Автоматический клиноременный вариатор скорости

 

Использование: приводы различных машин и механизмов. Сущность изобретения: ведущий шкиэ состоит из подвижных в осевом направлении полушкивов 2 и 3, имеющих кулачки 10 и 11. Ведомый шкив состоит из подвижных в осевом направлении пояушкивов 6 и 7. Рычаги 16 и 17 взаимодействуют соответственно с полушкивами 2, 6 и 3, 7. Расположенный между полушкивами 2 и 3 на ведущем валу 1 двухсторонний кулачок 9 взаимодействует с кулачками 10 и 11. Пружины 4 и 8 создают необходимое осевое усилие. 3 ил. 7J (Л С %1 л СО Ы Ок

,, Ы,, 1758316А1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s F 16 Н 9/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ. 0 Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4636259/28 (22) 12 01.89 (46) 30.08.92. 6юл. М 32 (71) Киевский технологический институт пищевой промышленности (72) А.И.Соколенко, М.И.Юхно. В.С.Костюк, И.И.Сторижко и М.Б.Михлин (56) Авторское свидетельство СССР

М 153819, кл. F 16 Н 9/16, 1961.

Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 724845, кл. F 16 Н 9/18, 1976.

Авторское свидетельство СССР

И. 1672041, кл. F 16 Н 15/04. 1988. д

2 (54) АВТОМАТИЧЕСКИЙ КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ (57) Использование: приводы различных машин и механизмов. Сущность изобретения: ведущйй шкив состоит из подвижных в осевом направлении полушкивов 2 и 3, имеющих кулачки 10 и 11. Ведомый шкив состоит из подвижных в осевом направлении гюлушкивов 6 и 7. Рычаги 16 и 17 взаймоцействуют соответственно с полушкивами 2, 6 и

3, 7. Расположенный между полушкивами 2 и 3 на ведущем валу 1 двухсторонний кулачок 9 взаимодействует с кулачками 10 и 11.

П ины 4 и 8 создают необходимое осевое лие. 3 ил.

1758316

Изобретение относится к общему ма- . натяжение гибкого элемента с помощью шиностроению и может найти применение гидродвигателя, а затем включение гидравв приводах различных машин и механиз- лически управляемой муфты, обеспечиваюмов, щей передачу крутящего момента на

Известен клиноременной вариатор с 5 ведущий вал., а от него — на ведомый. Затем раздвижными подпружиненными кониче- происходит переключение двухпозиционскими полушкивами на обоих валах, на ве- ного трехлинейного распределителя в друдомом залу которого расположен гую позицию, чем обеспечивается подвижный йолушкив, соединенный с ва- поддержаниедавлениявгидросистемеспо-. лом винтовой IlcfpoA, злементамй которой 10 мощьюгидроаккумулятора, Регулировкапеявляется канавка, выполненная на валу, и редаточного отношения осуществляется с палец, жестко закрейленный в части по- помощью механизма регулирования. движного полушкива, Недостатками прототипа являются отИзвестен также автоматический клино- сутствие автоматического регулирования ременный вариатор скорости, на ведомом 15 передаточного числа при изменяющемся валу которого расположены пальцы с роли- моменте сил сопротивления и сложность ками, подвижный и неподвижный полушки- конструкции. вы с хвостовйком, выполйеннь1м в аиде тела Цель изобретения — расширение эксвращения переменного диаметра вдоль оси . плуатационных возможностей, сймметрии, закрепленного на полушкиве 20 Указанная цель достигается тем, что усоснование большего диаметра, а пальцы тройство управления передаточным отнорасположены под углом к оси ведомого 88" шением выполнено в виде установленного

