Кулачковая муфта сцепления

 

Использование: в машиностроении для соединения валов посредством кулачковой муфты сцепления. Сущность изобретения: муфта сцепления содержит полумуфты 2 и 4 с кулачками с односторонними скосами. На полумуфте 4 выполнены кулачки 7 для связи с обоймой 3. На полумуфте 2 установлено опорное кольцо 9 для блокировки от циклического включения. Для фиксации положения обоймы служит храповое остановочное устройство. Дополнительные кулачки на обойме 3 и полумуфте 4 имеют направление скосов, противоположное направлению скосов основных кулачков ведомой полумуфты 2. Пружина сжатия 16 размещена между упором 18 и обоймой 3. Регулировка усилия пружины 16 осуществляется гайкой 22. Муфта обеспечивает защиту привода от перегрузок. 8 ил.

ССИОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1756б83 А1

lsI)s F 16 0 11/02

ГОСУДЛРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

«:- "l " " ÈÀß

ПТ:- -"= ò! 0-7ЕЕИЯЧИ ия

5„ 4 .".,ij! Т =цд

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4764485/27 (22) 05.12,89 (46) 23.08.92, Бюл. N. 31 (71) Белорусский политехнический институт (72) А.Т.Скойбеда, А,H.Êàøïåðêî, А.А.Зенькович, ИЛА.Комяк, И.В Можаров, Н,В,Шиш, А.А.Калина и В,ИЯнченко (56) Авторское свидетельство СССР

N 1493912, кл. F 16 D 11/02, 1987. (54) КУЛАЧКОВАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ (57) Использование: в машиностроении для соединения валов посредством кулачковой муфты сцепления, Сущность изобретения: муфта сцепления содержит полумуфты 2 и 4 с кулачками с односторонними скосами. На полумуфте 4 выполнены кулачки 7 для связи с. обоймой 3. На полумуфте 2 установлено опорное кольцо 9 для блокировки от циклического включения. Для фиксации положения обоймы служит храповое оатановочное устройство, Дополнительные кулачки на обойме 3 и полумуфте 4 имеют направление скосов, противоположное направлению скосов основных кулачков ведомой полумуфты 2, Пружина сжатия 16 размещена между упором 18 и обоймой 3. Регулировка усилия пружины 16 осуществляется гайкой

22, Муфта обеспечивает защиту привода от перегрузок. 8 ил.

1756683

30

40

55

Изобретение относится к машиностроению, а именно к кулэчковым муфтам сцепления.

Известна кулачковая муфта, содержа щая ведомый вал, установленные на нем соосно неподвижную в осевом направлении ведущую и подпружиненную к ней ведомую полумуфты с торцовыми взаимодействующими между собой кулачками, угол подьема которых больше угла трения. Механизм снабжен установленной на ведомом валу с возможноС1ьЮ вращения СООСйО вЕдомай и ведущей полумуфтам дополнительной полумуфтой с торцовыми кулачками. выполненными трапецеидальными с углами подъема, один из которых больше. а другой меньше угла трения, дополнительными кулачками с профилем. аналогичным профилю кулачков дополнительной полумуфты, размещенны-. ми на ведомой полумуфте и предназначен.ными для взаимодействия с тОрцовыми кулачками дополнительной полумуфты, а концы пружийы закреплены в ведомой и дополнительной полумуфтах, Устройство обладает недостаточной работоспособностью. так как в приводах с остаточным после размыкания муфты моментом на остановочном устройстве не обеспечивается возврат механизма в исходное состояние.

Известна кулачковэя муфта сцепления, содержащая установленные соосйо упруго поджатые друг к другу ведущую и ведомую полумуфты с торцовыми кулачками, установленное с возможностью поворота в одной из полумуфт опорное кольцо с выступами, упор, закрепленный в торце кулачка другой полумуфты с возможностью взаимодействия с выступами опорного кольца, где муфта снабжена обоймой с торцовыми кулачками, остановочным устройством, расположенным с возможностью взаимодействия с обоймой, Средство под:жатия полумуфт выполнено в виде пружины кручения, закрепленной концами на ведомой полумуфте и обойме, На торце ведомой полумуфты, обращенном к обойме, выпол- нены дополнительные кулачки, контактирующие с кулачками обоймы, при этом направление скосов дополнительных кулачков противоположно направлению скосов основных кулачков ведомой полумуфты, Муфта срабатывает только в режиме

: принудительного последовательного разобщения ведущей и ведомой полумуфт и затормаживания последней. Привод и устройство в процессе работы оказываются не защищенными от действия перегрузок, что снижает их надежность.

