Муфта

 

ОЛ ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советснмх

Социалмстмчеснмх

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.02.79 (21) 2743171/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К, F 16 D 11/02

Государственный комитет

Опубликовано 30.08.81. Бюллетень №32

Дата опубликования описания 05.09.81 (53) УДК 621.825..6 (088.8) о делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения (54) МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, в частности для устройства передачи вращения.

Известна муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через поворотную шпонку (1).

Недостатком муфты является сложность конструкции.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является муфта, содержащая ведущую полумуфту с пазами и расположенную в ней ведомую полумуфту с подпружиненной поворотной шпонкой (2).

Недостатком данной муфты является низкий срок службы.

Цель изобретения — повышение срока службы.

Поставленная цель достигается тем, что пазы ведущей полумуфты и контактирующие с ними концы шпонок выполнены цилиндрическими, а кромки пазов ведущей полумуфты скруглены.

Радиус скругления кромок составляет

0,1 — 0,2 радиуса цилиндрической поверхности пазов.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта в момент передачи движения; на фиг. 2— вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — шпонка, выведенная из зацепления в увеличенном масштабе.

Муфта состоит из смонтированной на ведущем валу 1 ведущей полумуфты 2, имеющей на внутренней стороне пазы 3, задние кромки 4 которых скруглены, ведомой полумуфты 5, смонтированной на рабочем валу 6.

На ведомой полумуфте установлена поворот16 ная шпонка 7 с выступом 8, который входит в паз 9 рычага сцепления, выполненного в виде пластины 10, подвижно установленной на ступице ведомой полумуфты. Пластина 10 силовой пружины 11 прикреплена к ведомой полумуфте 5 и под действием ее стремится повернуться против часовой стрелки. К выступу 8 поворотной шпонки 7 прикреплена пружина 12, выполненная значительно слабее пружины 11, а второй конец ее укреплен на ведомой полу6 муфте 5. Пружина 12 стремится повернуть поворотную шпонку 7 по часовой стрелке.

Для выключения муфты служит управляемый упор 13.

859706

Муфта с поворотной шпонкой работает следующим образом.

От привода (не показан) ведущая полумуфта 2 получает непрерывное вращение. Подачей команды на исполнительные механизмы (не показаны) управляемый упор 13 отводится, освобождая пластину 10 рычага сцепления, которая под действием силовой пружины ll поворачивается против часовой стрелки, разворачивая также против часовой стрелки и поворотную шпонку 7, при этом пружина 12 растягивается под действием более сильной пружины 11. Шпонка

7 входит своим контактным концом в паз 3 ведущей полумуфты 2, которая ведет ведомую полумуфту 5 и рабочий вал 6. Так происходит подавляющее большинство включе- 15 ний шпонки. Однако могут иметь место случаи, когда по команде на включение шпонка

7 попадает на край задней кромки 4 паза и выскальзывает из него. В этом случае шпонка 7 ложится в паз ведомой полумуфты до встречи со следующим пазом ведущей полумуфты 2. Для разобщения ведущей и ведомой полумуфт в зону перемещения пластины

I0 рычага сцепления вводится упор 13. Плас,t,à !О, наталкиваясь на неподвижный упор останавливается, а поворотная шпонка 25 ,, увлекаемая ведущей полумуфтой 2, наезает выступом 8 на край паза 9 рычага сцепления и, поворачиваясь, выходит из зацепления с пазом 3 ведущей полумуфты 2, разъединяя ее с ведомой полумуфтой. Шпонка 7 прижимается пружиной 12 к оси ведомой полумуфты 5. При следующем включении упор 13 вновь подводится в зону перемещения пластины рычага сцепления и цикл повторяется.

Благодаря тому, что контактирующие поверхности поворотной шпонки и пазов ведущей полумуфты предлагаемый муфты выполнены цилиндрическими, обеспечивается соприкосновение по площади (по пятнам) в отличие от линейного контакта в известной муфте. Увеличение площади соприкосновения снижает контактные напряжения в 3,5—

4 раза (по расчету) и позволяет при тех же габаритах муфты передавать больший крутящий момент и увеличивает долговечность муфты в 1,8 — 2 раза (по расчету). Скругление задних кромок пазов ведущей полумуфты в сочетании с цилиндрической формой шпонки устраняет истирание и сминание контактных кромок паза и шпонки, что в свою очередь увеличивает срок службы предлагаемой муфты.

Формула изобретения

1. Муфта, содержащая ведущую полумуфту с пазами и расположенную в ней ведомую полумуфту с подпружиненной поворотной шпонкой, отличающаяся тем, что, с целью повышения срока службы, пазы ведущей полумуфты и контактирующие с ними концы шпонок выполнены цилиндрическими а кромки пазов ведущей полумуфты скруглены.

2. Ю1уфта по п. 1, отличающаяся тем, что радиус скругления кромок пазов ведущей полумуфты составляет 0,1 — 0,2 радиуса цилиндрической поверхности пазов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3102620, кл. 192 — 29, опублик. 1963.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2570332, кл. F 16 D 11/02, 1978. (прототип) .

859706

Составитель И. Яцунов

РедакторТ. Мермелштайн Техред А. Бойкас Корректор М. Шароши

Заказ 7513 56 Тираж 1006 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Муфта Муфта Муфта Муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 752069

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах при транспортно-перекладочных операциях в производстве керамических строительных материалов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для механизмов с циклической нагрузкой ведомой полумуфты

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к муфтам. Пружинная муфта содержит ведущую и ведомые полумуфты, которые могут перемещаться по шлицам валов. Имеются амортизирующие прокладки по плоскостям зацепления. Полумуфты соединены винтовой пружиной. Концы винтовой пружины закреплены в прорезях муфт на торцевых фланцах. При вращении вала пружина имеет возможность скручиваться и перемещать ведомую полумуфту, приводя полумуфты в состояние зацепления. Возможность перемещения концов пружин в указанных прорезях и наличие амортизаторов делает зацепление более плавным. Достигается продление срока работоспособности. 2 ил.
Наверх