Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес на износ, изгибную прочность и усталостное выкрашивание. Цель изобретения - сокращение времени испытаний , числа испытуемых колес, повышение надежности и достоверности испытаний. Устройство содержит испытуемое и программные зубчатые колеса с соотношением зубьев, равным смешанному числу km/a. Каждое из колес имеет зубчатый венец, состоящий из центральной и двух боковых частей , каждая из которых разделена на секторы, чередующиеся между собой в шахматном порядке. Выбор количества зубьев в секторах и на всех зубчатых колесах по определенному закону позволяет осуществить необходимый закон нагружения исследуемых зубьев испытуемого колеса. Причем испытания не прерываются при поломке одного или нескольких зубьев, а продолжаются до выхода из строя всех зубьев, что сокращает время на переналадку устройства и позволяет довести эксперимент до конца . 1 з.п.ф-лы, 13 ил.

(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 6 01 M 13/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4694942./28 (22) 24.05.89 (46) 07,07.92. Бюл, hh 25 (71) Киевский политехнический институт им.

50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) В.А. Стадник (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hL 1019255, кл, 6 01 М 13/02, 1982.

Авторское свидетельство СССР

N 1432366, кл. G 01 М 13/02, 1988. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАЛОСТНЫХ

ИСПЫТАНИЙ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес на износ, изгибную прочность и усталостное выкрашивание. Цель изобретения — сокращение времени испыИзобретение относится к машинострое. нию, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес на износ, иэгибную прочность и усталостное выкрашивание.

Известно устройство для усталостных испытаний зубчатых колес, содержащее зубчатые «олеса различных диаметров, на венце одного иэ которых выполнены смещенные вдоль оси центральный и боковые зубчатые сектора и сектора со срезанными зубьями на них, а другое колесо выполнено трехвенцовым.

Недостаток этого устройства заключается в том, что испытание зубчатых колес происходит при повышенных вибрациях, которые вызываются циклическим смещением таний, числа испытуемых колес, повышение надежности и достоверности испытаний.

Устройство содержит испытуемое и программные зубчатые колеса с соотношением зубьев, равным смешанному числу km/a.

Каждое из колес имеет зубчатый венец, состоящий из центральной и двух боковых частей, каждая из которых разделена на секторы, чередующиеся между собой в шахматном порядке. Выбор количества зубьев в секторах и на всех зубчатых колесах по определенному закону позволяет осуществить необходимый закон нагружения исследуемых зубьев испытуемого колеса. Причем испытания не прерываются при поломке одного или нескольких зубьев, а продолжаются до выхода из строя всех зубьев, что сокращает время на переналадку устройства и позволяет довести эксперимент до конца. 1 з.п.ф-лы, 13 ил, линии действия нагрузки вдоль оси колеса при его вращении, что ограничивает быстроходность передачи и снижает точность получаемых экспериментальных данных, Наиболее-близким к изобретению по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является устройство для усталостных испытаний зубчатых колес, содержащее испытуемое и программное зубчатые колеса разных диаметров, отношения числа зубьев ЕБ большего колеса к числу ka + m u числа.зубьев ZM меньшего колеса к числу а одинаковы и равны целому числу, не равному единице, где k — целая часть смешанного числа —, m и а — соответственно числитель

m а и знаменатель правильной дроби смешанс ного числа, венец программного колеса составлен иэ смещенных вдоль оси центральных и боковых секторов; зубчатых и со срезанными зубьями, выполненных чередующимися в шахматном порядке с шагом, равным или кратным Z /a для меньшего и

Zef(ka + m) для большего программного колеса. Количество программных колес равно единице, количество центральных и боковых зубчатых секторов меньше числа а для меньшего и (ka + m) для большего программных колес, а числа зубьев на центральных зубчатых секторах различны, поэтому усталостное выкрашивание или излом зубьев в первую очередь произойдет на тех секторных участках, которые при одинаковой нагрузке подвержены большему числу циклов нагруження, ч- о ip=6, c r для каждого опыта

ОднО испытуемое кОлесо, Целью изобретения является сокращение времени испытаний, числа испытуемых колес, повышение надежности и достоверности испытаний.