na " " - .:. - " " на ведущем валу между полушкивами двухИзвестен вариатор, снабженный ripy- стороннегокулачка, наполушкивах ведущежиной, размещенной между коническими 25 го вала вйполнены кулачки для дискамй ведущего вала, последний вь пол- взаимодействия с соответствующими понен с двумя участками, имеющими резьбу . верхностямидвухстороннегокулачка,акажпротивоположного направления, кониче- дый из полушкивов соответствующих валов ски6 диски ведУщего вала "вьп1олнены с подпружинен друг к другу, резьбой для взаимодействия с соответству- ЗО Автоматический клиноременный вариающими участками, рабочие поверхности тор скорости состоит из корпуса, ведущего всех конических дисков образованъгчереду- и ведомого валов, установленных на них с ющимися между собой жесткими и упруги- . возможностью осевого перемещения пары ми спицами, из которых обращенньte друг к конических полушкивов, образующих ведудругу расположены с чередованием между 35 щий и ведомые шкивы, шарнирно установсобой, а устройство осевого перемещения " ленные на корпусе рычаги, соединенные с конических дисков выполнено в аиде коро- соответствующими полушкивами ведущего мысел, шарнирно установленных на корпу- и ведомого валов, охватывающий шкивы се для взаимодействия с соответствующими клиновой ремень и устройство регулироваконическими дисками ведущего и ведомого 40 ния передаточного числа. валов, Согласно изобретению ведущий вал

Недостатком известных вариаторов снабжен неподвижным двухсторонним куявляется недостаточная точность регули- лачком, а на полушкивах ведущего вала вырования передаточного числа при изменя- полнены кулачки для взаимодействия с

Ющемся моменте сил сопротивления. 45 соответствующими поверхностями двустоИзвестна бесступенчатая йередача, со- роннего кулачка. Рабочие поверхности кудержащая ведущий и ведомый элементы с лачков, находящихся на ведущем валу, - " установленными на них парами конических выполнены"по винтовойлинии, угол наклона дисков, охваченных гибким элементом. Ди- которых 2-3 раза больше угла трения, а стуски связаны регулировочными рычагами, с 50 пййы полушкивов ведущего и ведомого вакоторыми взаимодействует механйзм регу- лов соединейы шарнирно с рычагами, лирования и гидродвигатель, связанный способствующими их перемещению в осетрубопроводом с гидравлически управляе- вом направлении. мой муфтой, соединяющий приводной вал с . При использовании изобретения повыведущим. На приводном валу установлен 55 шается точность регулирования передаточтакже насос, связанный с трехлинейным ного числа при изменяющемся моменте сил двухпозйционнымраспределителем,гидро- сопротивления и увеличивается КПд. Это аккумулятором и гидродвигателем, При вра- достигается за счет применения кулачков, щении приводного вала сначала угол наклона рабочих поверхностей котопроисходит зарядка гидроаккумулятора, . рых в 2-3 раза больше угла трения, что спо1758316

15

25

40 дру"у собствует в результате увеличения и или уменьшения сил сопротивления значительному изменению осевой составляющей, возникающей в плоскости контакта кулачков, а следовательно. изменению передаточного числа вариатора; увеличению КПД вариатора происходит за счет того, что чувствительное регулирование передаточного отношения обеспечивает постоянство коэффициента тяги, при выборе максимального значения которого снижается нагрузка на ремень, увеличивая его долговечность, На фиг. 1 изображен автоматический клиноременный вариатор; общий вид, разрез на фиг. 2 — ведущий и ведомый кулачки; общий вид; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг, 1.

На ведущем валу 1 (фиг. 1) установлен раздвижной шкив, конические полушкивы 2 и 3 которого подвижны в осевом направлении и подпружинены пружинами 4. На ведомом валу 5 установлен шкив, состоящий из конических полушкивов 6 и 7, которые также подвижны в осевом направлении и падпружинены пружиной 8. На ведущем валу 1 посредством шпонки закреплены неподвижный ведущий двухсторонний кулачок 9 (фиг. 2). Подвижные — ведомые кулачки 10 и

11 (фиг, 2) прикреплены к подвижным полушкивам 6 и 7 посредством винтов, Угол наклона рабочих поверхностей кулачков значительно больше угла трения, а осевая составляющая усйлия, возникающая ot паредаваемого момента в плоскости контакта кулачков, противодействует усилию пружин 4.

