Способ диагностирования цилиндропоршневой группы газомотокомпрессора

 

Сущность изобретения: при диагностировании измеряют амплитуду вибрации по периметру цилиндра в средней его части на частотах, характерных для трения в сопряжении направляющая поршня - цилиндр, и определяют точку с максимальной амплитудой вибрации. В качестве параметра вибрации используют величину угла между плоскостью движения шатуна и вектором максимальной амплитуды вибрации. Способ позволяет диагностировать дефекты монтажа силовых цилиндров. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s G 01 М 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ех — (-1 — 3, 4 фа

О

О 4 (21) 4863563/06 (22) 12.06.90 (46) 15.06.92. Бюл. ¹ 22 (71) Украинский научно-исследовательский институт природных газов (72) M.Â.Áîéêî, С.Л,Делюсто, Р,B,Êîçàê и

С.А. Сапрыкин (53) 621,43-224.7 (988.8) (56) Патент 4Р ¹ 217883, кл. G 01 М 13/04, 1986. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ГАЗОМОТОКОМПРЕССОРА

Изобретение относится к контролю и диагностированию технического состояния машин, в ча "тности цилиндропоршневой группы газомотокомпрессоров.

Известен способ диагностирования цилиндра ДВС по вибрационным параметрам, согласно которому вибродатчик устанавливают на втулке цилиндра, сигнал с помощью согласующего устройства подают на вход временного селектора, где анализируется его информативная составляющая во временном окне вблизи верхней мертвой точки (ВМТ). О наличии задира свидетельствует превышение величины амплитуды импульса выше его порогового значения.

Однако результат диагностирования недостаточно корректен вследствие случайных флуктуаций вибросигнала.

Известен способ диагностирования, который обеспечивает повышение достоверности диагностирования путем определения эксцесса плотности распределения вероятностей мгновенных значений (57) Сущность изобретения: при диагностировании измеряют амплитуду вибрации по периметру цилиндра в средней его части на частотах, характерных для трения в сопряжении направляющая поршня — цилиндр, и определяют точку с максимальной амплитудой вибрации. В качестве параметра вибрации используют величину" угла между плоскостью движения шатуна и вектором максимальной амплитуды вибрации. Способ позволяет диагностировать дефекты монтажа силовых цилиндров. 1 ил.

I вибросигналов в окрестности собственной частоты пары поршень — втулка цилиндра где М4(х) — момент четвертого порядка вибропроцесса;

% — среднеквадратичное значение вибропроцесса;

Ех — коэффициент эксцесса.

Превышение точности определения предаварийной ситуации, связанной с задиром, достигается за счет того, что пороговые значения для задира в 3-4 раза превышают значения эксцесса, обусловленного случайными флуктуациями.

Недостатками такого способа являются низкие функциональные возможности и неполное использование информации, которую несет в себе вибросигнал о техническом состоянии узлов, так как анализируется лишь его часть во временном окне вблизи

В MT.

1741007

50

Наиболее близким к предлагаемому является способ определения состояния деталей машин, согласно которому эффективная величина колебания регистрируется и используется для выявления повреждений, при этом эффективная и пиковая величины связываются одна с другой посредством умножения и во время диагностирования регистрируется временное изменение произведения. Изменение вибрации может осуществляться во всем частотном спектре.

После монтажа производится измерение параметров вибрации исходного состояния.

Измеренные исходные колебания узла сравниваются с состоянием в момент времени t, Однако такой способ не позволяет конкретно указать, какие именно дефекты имели место и какие причины обусловили изменение спектров вибрации. B частности, невозможно проверить привалку поршня к цилиндру. Технологический процесс на ремонт газомотокомпрессора предусматривает эту операцию и необходимо знать, следует ее проводить или нет. Поршень правильно привален к цилиндру, если обеспечивается для данного цилиндра монтажный зазор, установленный технологическим процессом, и ось поршня перпендикулярна оси пальца шатуна. Кроме того, невозможно отделить ошибку в привалке поршня к цилиндру при монтаже от других дефектов, например от увеличенного зазора между поршнем и цилиндром, что немаловажно для определения мероприятий по эксплуатации.

Своевременное диагностирование технического состояния пары цилиндр — поршень повышает ресурс машины и способствует выбору рационального объема ремонтных работ.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей за счет оценки состояния сопряжения "направляющая поршня — цилиндр", Поставленная цель достигается тем, что согласно способу диагностирования цилиндропоршневой группы газомотокомпрессора, включающему измерение параметра вибрации на заданной частоте и сравнение его с эталоном, измеряют амплитуду вибрации по периметру цилиндра в средней его части на частотах, характерных для трения в сопряжении "направляющая поршня — цилиндр", определяют точку с максимальной амплитудой вибрации, а в качестве параметра вибрации используют величину угла между плоскостью движения шатуна и вектором максимальной амплитуды вибрации, 5

Направление максимальной вибрации определяет место касания направляющей части поршня и стенки цилиндра при выбирании зазора. Полоса частот, где источником вибрации является трение, выбирается из анализа временной реализации сигналов.

На чертеже приведена временная реализация вибросигнала силового цилиндра.

B промежутке времени между перекладками поршня за период Т оборота коленчатого вала показаны: А(с) — переходный процесс от зажигания и сгорания рабочего тела; В(с) — импульсы зажигания в временном окне вблизи ВМТ; С(с) — переходный процесс, связанный с перекладкой поршня;

0(с) — высокочастотные колебания, в которых присутствуют составляющие, связанные с поршнем в сопряжении

"направляющая поршня — цилиндр".