Укаэанная цель достигается тем, что количество программных колес не превосходит числа ka+ m — 1 для меньших и а+ 1 для больших, количество центральных и боковых зубчатых секторов программных колес соответственно для меньших равно не более.а и для больших не более ka + m, числа зубьев центральных зубчатых секторов каждого из программных колес в отдельности одинаковы и меньше Z /а для меньших и

Ze/(ka+ m) для больших программных колес, суммарное число зубьев центральных зубчатых секторов для меньших колес равно

Z

Кроме того, иСпытуемое или программные колеса снабжены дополнительными боковыми зубчатыми венцами, венец испытуемого колеса составлен из смещенных вдоль оси колеса нескольких групп центральных и Ьоковых секторных участков, зубчатых и со срезанными зубьями с одинаковыми числами соответственно зубьев и срезанных зубьев в каждой группе в отдельности, равными числу зубьев центральных зубчатых секторов каждого из программных колес и расположенных с.шагом, равным числу зубьев Z„/а для меньшего и Ze/(ka+ m) для большего испытуемых колес, выполненными чередующимися в шахматном порядке. При этом количество групп центральных сектор5 ных участков равно количеству программных колес, группы секторных участков испытуемого колеса и центры программных колес смещены друг относительно друга на одинаковый угловой шаг, суммарное коли10 чество центральных секторных участков со срезанными зубьями и каждой группе и количества центральных зубчатых секторов соответствующего этой группе программного колеса равно числу а для

15 меньшего и ka + m для большего испытуемых колес, а ширина центральных секторов программных колес или центральных секторных учас1ков испытуемого колеса но крайней мере не меньше суммарной шири20 ны центральных и боковых секторных участков. испытуемого колеса или центральных и боковых секторов программных колес с дополнительными боковыми зубчатыми венцами.

25 На фиг, 1 изображен стенд замкнутого контура с устройством для усталостных испытаний зубчатых колес; на фиг, 2 — разрез

А — А на фиг. 1; на фиг, 3 — вариант выполнения устройства; на фиг. 4 и 5 — диаграммы

30 чисел циклов нагружения и крутящих моментов на центральных секторных участках испытуемого колеса; на фиг. 6-10 — развертки программных и испытуемого колес при одном из вариантов их выполнения; на фиг.

35 11 — 13 — соответствующие диаграммы чисел циклов нагружения и крутящих моментов на центральных секторных участках испытуемого и программного колес.

Стенд содержит устройство для устало40 GTHblx испытаний зубчатых колес и замыкающие зубчатые передачи, смонтированные в отдельных картерах, Устройство состоит из испытуемого колеса 1, установленного на валу 1, и нескольких программных колес, 45 например 3 — ", установленных на выходных валах 7 — 10 и зацепляющихся с испытуемым колесом 1, причем диаметр испытуемого колеса 1 больше диаметров программных колес 3 — 6, 50 Отношение числа зубьев Ze большего колеса 1 к числу зубьев Z> меньших колес

3-6 равно смешанному числу k —, где k— а целая часть смешанного числа, m и а — соот55 ветственно числитель и знаменатель правильной дроби смешанного числа, Например, если отношение чисел зубьев Ze

1 и ZM применять равным 1 —, то k равно

4 единице, m — также единице, а — четырем, 1746241

Количество программных колес, например, колес 3-6, установленных на выходных валах 7 — 10 не превосходит число а и равно, например, четырем.

Венец каждого из программных колес

3 — 6 в отдельности, например колеса 3; состоит из смещенных вдоль оси нескольких центральных секторов, например, 11 — 14 с одинаковыми числами зубьев, например

Z o, меньшими ZM/a, и отделенных от них технологическими проточками 15 и 16 боковых секторов 17 — 20, чередующихся в шахматном порядке с центральными 21 — 24 и боковыми 25 — 28 секторами со срезанными зубьями, расположенными с шагами, равными числу зубьев ZM/à, равными, например, ZM/4 при а = 4, Аналогично венцы программных колес

4, 5 и 6 состоят иэ смещенных вдоль оси центров 29, 30 и 31 с одинаковыми числами зубьев, равными соответственно 2«, ZMz u

ZM3, и боковых зубчатых секторов, чередующихся в шахматном порядке с центральными и боковыми секторами со срезанными зубьями, расположенными с шагами, равными, а также кратными числу зубьев ZM/à, равными, например, Z /4, Z /4 и Zp/2 для программного колеса 4; 2 для программного колеса 6.

Количество центральных и боковых секторов CMi каждого иэ программных колес

3 — 6 в отдельности отлично друг от друга, не превосходит число а и равно, например, Смо

= 4 для программного колеса 3; См1 = 3 для программного колеса 4; Смг =2 для программного колеса 5; Смз = 1 для программного колеса 6.

Сумма числе зубьев 2мо, 2м1, 2мг и Zw3 центральных зубчатых секторов, взятых по одному на каждом из программных колес 3, 4, 5 и 6, равна ZM/a или ZM/4 при а = 4. Числа зубьев 2мо, 2«, Zì2 и ZM3 центральных зубчатых секторов программных колес 3, 4, 5 и

6 могут быть различными или одинаковыми, равными, например, ZM/à i, где 1 — количество программных зубчатых колес.