На концах ведущего и ведомого валов (1 и 5) могут быть расположены гайки (12 — 15), с помощью которых регулируются изменения деформации соответствующих пружин, что приводит к изменению осевой. составляющей силы трения между ремнем и шкивами. Ступицы ведущих и ведомых конических полушкивов соединены шарнирно с рычагами 16 и 17, что способствует одновременному и равномерному перемещению конических полушкивов в осевом направлении при изменении передаточного числа.

Рычаги смонтированы на неподвижных осях с возможностью поворота, Устройство работает следующим образом.

В установившемся режиме при равенстве осевой составляющей усилия, возникающей от передаваемого вращательного момента в плоскости контакта кулачков, и усилия пружин происходит передача дви-. жения от ведущего вала 1 к ведомому 5 посредством кулачков — неподвижного двухстороннего кулачка 9 и подвижных 10 и

11, ведущих конических полушкивов 2 и 3, ремня и ведомых конических полушкивов 6 и 7. При этом характерно установившееся передаточное число вариатора.

При увеличении момента сил сопротивления увеличивается осевая составляющая усилия в плоскости контакта кулачков, кото- . рая превосходит усилие пружин 4 нэ ведущем валу 1. При этом ведущие кулачки 10 и11, поворачиваясь, перемещаются под действием осевой составляющей в осевом направлении совместно с коническими полушкивами 2 и 3. Расстояние между ведущими коническими полушкивами увеличивается. Одновременно начинают перемещение ведомые конические полушкивы 6 и 7, расстояние между которыми уменьшается. Соединенные шарнирно со ступицами ведущих и ведомых конических полушкивов рычаги 16 и 17 перемещаются совместно с ними, поворачиваясь вокруг неподвижных осей, При этом рычаги способствуют одновременному и равномерному перемещению конических полушкивов в осевом направлении. Это все приводит к изменению передаточного числа вариатора. Величина осевой составляющей усилия, возникающей в плоскости контакта, и, следовательно, чувствительность регулирования передаточного числа зависят от угла наклона рабочих поверхностей кулачков и характера йоверхности. В связи с этим угол наклона рабочих поверхностей кулачков в 2-3 раза больше угла трения и Выполнены поверхности по винтовой линии, Формула изобретения

Автоматический клиноременный вариатор скорости, содержащий корпус, ведущий и ведомый валы, установленные на них с возможностью осевого перемещения пары конических полушкивов, образующие ведущий и ведомый шкивы, шарнирно установленные на корпусе рычаги, соединенные с соответствующими полушкивами ведущего и ведомого валов. охватывающий шкивы клиновой ремень и устройство регулирования передаточного отношения, о тл и ч а юшийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, устройство управления передаточным отношением выполнено в виде установленного на ведущем валу между полушкивами двухстороннего кулачка, на полушкивах ведущего вала выполнены кулачки для взаимодействия с соответстВующими поверхностями двухстороннего кулачка, э каждый из полушкивов соответствующих валов подпружинен друг к

1758316

Составитель М.Михлин редактор Т,Лаэоренко Техред М.Моргентал . Корректор Л,ЛивРинЧ

Заказ 2984: амирам - .:: ":. :-" Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета fl0 изобретениям и открЫтиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж 35, Раушская наб., 4/б

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. улУагарина, 1О1

Автоматический клиноременный вариатор скорости Автоматический клиноременный вариатор скорости Автоматический клиноременный вариатор скорости Автоматический клиноременный вариатор скорости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к бесступенчатым передачам и может найти применение в приводах различных машин, например в автоматических трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в бесступенчатых ,передачах транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в различных транспортных средствак для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам
Наверх