Цель изобретения — повышение надежности кулачковой муфты сцепления путем обеспечения ее срабатывания в двух режимах: принудительного отключения и остано- . ва ведомой части и предохранения привода от перегрузок, Указанная цель достигается тем, что в кулачковой муфте сцепления, содержащей соосно установленные ведущую и ведомую полумуфты; взаимодействующие посредстВоМ торцовых кулачков с односторонними: скосами, размещенное в одной из полумуфт опорное кольцо с выступами, расположен-. ными в контакте с упором, закрепленным в другой полумуфте, обойму; пружину, разме-. щенную между обоймой и ведомой полумуфтой, остэновочное устройство, установленное с возможностью взаимодействия с обоймой, при этом на обращенных друг к другу торцах ведомой полумуфты и обоймы выполнены дополнительные кулачки; направление скосов которых противоположно направлению скосов основных кулачков ведомой полумуфты, муфта снабжена дополнительной пружиной сжатия, размещенной между упором и обоймой, и средством регулировки усйлия пружины.

На фиг. 1 изображена кулачковая муфта, общий вид, совмещенный с разрезом по оси; на фиг, 2 — разрез А-А на фиг, 1: на фиг.

3 — разрез Б-Б нэ фиг. 2 (схема функционально значимых осевых размеров конструктивных элементов муфты); на фиг, 4 — то же, положение частей в режиме передачи муфтой крутящего момента; на фиг. 5 и 6— положение частей на разрезе Б — Б после принудительного отключения и останова ведомой полумуфты; на фиг. 7 — разрез  — 8 на фиг, 1 (остановочное устройство после затормаживания. приводимого механизма); на фиг, 8 приведена кинематическая схема вальцового прессующе-транспортирующего устройства с делением потока мощности на рабочие органы на ведомой полумуфте кулачковой муфты.

Кулачковая муфта содержит ведомый вал 1, установленные на нем соосно с возможностью вращения ведущую полумуфту 2 и обойму 3, расположенную между ними с возможностью. осевого перемещения ведомую полумуфту 4, подпружиненную к ведущей полумуфте 2 и снабженную с обеих сторон торцовыми кулачками 5 для взаимодействия с аналогичными ответными кулачками 6 ведущей полумуфты и дополнительными кулачками 7 для взаимодействия с кулачками 8 обоймы, устройство блокировки от циклического включения в виде опорного кольца 9, расположенного в расточке ведущей полумуфты 2 с возможно1756683 стью вращения таким образом,"чу торцы бачка 30, поджимаемая к корпусу при отсутего выступов 10 находятся в одной плдско- ствии тяги на электромагните возвратной сти с торцами кулачков 5 ведущей полумуф- пружиной 31. ты, Опорное кольцо 9 взаимодействует Муфта работает следующим образом. своей наружной поверхностью с поверхно- 5 При вращении рабочих органов в прястью расточки сииами трения. Для взаимо- мом направлейии крутящий момент с ведудействия с торцовыми выступами 10 на щей полумуфты 2 передается на ведомую одном иэ кулачков 5 ведомой полумуфты 4 полумуфту4 кулачковыми рядами 5 и 6, взавыполнен упор 11, Во всех кулачковых рядах имодействующими сторонами с углом подькулачки выполнены с односторонними ско- 10 ема больше угла трения. Вследствие этого сами, т.е. одна сторона кулачка имеет угол действие крутящего момента вызывает в куподъема профиля больше угла трения, адру- лачковом зацеплейий"осевую силу, действугая сторона — меньше угла трения. При этом ющую на ведомую полумуфту 4 и кулачки 5 и 7 выполнены с одинаковой атно- стремящуюся . переместить последнюю по сительно поперечного сечения ведомой по- 15 валу совместно с обоймой, так как торцы лумуфты 4 асимметрией профиля, т.е. дополнительных кулачков 7 полумуфты 4 направления скосов основных кулачков 5 и опираются на опорныЕ площадки 12 обоймы дополнительных кулачков 7 ведомой полу- 3 (фиг. 1 и 4). Однако, если величина осевой муфты 4 противоположны. На кулачках 8 силы, приложенной к обойме, и, следоваобоймы 3 для взаимодействия с торцами 20 тельно, соответствующего передаваемого кулачков 7 выполнены опорные площадки крутящего момента не превыйает усилия

12, расстояние Ь г (фиг,3) от которых до впа- пакета тарельчатых пружин 16, совместное дин кулачков 8 обоймы, как и высота hG ку- перемещение полумуфты 4 и обоймы невозлачков ведущей полумуфты, не менее можно, разности осевого размера h4 ведомой полу- 25 При передаче крутящего момента через муфты 4 и расстояния h от торца кулачков муфту выступы 10 опорного кольца 9 наховедущей полумуфты 2 до опорных площадок дятся в пределах объема, который занимали