Испытуемое колесо 1 выполнено с проточками 32 и 33, разделяющими зубчатый венец на три отдельных зубчатых венца: центральный 34, например, шириной В и боковые.35 и 36 шириной В/2, Проточки 32 и 33, глубина которых больше высоты зуба, выполняются для выделения центрального-зубчатого венца 34, как отдельного зубчатого колеса шириной В, предназначенного для усталостных испытаний. Боковые венцы 35 и 36 обеспечивают лишь непрерывность зацепления испытуемого колеса 1 с программными колесами

3 — 6 и для получения экспериментальных данных могут не использоваться.

Один из двух произвольно взятых центральных зубчатых секторов, например, сек5 тор 13 из двух секторов 13 и 29 соседних программных колес, например колес 3 и 4, зацепляющихся с центральным венцом 34 испытуемого колеса 1, расположен внутри, а второй сектор 29 расположен снаружи

10 центрального угла между линиями, соединяющими центр испытуемого колеса 1 с центрами соседних программных колес 3 и 4.

Центры соседних программных колес, например, 3 и 4 расположены с угловым

15 шагом та, равным центральному углу зубчатого сектора испытуемого колеса 1 с числом зубьев tzo, равным сумме двух чисел зубьев, первое из которых равно 2в/(ka+ m) . или 26/(a + 1) при k = 1, m = 1 или равно, 20 например, 26/5 при а = 4, а второе равно числу зубьев 2>о центрального зубчатого сектора, например сектора 13 программного колеса 3, расположенного внутри центрального угла между линиями, соединяющими центр испытуемого колеса 1 с центрами соседних программных колес 3 и 4, т.е.

tzo = 26/(ka + m) + 2мо.

Аналогично tz) = Za/(ka + m) + Z«;

tzz = Za/(ka+ в) + 2мг:

35 тгз = Z6/(ka+ m)+ 2мз.

В случае, когда ZMo = 2« = 2мг = ZM3 =

=2м/а

40 числа зубьев tzo, tz1, tz2 и tz3 соответствующих зубчатых секторов испытуемого колеса

1 (фиг. 2) равны между собой и определяются по зависимости

45 tzi = Z6/(ka+ m)+ 2

Поскольку ZM = —, то

Zs a (ЕГ+гп

Z6 i+1 (Ы3+%)

Тогда при k - 1, m = 1, а = 4 и i = 4

tzi = Zs/4.

Для определения углового шага tm расположения центров программных колес 3 — 6 используют формулу

tea= Z tzl

360 (2)

26 л

360 б о

Тогда Il p> 121 = б/4 ти =;;т (фиг. 2).

Замыкающие зубчатые передачи состоят из центрального колеса 38, установленного на входном валу 2, и нескольких одинаковых зубчатых колес, например, колес 39 — 42, установленных на выходных ва-, -лах 7 — 10 и равных rio количеству числу программных колес, например четырем, О < но;ь.ем и; c; . 3> 1. û цен рэльного колеса 38 к числу зубьев зубчатых колес

39 — 42 отлично от отношения чисел зубьев

Z6/Zм испытУемых пеРеДач Ус Ройства на

1 — 57;. Привод 43 через муфту 44 связан с испытуемым колесом 1, Входной 2 и выходные 7 — 10 валы соединяют соответственно испытуемое колесо 1, - центральное колесо 38 и программные колеса 3 — 6 и зубчатые колеса 39 — 42 в замкнутую схему с помощью жесткой муфты 45 и фрикционных муфт 46-49 с малым проскальзыванием, содержащих нагружающие устройства 37, 50 — 5?, например, пру>кинного типа, что обеспечивает автономное на-: гружение каждого из программных колес

3 — 6 крутящими моментами ТО, Т1, Т2 и ТЗ, постоянными дпя каждого программного колеса в отдельности и отличными друг от друга, причем To < Т1 < Т2 < Тз, Тогда и ри отношении чисел зубьев

Z6/Z, равном k — (ка + т)/а, или, как

Гп а

1частный случай при k = 1, m = », равном 1=

=(а+ 1)!а или 1= 5/4 при а =4, на централь4 ном венце 34 испытуемого колеса 1 можно получить пять секторов, содержащих по

Z6/(а+ 1) или Z6/5 зубьев при а = 4, в пределах каждого из которых имеется по четыре секторных участка с числом зубьев ZMo, ZM1, ZM2 И Емэ, ПадВЕржЕННЫМ В "àÂÈÑÈÌÎÑòÈ От количества центральных зубчатых секторов на каждом из программных колес 3 — 6, не превосходящего числа а и равного, напри* мер, Смо = 4, См» = 3, Смг = 2 и Смз = 1, различным числам циклов нагружения, равных соответственно 4N, 3N, 2N и й, и величинам крутящих моментов То, Т1, Т2 и Тз, причем То < Т1 < Т2 < Тз (фиг, 4), Различнйм величинам чисел циклов нагружения и крутящих моментов могут быть подвержены также зубья секторных участков и меньшего испытуемого колеса.

Для этого программные колеса выполняются большего диаметра, чем испытуе5 мое, а их количество не превосходит число а + 1 и равно, например, 5 при а = 4 (фиг. 3).

Количество центральных и боковых зубчатых секторов Сц каждого из программных колес в отдельности отлично друг от друга и

10. не превосходит число ka+ m и равно, например, соответственно дпя каждого из пяти программных колес Сбо= 5, Сб»= 4, С62 = 3, Сбз=2 и С64=1, Числа зубьев центральных зубчатых

15 секторов каждого из программных колес в отдельности одинаковы и равны Záo Z61 Z62 .

".! Z64 при этом Zoo " б1 + Еб2 + Ебз + 764 =

=Z6/(ka + m).

Один из двух произвольно взятых цент20 рэпьных зубчатых секторов, например сектор Z61 из двух секторов Z61 и Z62 соседних программных колес, зацепляющихся с центральным венцом испытуемого колеса, расположен внутри, а второй сектор Z62

25 снаружи центрального угла между линиями, соединяющими центр испытуемого колеса с центрами соседних программных колес.

Центры программных колес расположены с шагом uxor, равным центральному углу

30 зубчатого сектора испытуемого колеса с числом зубьев ez<, равным разности между двумя числами зубьев, первое из которых равно или кратно ZM/а, а второе — числу зубьев центральных зубчатых секторов про35 граммных колес, расположенных снаружи центрального угла между линиями, соединяюшими центр испытуемого колеса с центрами соседних программных колес, т.е.

tzo = ZM/à — Z6o; 40 tz1 = ZM/а Z61

tZ2 = 7м/а -62

МЗ = Zì/a 63 ту4 = Ъм/а — Z64.

В СдучаЕ, КОГда Z60 - Z61. = Z62 = .6З =

45 Z64=Z6/(ka+ m) 1, числа зубьев tzo, tz1, из и

tz4 зубчатых секторов испытуемого колеса равны между собой и определяются по зависимости

tzl = ZMla — Z6/(ka+ m) i.

Поскольку Z6/(ka + m) = ZM/а, то

2м 1 . 1 — 1 т = — (» --)= — —. (3) а 3 а

55 Тогда и ри а = 4,! - 5 tZ1 " ZM/5.

Для определения углового шага t а расположения центров программных колес используют формулу

1746241

360

ten = tzi, (4) Очевидно, что при tzl = ZM/5 tea = 72 .

Тогда и ри отношении чисел зубьев

Ze/ZM, равном k —, на центральном венце меньшего испытуемого колеса можно получить четыре сектора, содержащих по ZM/а или ZM/4 зубьев при а = 4, в пределах каж10 дого иэ которых имеется по пять секторных участков с числом зубьев Zeo, Zet, Ze2, Ze3 и

Ze4, подверженным в зависимости от количества центральных зубчатых секторов Св на каждом иэ пяти программных колес, не превосходящего число (ka + m) и равного, например, 5, 4, 3, 2 и 1;-различным числам циклов нагружения, равных, соответственно 5N, 4N, 3N, 2N и N, и величинам крутящих моментов То, Т1; Т, Тз и Т4, причем То< Т1 <

Тз < Т4 (фиг. 5).

Для обеспечения равенства чисел циклов нагружения зубьев центральных секторов каждого из программных колес в отдельности и чисел циклов нагружения зубьев отдельных центральных секторов участ- ков испытуемого колеса, отдельно выделенные группы которых зацепляются с центральными зубчатыми секторами определенных программных колес, испытуемоз 1 или программные 30

3 — 6 колеса, например программные колеса 3—

6, снабжены дополнительными боковыми зубчатыми венцами 53 и 54 с одинаковыми числами зубьев на них, равными ZM, отделенными от боковых секторов 17-20 технологиче- 35 скими проточками 55 и 56, Ширина боковых зубчатых секторов 1720, а также ширина дополнительных боковых зубчатых венцов 53 и 54 колес 3 — 6 выбираются. иэ условия обеспечения кон- 40 тактной прочности или на изгиб расположенных на них зубьев за время испытания зубьев центральных зубчатых секторов 11—

14 и равны не менее ширины центральных зубчатых секторов, например B/2.