В промежутке времени между перекладка. и поршня на временной реализации виб роси гнала присутствуют соста вля ющие колебаний, связанные с трением в сопряжении "направляющая поршня — цилиндр". На спектрах вибрации силовых цилиндров находят спектральные составляющие вибросигнала во временном интервале О, Получив спектр вибрации в различных местах цилиндра по его периметру, анализируют уровень вибрации в полосе частот, в которой существенный вклад в вибросигнал вносит трение между направляющей поршня и стенкой цилиндра, и находят направление максимальной вибрации, соответствующее месту касания поршня и цилиндра при выбирании зазора, Далее определяют угол р между плоскостью движения шатуна и направлением максимальной вибрации. При ф= 0 и перпендикулярности осей поршня и нижнего пальца шатуна проверку привалки поршня к цилиндру можно не производить. При превышении углом определенной величины проверку привалки надо производить обязательно. Неправильная привалка произведена тогда, когда направление минимального зазора смещается относительно плоскости движения шатуна (место минимального зазора между цилиндром и поршнем лежит не в плоскости движения шатуна).

Способ реализуется следующим образом.

На работающем агрегате измеряют уровни вибрации по периметру цилиндра в средней его части в полосе частот, где существенный вклад в вибросигнал вносит трение между направляющей частью поршня и стенкой цилиндра. Определяют угол р меж1741007

Формула изобретения

Т/2

Составитель P.Êoçàê

Редактор Л.Веселовская Техред М.Моргентал Корректор М.Керецман

Заказ 2080 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ду плоскостью движения шатуна и направлением максимальной вибрации. Если угол превышает установленную величину для данного типа газомотокомпрессоров, то производят проверку привалки поршня и устраняют механическим способом обнаруженные дефекты (шабровка, шлифовка, проверка перпендикулярности).

Пример. Использование способа для газомотокомпрессоров типа 10ГКН, На чертеже приведена временная реализация вибросигнала силового цилиндра

ГМК 10ГКН в средней его части. Участок временной реализации вибросигнала D содержит составляющие, в которые вносит существенный вклад трение между направляющей частью поршня и стенкой цилиндра в полосе частот 2200-3000 Гц. В этой полосе замеряют уровни вибрации по периметру силового цилиндра в средней его части. Находят максимальное значение вибрации и ориентации (угол p) плоскости движения шатуна к направлению минимального зазора. Путем измерения угла р для большого количества силовых цилиндров ГМК 10ГКН (более 300) и последующего сравнения с результатами проверки привалки установлено, что у 70% цилиндров минимальный зазор по периметру. цилиндров лежит в плоскости движения шатуна и привалка поршней произведена правильно, а у 20 наблюдается сильное смещение направления минимального зазора; при неправильной привалке угол о, как правило, больше 15О. Таким образом, если р > 15О, то привалку необходимо проверить и устранить дефекты монтажа силовых цилиндров ГМК 10ГКН.

Достигаемое при использовании изобретения повышение функциональных воз5 можностей диагностирования позволяет своевременно определить технологические мероприятия, обеспечивающие снижение аварийности, увеличение наработки и снижение затрат на монтаж и эксплуатацию.

10 Экономическая эффективность от применения предлагаемого способа достигается за счет увеличения ресурса работы силовых цилиндров и межремонтного периода, уменьшения стоимости эксплуатации.

15 Кроме того, возрастает безопасность труда, поскольку снижается опасность неожиданных отказов.

Способ диагностирования цилиндропоршневой группы газомотокомпрессора, включающий измерение параметра вибрации на заданной частоте и сравнение его c

25 эталоном, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет оценки состояния сопряжения "направляющая поршня — цилиндр", измеряют амплитуду вибрации по перимет30 ру цилиндра в средней его части на частотах, характерных для трения в сопряжении

"направляющая поршня — цилиндр", определяют точку с максимальной амплитудой вибрации, а в качестве параметра вибрации

35 используют величину угла между плоскостью движения шатуна и вектором максимальной амплитуды вибрации.

Способ диагностирования цилиндропоршневой группы газомотокомпрессора Способ диагностирования цилиндропоршневой группы газомотокомпрессора Способ диагностирования цилиндропоршневой группы газомотокомпрессора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к вибродиагностике и может быть использовано как в производстве машин и механизмов для повышения их качества, так и при эксплуатации для поддержания необходимого уровня их работоспособности

Изобретение относится к испытаниям двигателя внутреннего сгорания (ДВС) в условиях низких температур и позволяет сократить время подготовки ДВС к испытаниям и уменьшить при этом энергетические затраты

Изобретение относится к приборостроению

Изобретение относится к машиностроению и Может быть использовано в области производства и ремонта двигателей внтуреннего сгорания (ЛВС), Цель изобретения - уменьшение расхода топлива и времени приработки

Изобретение относится к испытательным стендам для испытания двигателя внутреннего сгорания и представляет собой транспортный контейнер, который может доставляться к месту нахождения ремонтного предприятия или к месту эксплуатации двигателя, быстро.приводиться в готовность к эксплуатации и пригоден для малой проверки качества двигателя, В контейнере размещен испытательный стенд для проверки двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх