Многорядное соединение деталей

 

Использование: в машиностроении в многорядных срезных болтовых и заклепочных соединениях деталей. Сущность изобретения: листы скреплены рядами крепежных элементов (КЭ). Стержни КЭ установлены с натягом в отверстия, расположенные первыми относительно места приложения на лист нагрузки и с расчетным зазором б з в отверстии ответного соединяемого листа,4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 В 5/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4853774/27 (22) 24.07.90 (46) 07.08.92. Бюл. N 29 (71) Харьковский авиационный институт им, Н.Е. Жуковского (72} Э.Н. Румянцев, А.Г. Шаманов, В,М. Андрющенко и В.Г. Бабичев (56) Авторское свидетельство СССР

f+ 1409788, кл. F 16 В 5/02, 1986.

Изобретение относится к машиностроению. в частности к самолетостроению, и может Ьыть использовано при изготовлении многорядных срезных болтовых соединений.

Известна конструкция многорядного срезного болтового соединения. Усталостная долговечность известных соединений во многом определяется уровнем напряжений смятия по стенке крайних рядов отверстий под болты. Для уменьшения уровня напряжений смятия применяют ступенчатые или усовидные соединения.

Однако эффективность известных соединений невысока.

Наиболее близким по техническому решению и достигаемому результату является болтовое соединение деталей, которое предполагает установку крайних рядов болтов с натягом в одной из соединяемых деталей и с зазором в ответной детали. Выполнение зазоров между болтом и стенкой отверстия предполагает исключение из работы болта на срез, а стенки отверстия по напряжениям смя. Ж „, 1753077 А1

2 (54) МНОГОРЯДНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ (57) Использование: в машиностроении в многорядных срезных болтовых и заклепочных соединениях деталей. Сущность изобретения: листы скреплены рядами крепежных элементов (K3), Стержни КЭ установлены с натягом в отверстия, расположенные первыми относительно места приложения на лист нагрузки и с расчетным зазором д 3 в отверстии ответного соединяемого листа, 4 ил, тия, что способствует повышению усталост-, ной долговечности болтового соединения.

Однако известное соединение не оговаривает величины этого зазора, что может привести к тому, что болт даже при величине нагрузки, близкой к разрушающей, не включается в работу на срез. Это приводит к снижению статической прочности соединения, а значит, и его надежнбсти. При меньшей величине зазора болт уже на эксплуатационных уровнях нагружения включается в работу, что ограничивает эффективность решения по критерию усталостной долговечности. Отсутствие регламентации величины зазора между болтом и стенкой отверстия снижает эффективность известного соединения деталей.

Цель изобретения — повышение надежности соединения путем повышения его статической прочности.

Для достижения поставленной цели многорядное соединение деталей содержит листы, скрепленные несколькими рядами крепежных элементов, при этом стержни крепежных элементов крайних рядов установлены с натягом в отверстия, располо1753077 (2) (3) Лз = di. (4) (5) 40

55 женные первыми относительно места приложения на лист нагрузки, и с зазором д з в отверстия ответного присоединяемого листа, причем величина зазора 6 > между стержнем крепежного элемента и стенкой отверстия зависит от геометрических и механических характеристик соединяемых деталей и соединительных крепежных элементов.

На фиг. 1 показана конструкция многорядного односрезного болтового соединения, вид сбоку: на фиг. 2 — узел! на фиг. 1, фрагмент конструкции соединения в районе установки крайних болтов до нагружения соединения; на фиг. 3 — то же, после нагрузки соединения; на фиг. 4 — расчетная схема соединениядля определения рациональной величины зазора на крайних рядах болтов.

Многорядйое соединение деталей состоит из соединяемых листов 1 и 2 и соединительных крепежных элементов, например болтов 3, гаек 4 и шайб 5, установленных в несколько рядов. Местом вероятного разрушения соединения является первый относительно места приложения нагрузки на лист ряд отверстий под болты. Для детали 1 это сечение А-А, а для детали 2— сечение Б-Б (фиг. 1). Для снижения силонагруженности болтов крайних рядов они установлены с натягом в отверстия, которые относительно места приложения нагрузки являются первыми, и с зазором в ответном присоединяемом листе. Так, например, для сечения А-А болты установлены с натягом в детали 1 и с зазором 6 в детали 2. После — прйложения эксплуатационной нагрузки происходи сдвиг соединяемых листов друг относительно друга и выбор зазора между стержнем болта и стенкой отверстия. Для обеспечения наибольшего технического эффекта предлагаемого соединения по критерию усталостной долговечности необходимо, чтобы на эксплуатационном уровне нагружения происходил полный выбор зазора, чтобы в дальнейшем, на уровнях нагружения, близких к разрушающим, происходило включение в работу на срез всех соединительных болтов по известной схеме многорядного среднего соединения. Общая деформация сдвига соединения в районе установки крайнего ряда болтов, а значит, и величина зазора в крайнем ряду, будет складываться из деформаций: растяжения листа 1 (1), растяжения листа 2 (2), деформации сдвига соединительных болтов (3), т.е. величина зазора на эксплуатационном уровне нагружения дз - — Л1 + dg + й, (1) 5

35 где Л1, h 2, Лз — деформации, указанные соответственно пп. 1-3. Деформация растяжения листа 1 складывается из деформаций отдельных участков листа между соединительными болтами где Д(— деформация j-го участка; N — количество рядов болтов, Деформация растяжения листа 2 определяется аналогичным образом

Деформации сдвига соединительных болтов будут складываться из деформаций отдельных Ьолтов где б(— деформация J-ro болта.