Кроме того, венец испытуемого колеса 1 составлен из смещенных вдоль оси колеса нескольких групп, например четырех (фиг.

10), центральных 57 — 60 и боковых 61 — 64 секторных участков, зубчатых (участки 57, 59 и

63, 64) и со срезанными зубьями (участки 58, 60 и 61, 62), с одинаковыми числами соответственно зубьев и срезанных зубьев в каждой группе в отдельности, равными числу зубьев центральных зубчатых секторов каж- 55 дого из программных колес, например ZMo, Z t, Еьа, Е з, и расположенных с шагом, равным числу зубьев Ze/(ka + m) или Ze/5 при k=1, е=1 и а=4.

Центральные 57-60 и боковые 61-64 секторные участки, зубчатые (участки 57, 59.

63 и 64) и со срезанными зубьями (участки

58, 60, 61 и 62), выполнены чередующимися в шахматном порядке.

Количество групп центральных секторных участков равно количеству программных колес, например 4.

Секторные участки, зубчатые и со срезанными зубьями, принадлежащие к каждой группе в отдельности и имеющие числа, соответственно, зубьев и срезанных зубьев, равные ZMo, Ем1, Лм2 и ZMa, расположены в пределах секторов с числом зубьев Z6/(ka +

m) или Ze/5 при k = 1, m = 1 и а = 4.

Группы секторных участков расположены по периметру испытуемого колеса в той же последовательности, например Z o, ZMt, ZMg и Емз, и смещены друг относительно друга на тот же шаг, например tzo, тл, tzz и tzc, что и центры соответствующих им программных колес 3 — 6, Суммарное количество центральных секторных участков со срезанными зубьями

bei в каждой группе в отдельности и количества центральных зубчатых секторов C i соответствующего этой группе программного колеса равно числу (ka + m) или 5 при k = 1, гп = 1 и а = 4.

Поскольку количество центральных зубчатых секторов Смо См1, См2 и Смз программных колес 3 — 6 равно соответственно 4, 3, 2 и 1, то количество центральных секторных участков со срезанными зубьями в каждой группе в отдельности равно соответственно для группы с числом зубьев Z>o beo = 1, с числом зубьев ZMt Ьу = 2, с числом зубьев

ZMz bm=3. счислом зубьев Z„a Ья=4.

Центральные секторные участки со срезанными зубьями, принадлежащие одной и той же группе, обозначены на фиг. 10 оди-. наковыми геометрическими фигурами.

Ширина центральных секторных участков 57 — 60 испытуемого колеса 1 по крайней мере не меньше суммарной ширины центральных и боковых секторов программных колес 3 — 6, снабженных дополнительными боковыми зубчатыми венцами 53 и 54, и равна, например, L, где L — суммарная ширина центральных и боковых секторов колес

3 — 6.

Проточки 65 и 66 делят центральные зубчатые сектора испытуемого колеса 1 на основные центральные зубчатые сектора 67 и вспомогательные 68 и 69.

Ширина боковых зубчатых секторов 70 и 71 (позиции остальных боковых зубчатых секторов не показаны) и вспомогательных

12 центральных зубчатых секторов 67 выбирается из условия обеспечения контактной прочности или на изгиб расположенных на них зубьев за время испытания и должна быть равна не менее половины ширины ос- 5 новных центральных зубчатых секторов 67, например В/2, Проточки 32, ЗЗ, 65 и 66, глубина которых больше высоты зуба, выполняются для выделения основных 67 и вспомогательных 10

68 и 69 центральных зубчатых секторов. Основные центральные зубчатые сектора 67 шириной В предназначены для усталостных испытаний, а боковые 70, 71 и вспомогательные центральные 68 и 69 зубчатые сектора 15 обеспечивают лишь непрерывность зацепления испытуемого колеса 1 с программными колесами 3 — 6 и для получения экспериментальных данных могут не использоваться. 20

В случае, когда испытуемое колесо меньше программных колес (не показано),, секторные участки в каждой группе в отдельности расположены с шагом, равным числу зубьев ZM/а, а суммарное количество 25 центральных секторных участков bMI со срезанными зубьями в каждой группе в отдельности и количества центральных зубчатых секторов Сц соответствующего этой группе программного колеса равно числу а, т,е. bMI 30

= Се=а.

Стенд работает следующим образом.

