

ICI

S с о

CD

S т

Е о х

Ф

CU

CL

С0

) .:

z

Е

Ц( о

CL

Ф с

;ь о

Ф

CU х

CD

Iv о

)

5 х о

CD т

Е

Б х о о о о

О О CD 4 Ю С9 LA

I- у о

z и ф

Ф = Ф v щ сч о сч о сч о сч

o o o o (3 ID . CB O

n o pp

o . .o о о в © о со

LA ч L0 о о о о

o o о „со сч со сч л о о со и

lA. С ) «1 СЭ

СМ - СЧ

o n св Д сч о

С.) СЧ СЧ

LA о сч о т — СЧ с- С 4 о о о о о о

1738537

Таблица 2

15

25

Составитель В. Бусыгин

Техред М.Морге нтал Корректор Н. Ревская

Редактор Г. Гербер

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1962 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ сварки стальных конструкций Способ сварки стальных конструкций Способ сварки стальных конструкций Способ сварки стальных конструкций Способ сварки стальных конструкций 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам сварки высоколегированных сталей и сплавов с перлитными сталями, а также теплоустойчивых закаливающихся сталей аустенитным швом в конструкциях, эксплуатирующихся при высоких температурах, и может быть использовано в различных областях машиностроения

Изобретение относится к сварочному производству, в частности к способу гигиенической оценки сварочных материалов и устройству для его осуществления

Изобретение относится к технологии сварки и может быть использовано во всех отраслях машиностроения при подготовке кромок свариваемых изделий под сварку

Изобретение относится к сварке, в частности к способам сварки плавлением меди со сталью, и найдет применение в изготовлении электровакуумных приборов

Изобретение относится к сварке соединений из разнородных металлов

Изобретение относится к области сварки и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к порошковым напыляемым материалам, предназначенным для изготовления устойчивых к эрозионной коррозии и окислению защитных слоев путем термического напыления

Изобретение относится к пайке, в частности к составу припоя, используемого при изготовлении сверл из поликристаллов на основе кубического нитрида бора методом пайки

Изобретение относится к сварке, в частности к сплавам, полученным в результате наплавки, и может быть использовано при восстановлении поверхности деталей металлургического оборудования, работающего при термоциклических нагрузках, например стальных рабочих валков и роликов

Изобретение относится к металлургии, в Частности к производству сварочного материала, используемого, преимущественна, для газопламенной сварки и наплавки изделий из серого чугуна

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к пайке металлических деталей из меди, ее сплавов, мельхиора, никеля, молибдена, а также керамики и металлокерамики с использованием в качестве припоя гомогенных ленточных или порошковых припоев на медной основе

Изобретение относится к сварке, в частности к присадочным материалам для заварки дефектов в чугуне

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для исправления дефектов деталей из чугуна, в том числе в литейном производстве при обработке отливок

Изобретение относится к пайке, в частности к составу припоя, применяемого при пайке железокобальтовых сплавов, преимущественно деталей полупроводниковых металлокерамических приборов

Изобретение относится к сварке и может быть использовано для изготовления сварочной проволоки, преимущественно для сварки никелевых дисперсионно-твердеющих сплавов, работающих длительно при температурах свыше 950°С

Изобретение относится к материалам, используемым в качестве стержней для покрытых электродов и сварочной проволоки для сварки в среде защитных газов, автоматической сварки под флюсом и электрошлаковой сварки сталей мартенситного класса, мартенситно-ферритного и мартенситно-аустенитного класса, разнородных сварных соединений этих сталей со сталями перлитного класса, а также для наплавки на детали износостойкого, кавитационного или коррозионностойкого покрытия
Наверх