12, при этом высота пв кулачка 8 обоймы не бы удаленные расточкой части кулачков 6 больше высоты йт кулачков 7 ведомой полу- ведущей полумуфты 2, и. таким образом, не муфты и больше высоты he кулачков 6 веду- 30 взаимодействуют с кулачками 5 полум фщей полумуфты. : ты 4, и п луму

Кулачковая муфта снабжена нерегули- При превышении крутящим моментом в руемой возвратной цилиндрической пружи- зацеплении кулачков 5 и 6 предельного знаной 13 комбинированного нагружения, чения ведомая полумуфта 4 и обойма 3, взазакрепленной зацепом 14 в ведомой полу- 35 имодействующая своим торцом 19 с муфте и зацепом 15 в обойме, и дополни- подвижной втулкой 17, начинают переметельно пакетом тарельчатых пружин 16, щаться под действием осевой силы, сжимая набранных на подвижной 17 и неподвижной пакет тарельчатых пружин 16. и поворачи18

8 втулках, размещенных со сторонй внеш- ваться относительно кулачков 6 ведущей понего торца 19 обоймы между упором 20 вала 40 лумуфты 2, 1 и средством регулировки натяга пружин . После выхода кулачков5и 6иззацеплесоответственно,При этом между втулками ния, что возможно только при наличии заэо17 и 1.8 имеется зазор, не меньший высоты ра между втулками 17 и 18 не менее высоты йе кулачков 6 ведущей полумуфты 2. Средст- йв кулачков, (в начальный период относиво регулировки натяга выполнено в виде 45 тельного вращения полумуфт2 и 4) упор 11 гайки 21 на валу 1 со стопорной шайбой 22, зацепляется эа один иэ выступов 10, огранидля предотвращения срезания уса которой чивая движение кольца 9. При этом торцы между валом 1 и неподвижной втулкой 18 выступов 10 устанавливаются напротив часустановлена шпонка23, тей торцовых поверхностей кулачков 5 севой размер набора из полумуфт 2; 4 50 (враспор), где геометрически препятствуют и обоймы 3 ограничен упором обоймы 3 тор- перемещению (включению) ведомой полуцом 19 в торец подвижной втулки t 7 и упо- муфты 4 под действием пружины 16 либо 13. ром ведущей полумуфты 2 своим внешним - Таким образом, муфта срабатывает авторцом в бурт вала 24. .томатически как предохранительная, разоба наружной поверхности обоймы вы- 55 щая ведущую и ведомую части привода. полнен храповый венец 25, являющийся Дальнейшее своббдное, вплоть до выэлементом остановочного устройства. По- ключения привода вра ф 2 следнее включает в себя(фиг,7) корпус 26, в в прежнем направлении относительно сблокотором на оси 27 установлена приводимая кированного с валом 1 через ведомую получерез толкатель 28 электромагнитом 29 со- муфту 4 опорного коль а 9 ,по ного кольца сопровождается

1756683 преодолением относительно небольших сил трения в паре расточка полумуфты — наружная поверхность опорного кольца, При этом момент силы трения на опорном кольце уравновешивается силой реакции, дополнительно прижимающей боковую поверхность выступа 10 к упору 11, что увеличивает надежность фиксации полумуфт в выключенном положении, При изменении направления вращения ведущей полумуфты 2 сила трения в паре кольцо — расточка изменяет направление, упор 11 перестает взаимодействовать с выступами 10. Опорное кольцо 9 увлекается полумуфтой 2 во вращение относительно ведомой полумуфты 4 и сходит с торцов кулачков 5, после чего перестает препятствовать замыканию муфты под действием пружины

16 или 13.

Устройство возвращается в исходное положение (фиг.1).

Для принудительного последовательного разобщения ведущей и ведомой полумуфт и затормаживания последней под действием сигнала, поступающего на электромагнит. 29, якорь последнего через толкатель 28 перемещает собачку 30 до контакта с зубьями храпового венца 25, Обойма замыкается на корпус 26. Дополнительные кулачки 7.продолжающей поворачиваться ведомой полумуфты 4 сходят c ойорных площадок 12 обоймы 3. Ведомая полумуфта под действием осевой силы (крутящего момента) перемещается по валу 1, сжимая и закручивая (раскручивая)возвратную пружину 13, до тех пор, пока кулачки 7, заходящие во впадины кулачков 8, не начнут взаимодействовать с последними боковыми сторонами с углами подъема меньше угла трения, как показано на фиг. 6. При этом происходит силовое замыкание вала 1 через кулачки 7 и 8 и остановочное устройство 25