Производят регулировку нагружающих устройств 37, 50 — 52 на величину необходимых по условиям эксперимента усилий, воз- 35 действующих на диски фрикционных муфт

46-49, затем включают привод 43 и приводят во вращение все элементы стенда, Поскольку отношение числа зубьев цен- . трального колеса 38 к числу зубьев зубчатых 40 колес 39 — 42 замыкающих передач отлично от отношения чисел зубьев Z6/ZM испытуе-. мых передач устройства на 1 — 5, то в результате вращения элементов стенда происходит автономное нагружение каждо- 45 го иэ программных колес крутящими моментами постоянной величины, возникающими эа счет сил трения,при малом проскальзывании дисков фрикционных муфт 46 — 49.

При отношении чисел зубьев Z6 к ZM 50 зубчатых колес 1 и 3-6, определяемом в общем случае по зависимости (ka + m)/e (и,, как частный елучай, из отношения (а + 1/а при m и К равных единице) и равном, напри- мер, 5/4 при а = 4, после каждого оборота 55 программных колес 3 — 6 происходит их смещение относительно испытуемого колеса 1 и на один сектор с числом зубьев ZM/а, равным, например,2м/4 при а = 4, контактирующий с секторами испытуемого колеса 1 с числом зубьев Z6/(а 3 1), равным, например, Z6/5 при а =4. По завершении(а+ 1) или пяти оборотов при а = 4 программных колес 3 — 6 относительное положение колес 1 и 3 — 6 становится исходным, затем цикл повторяется.

Поэтому каждый из а секторов, или из четырех секторов при а = 4, программных колес

3 — 6 с числом зубьев на каждом секторе, равным ZM/а или ZM/4, периодически, каждые (а + 1) или каждые 5 оборотов при а =4 контактирует последовательно с каждым из (а+.1) или из пяти секторов при а = 4 испытуемого колеса 1 с числом зубьев на каждом секторе, равным Z6/(а + 1) или Z6/5 при а =

Так как количество CMI центральных зубчатых секторов каждого из программных колес 3 — 6 в отдельности отлично друг от друга и не превосходит число а, например CMo = 4, См1 = 3, Смг = 2 Смз = 1, зубчатые сектора на каждом из программных колес 3 — 6 расположены с шагом, равным, а также кратным числу зубьев ZM/à, а их числа зубьев меньше

ZM/а, то каждый из центральных зубчатых секторов, принадлежащих одному и тому же программному колесу, контактирует с. одними и теми же центральными секторными участками испытуемого колеса 1, расположенными с шагом, равным Z6/(а + 1).

Поскольку один из двух произвольно взятых зубчатых секторов, например сектор

13 из двух секторов 13 и 29 соседних программных колес, например колес 3 и 4, зацепляющихся с центральным венцом 34 испытуемого колеса 1, расположен внутри, а второй сектор 29 расположен снаружи центрального угла между линиями, соединяющими центр испытуемого колеса 1 с центрами соседних программных колес, например, колес 3 и 4, а шаг расположения центров соседних программных колес, например колес 3 и 4, определяется как сумма двух чисел зубьев, первое иэ которых равно

Z6/(à + 1), а второе равно числу зубьев ZMO сектора 13, расположенного внутри центрального угла между линиями, соединяющими центр испытуемого колеса с центрами соседних программных колес 3 и 4. то центральные секторные участки испытуемого колеса 1 с числами зубьев ZMO и Z», контактирующие с центральными зубчатыми секторами 13 и 29, не совпадают, а расположены рядом в пределах каждого иэ секторов с числом зубьев Z6/(а + 1).

Аналогично расположены на центральном венце 34 испытуемого колеса в пределах каждого иэ.секторов с числом зубьев

Z6/(а+ 1) секторные участки с числами зубьев 2» и 2м2, 2м2 и Емз, 2мз и ZM4, контакти13

1746241

5

20

40

50

55 рующие с центральными зубчатыми секторами 29-31 и 13 соседних программных колес 4 и 5, 5 и 6, 6 и 3, Поскольку количество программных колес не превосходит число а и равно, например, четырем, а сумма чисел зубьев центральных зубчатых секторов, взятых по одному на каждом из программных колес

3-6 в отдельности, равна Ем/а, то на центральных венцах испытуемого колеса 1 в и ределах каждого из секторов с числом зубьев

Еь/(а + 1) получают по четыре секторных участка с числами зубьев ZMo, Z<>, Ем2, Емз, расположенных.в той же последовательности, как и центры программных. колес 3 — 6, и каждый в отдельности контактирует с центральными зубчатыми секторами соответствующего программного колеса 3 — 6.