Посколькудля разработанного решения предусмотрено исключение из работы на срез крайних болтов при эксплуатационном уровне нагружения (нагрузкой Рэ), то деформацию Лз определяют где С)(р,l — податливость на срез 1-го болта, P3 — величина эксплуатационной нагрузки на соединение.

Деформация растяжения всех участков соединяемого листа 1 будет определяться по выражению где у= 1, 2 —.эмпирический коэффициент; tJ — расстояние между рядами болтов на j-м

Участке; tp — шаг (юлтов оДного РЯДа; Е1— модуль упругости материала листа 1; д 1J— толщина соединяемого листа 1 на j-м участке; l — номер ряда болтов; j — номер участка, расположенного между двумя соседними рядами болтов. Аналогично для соединяемого листа 2 деформация растяжения всех участков листа определяется по выражению

1753077 (7)

Выразим величину Рэ через параметры соединения. Величина эксплуатационной нагрузки выбирается в долях от разрушающей (для обеспечения требуемого ресурса). Величину разрушающей нагрузки определяют исходя из статической прочности на срез крепежных элементов

Рразр Рб хб N (и, (8) где Fe — суммарная площадь среза поперечного сечения крепежных элементов одного ряда; m — количество плоскостей среза болтов (fA = 1 для односрезного соединения);

r ь — временное сопротивление срезу мате-. ,риала крепежных элементов.

Для самолетостроения принято P> = 0,3-0,4.

Тогда с учетом (8) выражение для величины эксплуатационной нагрузки имеет вид

Рз =. Рз Рразр. (0.3-0,4)Р5 Г б N m. (9)

Теперь с учетом (5-9) суммарная величина всех деформаций и, соответственно, величина зазора определяется по выражению . 30 н-г

4г (0Л-0.4)fs.г3 ° N° . m g (1+ g - $)1+

1" гр .3 . (10) % И Ф,О- » я4) " Полученное выражение для величины зазора позволяет при максимальном эффекте решения по критерию усталостной долговечности получить выигрыш соединения по 40 критерию статической прочности, ибо позволяет включаться в работу на срез крепежным элементам при превышении нагрузки эксплуатационной величины. Изобретение позволяет на 10-15 повысить ста- 45 тическую прочность соединения, а значит, и его надежность, что принесет при эксплуатации изделия экономический эффект.

Формула изобретения

Многорядное соединение деталей, содержащее листы, скрепленные несколькими рядами крепежных элементов, при этом стержни крепежных элементов крайних рядов установлены с натягом в отверстия, расположенные первыми относительно места приложения на лист нагрузки,и с зазором д з в отверстии ответного соединяемого листа, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности сеединения путем повышения статической прочности, величина зазора д з между стержнем крепежного элемента и стенкой отверстия равна

Гм-г аэ (оз -. 04) Fe гф M ° m(Д у —,Ж.- -(! +фи (())) ; .„x 0-1>)+ гс 1 где i — номер ряда крепежных элементов;

J — номер участка, расположенного между двумя соседними рядами крепежных элементов;

ti — расстояние между рядами крепежных элементов на J-м участке (р — шаг крепежных элементов одного .ряда;

Et и Ег — модули упругости материалов соединяемых листов;

С р.i — суммарная податливость крепежных элементов i-того ряда;

Ро — суммарная площадь поперечного сечения крепежных элементов ряда;

rn = 1 — количество плоскостей среза; т e — временное сопротивление срезу материала крепежных элементов; д ц и д 2(— толщины соединяемых листов íà J-м участке; . 7 = 1, 2 — эмпирический коэффициент; и — количество рядов болтов.

1753077 фи 7

Составитель Э.Румянцев

Техред М.Моргентал Корректор М.Петрова

Редактор Н.Тупица

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2749 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Многорядное соединение деталей Многорядное соединение деталей Многорядное соединение деталей Многорядное соединение деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовым стыковым соединениям

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, и может применяться в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в конструкции стыков рам газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для стыковки агрегатов, например центроплана и отъемной части крыла, фюзеляжа с килем, стыковки частей пилона между собой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей, обладающих большой усталостной прочностью

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных строительных элементов

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к крепежной системе, содержащей резьбовую крепежную деталь, имеющую признак преобладающего крутящего момента

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали
Наверх