- с корпусом 26, Таким образом, кулачковая муфта сцепления в вышеописанном режиме работает аналогичйо прототипу..Это означает, что при деформации (закручивание и сжатие) цилиндрической пружины 13 под действием движений полумуфты 4 и обоймы 3 пакет тарельчатых пружин 16 должен не деформироваться и обеспечивать таким образом неподвижность в осевом направлении втулки

17 и упирающейся в нее обоймы 3 с остановочным устройством. Поэтому принципиально осевое усилие предварительно сжатого (при монтаже) пакета тарельчатых пружин 16 должно быть больше, чем у цилиндрической пружины 13 в случае ее комбинированной деформации, соответствующей максимальному перекрытию по вы5

30

45 данном случае под действием возвратной

50 пружины 13 самопроизвольному циклическому включению ведомой и ведущей полумуфт в процессе выбега последней, а также обеспечивая блокировку от случайного включения рабочих органов без предварительного их реверсирования.

Возврат кулачковой муфты в исходное положение заканчивается тем явлением, что торцы кулачков 7 ведомой полумуфты устанавливаются на торцы выступов 12 кулачков 8 обоймы 3, Для этого полумуфта 4 под действием раскручивающейся возвратной пружины 13 должна повернуться отно соте кулачков 7 и 8 (как показано на фиг. 6).

На практике для надежной работы муфты усилие тарельчатых пружин 16 должно быть существенно больше осевой силы, развиваемой цилиндрической пружиной 13, С другой стороны, для надежного замыкания храпового венца 25 обоймы 3 с собачкой 30 (максимального снижения вероятности отбоя собачки от вершин зубьев храпового венца) необходимо исключить влияние на обойму 3 как осевых усилий, так и сил трения по торцу обоймы от действия тарельчатых пружин 16, Это дает возможность выполнять пружины 13 и 16 с любыми

5 соотношениями усилий, кроме указанного ограничения.

Для устранения влияния пружин 16 и служит бурт 20 вала 1, в который в исходном положении муфты (фиг.1) должна быть уперта втулка 17, что возможно лишь в случае, если, как показано на фиг. 1, осевой размер . набора из полумуфт 2, 4 и обоймы 3 будет не больше расстояния по валу между его буртами 20 и 24. На фиг. 1 эти размеры равны по номиналам при беэзазорном зацеплении кулачков 6 и 5, но устройство вполне работоспособно, если осевой размер пакета полумуфт меньше размера по валу. В этом случае осевая сила, возникающая на наклонных боковых йоверхностях кулачков 6 и

5, "раздвинет" полумуфты 2 и 4 до выбора зазора, пока обойма 3 не упрется торцом 20 во втулку 17. Величина перекрытия кулачков

5 и б в этом случае составит величину Л (фиг,3), меньшую высоты кулачков По и hs, Аналогично срабатыванию муфты при перегрузках к моменту принудительного выключения ведомая полумуфта переместится в осевом направлении на высоту кулачков 5 совместно с упором 10, поворачиваясь относительно кулачков 6 ведущей полумуфты и опорного кольца 9 до взаимодействия с торцовыми выступами 11, ограничивая движение опорного кольца. При этом кулачки 5 ведомой полумуфты устанавливаются своими торцами на выступы 11, препятствуя в

1756683

9 сительно обоймы 3 и переместиться в осе-: щитой их от циклического включения в провом направлении вплоть до замыкания ку- цессе дальнейшего, после срабатывания, лачков 5 с кулачками 6 ведущей вращения ведущей полумуфты и повторного полумуфты 2, включения прямого хода реверсирования

Однако в том случае, когда после затор- 5 ведущей полумуфты, обеспечивающего возмаживания рабочей машиныили механизма врат механизма в исходное положение, в со стороны последнего на вал 1 действует частности, с принудительным размыканием остаточный момент М0сг, создающий, благо- остановочного устройства. даря наличию трения в контакте язычка со- На практике встречается необходибачки 30 сзубом храпового венца 25,,усилие 10 мость одновременного останова двух и боFtp, как показано на фиг, 7, величина кото- лее рабочих органов, в частности, рого существенно больше усилия возврат- противоположного йайравления вращения, ной пружины 31 собачки. Поэтому . как у представленного на фиг. 7 вальцового известный храповыймеханизм оказывается питающего аппарата 32 с неподвижным 33 заклиненным, возврат устройства в исход- 15 и подъемным 34 вальцами. ное положение невозможен без внешнего Вследствие того, что для обеспечения силового воздействия.. . работоспособности кулачковой муфты исПосле реверсирования ведущей полу- пользованы торцовые поверхности ведомой муфты 2 сила трения в паре кольцо — расточ- полумуфты, а по внутреннему диаметру пока изменяет направление, упор 10 20 лумуфта взаимодействует с соосным ведоперестает взаимодействовать с выступом мым валом, имеется свободная йоверхность