Поскольку цикл нагружения повторяется каждые (а+ 1) оборот программных колес

3 — 6 и а оборотов испытуемого колеса 1, или каждые пять оборотов программных колес

3 — 6 и четыре оборота испытуемого колеса 1, то соответствующие центральные секторные участки испытуемого колеса 1 с числами зубьев ZMO, ZM1, ZM2 и 2мз, расположенные в пределах каждого иэ секторов с числом зубьев Zo/(а+ 1), нагружаются за цикл столько раз, сколько центральных зубчатых секторов См на каждом из программных колес

3 — 6, т.е. соответственно 4, 3, 2 и 1 раз или

4N, 3N, 2N и N циклов нагружения за время . испытания (фиг. 4).

Необходимые крутящие моменты нагружения То, Т>, Т2, Т3 центральных секторных участков испытуемого колеса 1 с числами зубьев Z@o Zv1 Ем2 и Емз рассчитываются по формуле oi p Ni = const наклонной ветви кривой усталости в зависимости от числа циклов нагружения NJ, где о1 — требуемое напряжение; р — показатель степени кривой усталости, и обеспечиваются на каждом из программных колес 3 — 6 в отдельности с помощью фрикционных муфт 46 — 49 с малым проскальзыванием.

Таким образом, представляется возможность произвести на одном испытуемом колесе в зависимости от количества и рограммных колес, равного, например, а (или

4 при а = 4), несколько серий опытов ври различных нагрузках и числах циклов нагружения (почетыре серии опытов при четырех значениях нагрузки То < Т < Т2 < Тз и числах циклов нагружения 4N > 3N > 2N > N, по пять опытов в каждой серии опытов), чем обеспечивается сокращение времени испытания и количества испытуемых зубчатых колес, необходимых для определения выносливости или построения кривой усталости, а также повышение надежности и достоверности испытаний, В случае, когда испытуемое колесо меньше программных, устройство работает аналогичным образом.

Если венец испытуемого колеса 1 составлен из смещенных вдоль оси колеса нескольких групп центральных и боковых секторных участков, зубчатых и со срезанными зубьями, с одинаковыми числами соответственно зубьев и срезанных зубьев в каждой группе в отдельности, равными числу зубьев центральных зубчатых секторов, НаПрИМЕр Ума, ZM1i ZM2 И ZM3, КаждОГО Из программных колес 3-6, расположенных с шагом, равным числу зубьев Zg/(ka + m) или

Zo/(а + 1) при k = 1, m = 1, центральные зубчатые сектора программных колес 3 — 6, контактирующие с соответствующими группами секторных участков, разгружаются за цикл (за пять оборотов) столько раз, сколько центральных секторных участков со срезанными зубьями в каждой группе.

Это обеспечивается тем, что количество групп центральных секторных участков испытуемого колеса 1 равно количеству программных колес, например 4 группы секторных участков расположены по периметру испытуемого колеса 1 в той же последовательности ZMo, Ем1, Ем2 и Z„3 и смещены относительно друг друга на тот же шаг tZo, tz1, tz2 и tz3, что и центры соответствующих им программных колес 3 — 6.

Поэтому в процессе обкатывания программных колес 3 — 6 и испытуемого колеса 1 в зацеплении попеременно находятся или центральные зубчатые сектора 13. 29, 30 и

31 программных колес 3 — 6 с секторными участками основ н ых централ ьн ых зубчатых секторов 67 испытуемого колеса 1, или боковые зубчатые сектора 17 — 20 программных колес 3 — 6 с секторными участками вспомогательных центральных зубчатых секторов

68 и 69 испытуемого колеса 1, или секторные участки дополнительных боковых венцов 53 . и 54 программных колес 3-6 с боковыми зубчатыми секторами 70 и 71 испытуемого колеса 1.

Тогда npu k = 1, m = 1, а = 4 и количестве центральных зубчатых секторов на каждом из программных колес 3 — 6, равном CMo = 4, См1- 3, См2 = 2 и CM3 = 1 на испытуемом колесе 1 в пределах пяти секторов с числом зубьев на каждом секторе, равным Zo/(а + 1) или Ze/5 при а = 4, получают на основных центральных зубчатых секторах 67 по два секторных участка с числами зубьев Z

2м1 Ем1 и Емз Емо и ZM2 ZMo и 2м2 Ума и ZMj, подверженных различным .числам циклов

1746241

10 групп испытуемого колеса 1, подвержены различным числам циклов нагружения, равным . на колесе 3 No = 4N, на колесе 4 N1 = ÇN, на 15

25

30 кратным Z /а для меньшего и Zo/(ka+ m) для большего программных колес, о т л и ч а ющ е е с я тем, что с целью сокращения 50

55 нагружения, равных No = 4N и N1 = ÇN; N1 =

3N и йэ= N; No = 4N и Ng =,2N; No= 4N и N< . = 3N, и различным величинам крутящих моментов Тои Т1, Т1и Тз, Тои Т2, Тои Т1, причем

To < Т1 <Т2 < Тз (фиг. 11).