11, Опорное кольцо увлекается полумуфтой по наружному диаметру, которая может

2 во вращение относительно ведомой полу- быть снабжена элементами, передающими муфты 4 и сходит с торцов кулачков 5, созда- крутящий момент, например, зубчатым венвая возможность осевого перемещения 25 цом 35(фиг. 1 и фиг. 8). В этом случае ведопоследней под действием возвратной пру- мая полумуфта может геометрически жины 13 до взаимодействия кулачков 5 и 6 совпадать с шестерней раздаточного редуксторонами с углом подьема меньше yrh3 тора привода рабочего органа, несоосного трения. В кулачковом зацеплении возника- валу муфты (вальца 33 на фиг. 8). ет только окружная сила, реверсирующая 30 Такое деление потока мощности максиведомую полумуфту 4 и связанные с ней мально уменьшает число динамически нарабочие органы, Полумуфта 4 и вал 1 пово- гружаемых в процессе останова рабочих рачиваются относительно замкнутой на машин конструктивных элементов и снижакорпус 26 черезхраповый венец 25 обоймы ет габариты привода.

3 в пределах сектора до взаимодействия 35 Ф о р м ул а и з о б р е те н и я кулачков 7 и 8 сторонами с углом подъема Кулачковая муфта сцепления, содержабольше угла трения, так как дополнитель- щая соосноустановленнйе ведущую и ведоные кулачки 7 и кулачки 8 имеют гарантиро- мую полумуфты, взаимодействующие ванное перекрытие (фиг.3). посредством торцовых кулачков с односто Дополнительные кулачки 7 устанавливают- 40 ронними скосами, размещенное в одной из ся на опорные площадки 12. Под действием полумуфт опорное кольцо с выступами, расокружной силы в кулачковом зацеплении положенными в контакте c упором. закреппроисходит реверсирование обоймы 3 и ленным в другой полумуфте. обойму, разблокирование остановочного,устройст- пружину, размещенную между обоймой и

45 ведомой полумуфтой, остайовочное устройУстройство возвращается в исходное ство, установленное с возможностью взаисостояние, как показано на фиг. 1 и фиг. 4, модействия с обоймой, при этом на и может быть включено на прямое направ- обращенных друг к другу торцах ведомой ление вращения рабочих органов, P полумуфты и обоймы выполнены дополниабота кулачковой муфты аналогична в 50 тельные кулачки, направление скосов котослучае, когда опорные площадки 12 выпол- . рых противоположно направлению скосов нены на кулачках 7 ведомой полумуфты. основных кулачков ведомой полумуфты, о тПредлагаемое техническое решение по- л и ч а ю щ а я с я тем. что, с целью повышезволяет обеспечить автоматическую, по ния надежности работы, она снабжена допредельному моменту, защиту привода от 55 полнительной пружиной сжатия, перегрузок, а также принудительное после- размещенной между упором и обоймой, и довательное кинематическое отключение и средством регулировки усилия дополниостанов приводимых рабочих органов с за- тельной пружины.

1756683 Риг3

1756683 а 6 S 101f У

1756683

N».Я

Составитель И. Можаров

Техред M.Moðãåíòàë Корректор О..Юрковецкая

Редактор М, Янкович

Заказ 3078 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Кулачковая муфта сцепления Кулачковая муфта сцепления Кулачковая муфта сцепления Кулачковая муфта сцепления Кулачковая муфта сцепления Кулачковая муфта сцепления Кулачковая муфта сцепления Кулачковая муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для механизмов с циклической нагрузкой ведомой полумуфты

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах при транспортно-перекладочных операциях в производстве керамических строительных материалов

Муфта // 859706

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к муфтам. Пружинная муфта содержит ведущую и ведомые полумуфты, которые могут перемещаться по шлицам валов. Имеются амортизирующие прокладки по плоскостям зацепления. Полумуфты соединены винтовой пружиной. Концы винтовой пружины закреплены в прорезях муфт на торцевых фланцах. При вращении вала пружина имеет возможность скручиваться и перемещать ведомую полумуфту, приводя полумуфты в состояние зацепления. Возможность перемещения концов пружин в указанных прорезях и наличие амортизаторов делает зацепление более плавным. Достигается продление срока работоспособности. 2 ил.
Наверх