Аналогично, при k = 1, m = 1 и а = 4 и количестве центральных зубчатых секторных участков в каждой группе испытуемого колеса 1, равном Сьо = 4, Су = 3. Cm = 2 и

Свз = 1, центральные зубчатые сектора каждого из программных колес 3 — 6, контактирующие с секторными участками соответствующих колесе 5 йг = 2N, на колесе 6 йэ = ÇN, и различным величинам крутящих моментов Тр, Т1, Тг, Тз, причем To < Ti < Tz < Тз (фиг. 12), Таким образом, числа циклов нагружения зубьев секторных участков основных центральных зубчатых секторов 67 испытуемого колеса и соответствующих зубчатых секторов программных колес 3 — 6 одинаковы, чем обеспечивается равновероятность усталостного выкрашивания или излома зубьев испытуемого колеса 1 и программных колес.

В случае, когда испытуемое колесо меньше программных, устройство работает аналогичным образом, Формула изобретения

1. Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес, содержащее испытуемое и программное зубчатые колеса разных диаметров, отношения числа зубьев Ze большего колеса к числу ka+ m и числа зубьев Z„ меньшего колеса к числу а одинаковы и равны целому числу, не равному единице, где k — целая часть смешанного числа k m/à, m и а — соответственно числитель и знаменатель правильной дроби смешанного числа, венец программного колеса составлен из смещенных вдоль оси центральных и боковых секторов, зубчатых и со срезанными зубьями, выполненными чередующимися в шахматном порядке с шагом, равным или времени испытаний, числа испытуемых колес, повышения надежности и достоверности испытаний, количество программных колес нв превосходит числа ka + m — 1 для меньших и a+ 1 для больших, количество центральных и боковых зубчатых. секторов

45 программных колес для меньших не более а и для больших не более ka+ m, числа зубьев центральных зубчатых секторов каждого из программных колес в отдельности одинаковы и меньше ZM/à для меньших и Zg/(ka+ m) для больших. nporpaMMHblx колес, суммарное число зубьев центральных зубчатых секторов для меньших колес равно Z

Zg/(ka+ m) для меньших Z>/а для больших программных колес, а второе равно числу зубьев центральных зубчатых секторов одного из программных колес, 2. Устройство по и, 1, отл ича ю щеес я тем, что испытуемое или программные колеса снабжены дополнительными боковыми зубчатыми венцами, венец испытуемого колеса составлен из смещенных вдоль оси колеса нескольких групп центральных и боковых секторных участков, зубчатых и со срезанными зубьями с одинаковыми числами, соответственно, зубьев и срезанных зубьев в каждой группе в отдельности, равными числу зубьев центральных зубчатых секторов каждого из программных колес и расположенных с шагом, равным числу зубьев ZM/à для меньшего и Ze/(ka + m) для большего испытуемых колес, выполненными чередующимися в шахматном порядке, ° количество групп центральных секторных участков равно количеству программных колес, группы секторных участков испытуемого колеса и центры программных колес смещены друг относительно друга на одинаковый угловой шаг, суммарное. количество центральных секторных участков со срезанными зубьями в каждой группе и количества центральных зубчатых секторов соответствующего этой группе программного колеса равно числу а для меньшего и (ka + m) для большего испытуемых колес, а ширина центральных секторов программных колес или центральных секторных участков испытуемого колеса по крайней мере не меньше суммарной ширины центральных и боковых секторных участков испытуемого колеса или центральных и боковых секторов программных колес с дополнительными боковыми зубчатыми венцами.

1746241

1.746241

РнИ

i 746241

1746241

1746241

1746241

1746241

Составитель В.Стадник

Редактор И,Шмакова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Е,Папп

Заказ 2389 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113Î35, Москва, Ж-35, Раушская. наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес Устройство для усталостных испытаний зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес на износ, изгибную прочность и усталостное выкрашивание

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при исследовании зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области испытаний различных конструкций и устройств, а более конкретно к способам технической диагностики и определения технического состояния зубчатых механизмов

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано для экспериментального определения оперативным путем динамических свойств механических коробок передач

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх